Наружный декор Троицкого собора Псковского кремля восстановят реставраторы

Реставраторы вернут наружному декору Свято-Троицкого кафедрального собора Псковского кремля первоначальную красоту. Об этом сообщается в Телеграм-канале АНО «Возрождение объектов культурного наследия в Пскове и Псковской области».

   
   

Специалисты приведут в порядок керамические изразцы, которые покрыты глазурью, и лепные украшения – оконные наличники верхнего этажа и закомары-кокошники.

Кроме того, реставраторы планируют воссоздать утраты.

В организации уточнили, полихромные изразцы в 1912 году выявил известный историк архитектуры Пётр Покрышкин. Предварительно, они были полностью забелены еще в ходе ремонтных работ, которые проводились в Троицком соборе в XVIII веке. Именно из-за этого их нельзя увидеть ни на фотографиях конца XIX – начала XX веков, ни на более ранних графических изображениях первой половины XIX века.

«Использование полихромных изразцов в оформлении фасадов церковных здании хорошо известно в строительной практике конца XVII века. В различных цветовых и композиционных сочетаниях их, можно видеть на фасаде церквей Михаила и Гавриила Архангелов, Варлаама Хутынского, Одигитрии на Псково-Печорском подворье, соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря», – подчеркнули специалисты и пояснили, что до наших дней они дошли в различной степени сохранности.

Нижний ярус Свято-Троицкого кафедрального собора, который возводился в камне в 1682-1699 годах на основе предыдущего – третьего – строения и сохранился до наших дней, украшен тяжелыми наличниками и поясом изразцовых керамических плит.

   
   

В 1893-1895 годах фасады собора получили новую отделку. Руководит работали городской архитектор Пскова Фёдор Нестурха. Декоративными элементами, отлитыми из цемента, оформили проездные арки крыльца, карнизы и большинство оконных проемов здания. Неизменными лишь оставались убранство оконным проемов придельных церквей и алтарных апсид, сохранивших свой первоначальный барочный рисунок, и оконных наличников барабанов главного храма, которые сохранили отделку конца XVIII века.

«После Великой Отечественной войны Троицкий собор стал одним из первых отреставрированных памятников архитектуры», – отметили в АНО «Возрождение».

В 1969-1972 годах художники-керамисты Владимир Цивин и Е. Перл провели расчистку, исследование и реставрацию керамического фриза, который располагается под окнами второго этажа на фасаде храма. «Недостающие и разбитые изразцы Троицкого собора были восполнены копиями, изготовленными на Ленинградском комбинате декоративно-прикладного искусства», – заключили специалисты организации.