Однако, как убежден сам Николай Александрович, с ним поступили несправедливо. А это уже дело принципа, которое он готов отстаивать в суде. Пусть даже самой высокой инстанции. У кавалера ордена Мужества есть аргументы.
«Мы - не потери!»
Но сначала о том, как и при каких обстоятельствах он заработал эту высокую награду. По словам самого Воропаева, была просто война и работа, которую он выполнял.
- Это случилось в Южной Осетии, в августе прошлого года. Мы тащили вслед за батальоном подбитую машину, когда в тыл нашему батальону вышел грузинский спецназ. Был бой. Ну, вот, пожалуй, и всё… - коротко и без особых эмоций рассказывает майор Николай Воропаев, который в августе 2008 г. в составе подразделений 76-й десантно-штурмовой дивизии принимал участие в той короткой восьмидневной войне. А по рассказам офицеров, которые были в тот злополучный день вместе с ним, если бы не Николай, то батальон (им командовал Г. Анашкин, ныне - Герой России) ничто не спасло бы. Есть и ещё один нюанс, о котором следует сказать особо: по словам Воропаева, вступив в бой, он послал радиограмму командиру подразделения с просьбой о подмоге, однако услышал в ответ: «Тридцать процентов потерь – это норма для такой войны».
Бой был ожесточённый, несколько раз противник поднимался в атаку, но десантники со своим командиром выдержали. Догнав потом своё подразделение, Воропаев нашёл офицера, который списал его в потери. Оставшись один на один, схватил его за грудь и внятно произнёс: «Мы - не потери!»
О подвиге майора узнал командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-полковник Макаров, который лично ходатайствовал о присвоении Николаю ордена Мужества. Уже потом циничные штабисты ему между прочим рассказали: знаешь, майор, если бы ты погиб в том бою, то тогда тебе 100% дали бы Героя…
Молниеносная отставка
А сейчас Николай Воропаев довольствуется скромной гражданской должностью на одном из артиллерийских складов дивизии. Тот офицер, который уже «списал» его в потери, не забыл оскорбления, и кавалера ордена Мужества быстро и без лишних разговоров отправили в отставку. Официальный вердикт: «невыполнение условий контракта». Всё было сделано молниеносно: 29 января документы (как потом будет доказывать на суде Воропаев, явно сфальсифицированные) подпишет командир полка, буквально на следующий день их подмахнёт комдив, а уже 1 февраля свою подпись под ними поставит теперь уже бывший командующий ВДВ России генерал Валерий Евтухович. Вообще, зная, насколько медлительна отечественная бюрократическая машина, такая скорость прохождения бумаг уже вызывает удивление. Военный суд Псковского гарнизона не усмотрел в таких действиях «отцов-командиров» ничего предосудительного. «Не заметил» он, в частности, что в послужном списке Воропаева полно благодарностей. В том числе и от президента России. «Не заметил», что до заключения последнего контракта (2.07.09) Воропаев «соответствовал занимаемой должности, характеризовался по службе положительно», и, по мнению командира части, был «достоин прохождения службы». Зато обратил суд внимание вот на что: будто бы майор пьяный попал в автомобильную аварию. Между тем в деле есть справка от милиции, которая подтвердила: авария произошла из-за некачественного дорожного полотна (колесо попало в выбоину), а сам офицер был трезв. Но даже не это главное: прежде, чем уволить майора, должна состояться аттестационная комиссия с его присутствием. Однако Воропаева ни на одной из них не было. Суд не обратил внимания на то, что характеристика, подписанная командиром полка, была датирована 22 января 2009 года, но при этом странным образом она фигурировала на аттестационной комиссии, которая прошла 10 января. Кроме того, в вину Воропаеву было поставлено и то, что техни ка в его батальоне якобы была «в неудовлетворительном состоянии». Между тем, это подразделение по итогам учебного года заняло призовое место, а его командир майор Грицаев даже направлен на учёбу в академию. Как такое могло произойти, если Воропаев «плохо исполнял свои обязанности»? И таких, скажем так, «нестыковок» в деле немало.
Поступайте в армию заново
Между тем, вердикт суда был однозначен: дивизия не нуждается в услугах кавалера ордена Мужества, спасшего батальон от уничтожения. Не помогло Николаю Воропаеву даже обращение к командующему ВДВ России. Во время его недавнего визита в Псков теперь уже бывший заместитель командира 3-го батальона по вооружению 104-го парашютно-десантного полка добился приёма и устного решения, которое было вынесено генерал-полковником Шамановым: восстановить! Казалось бы, всё замечательно, если бы не одно «но». Когда опальный майор обратился к кадровикам, то ему было сказано примерно следующее:
- Нет проблем, майор! Вы идёте в военкомат, заново поступаете в армию, а после этого мы принимаем вас на службу.
- От такой «чести» я отказался, - признавался потом во время нашего разговора Николай – нынче человек сугубо гражданский. Отказался и принял решение: добиваться справедливости в высшей судебной инстанции: Ленинградском окружном военному суде. Каков будет его вердикт? Трудно пока загадывать, однако прецедент, когда там отменяется решение псковского гарнизонного суда, есть.
Смотрите также:
- Комдив Александр Колпаченко: "Мешает нерешенная "социалка" →
- Реформа армии началась: за две недели - два самоубийства →
- День Воздушно-десантных войск отмечают сегодня в России →