Номер не пройдет. Что происходит на пропускных пунктах на границе с Эстонией

Виктор Маслов / АиФ

Европейская комиссия на днях выдала порцию новых запретов для граждан РФ. В списке того, что теперь нельзя ввозить из России в страны ЕС, оказались автомобили. «АиФ-Псков» отправился на границу с Эстонией и узнал, как там обстоят дела после новых запретов и много ли желающих проехать на личном автомобиле в соседнюю страну.

   
   

Пограничное состояние

Россиян теперь не пустят в Европу с шампунями, одежной, косметикой, смартфонами и ещё рядом вещей. Но главное, что на той стороне границы грозятся конфисковать автомобиль, зарегистрированный в России.

Правда Еврокомиссия оставила за странами право самим решать, как исполнять санкции. Если Финляндия сразу же объявила, что пока конфисковывать автомобили россиян не планирует, то Литва 12 сентября заявила, что будет отбирать приехавшие из России машины. Вечером того же дня аналогичное решение приняла Латвия, а с 10:00 13 сентября к ним присоединилась и Эстония.

Если в Литву через сухопутную границу можно попасть только из Калининградской области, то основной трафик в Латвию и Эстонию идёт, а вернее шёл, именно через Псковскую область. На территории региона находятся все четыре автомобильных пункта пропуска на российско-латвийской границе и два из трёх существующих на российско-эстонской.

Когда-то на них стояли многокилометровые очереди легковых автомобилей как на въезд в Россию, так и на выезд. Особенно длинными они были в МАПП Шумилкино и Куничина Гора в период, когда у граждан Эстонии была возможность ввозить в свою страну бензин чаще, чем один раз в месяц. Они активно пользовались этой лазейкой: заливали на приграничных заправках полный бак и десятилитровую канистру, пересекали границу и, в основном, тут же сливали топливо для продажи благо разница в стоимости литра была, да и сейчас остаётся, довольно ощутимой. Эту бизнес-схему прикрыли сами власти Эстонии, разрешив ввозить полный бак плюс 10 литров только один раз в месяц.

После изменения эстонского законодательства, очереди на границе стали меньше, но ещё сохранялись, особенно в период отпусков и длинные выходные. Туризм, покупки, посещение родственников никто не отменял!

С закрытием границ из-за пандемии пункты пропуска практические опустели. Лишь в короткий период летом 2022 года, когда коронавирусные ограничения сняли, а санкции ещё не ввели, был всплеск поездок. Но потом вновь наступило затишье.

   
   

Не очень-то и нужно

Чтобы узнать, что изменилось на границе после введения новой серии запретов, корреспондент «АиФ-Псков» отправился на пункт пропуска Куничина Гора на окраине Печор. Никакого потока экстренно возвращающихся из ЕС на своих машинах россиян здесь нет. Разумеется, отсутствуют и желающие въехать в Эстонию на автомобилях с госномерами РФ. Как удалось узнать нашему изданию, больше чем за полдня 13 сентября, российско-эстонскую границу пересекли две легковые машины, зарегистрированные в Латвии, и одна — в Эстонии. Никакой очереди на границе, конечно же, нет.

Перед пунктом пропуска стоят только грузовики. Собственно, фуры по-прежнему и создают основной трафик через пункты пропуска.

По данным эстонского сайта бронирования очереди на границе, за 13 сентября через пункт пропуска Койдула (Куничина Гора со стороны РФ) в сторону России проехал 21 мотоцикл и легковой автомобиль, ещё пять находятся в очереди. Через Лухамаа (Шумилкино со стороны РФ) границу пересекли 20 машин и мотоциклов, ещё 22 транспортных средства ожидают приглашения в пункт пропуска. Время ожидания в очереди тут составляет около шести часов, при этом отмечается, что задержка даже по предварительному бронированию составляет пять часов.

Информации о каких-либо машинах с номерами РФ, которые бы отправили из пункта пропуска в Эстонии обратно в Псковскую область, пока нет. А вот в Ивангороде (Ленинградская область) первого возвращенца из пункта пропуска в Нарве уже зафиксировали.

Что же касается жителей Псковской области, которые раньше активно путешествовали через границу на своих авто, то большинство из них уже давно не рискует отправляться на собственном транспорте в Эстонию и Латвию: опасаются, что машины могут повредить недружественно настроенные граждане.

Те, кто всё ещё имеет по разным основаниям возможность посетить соседние государства, выбирают общественный транспорт. Например, от той же Куничиной Горы можно доехать на автобусе до ближайших небольших населённых пунктов в Эстонии, а на поезде — до Тарту и Таллина.