На дне. Дайвер – о том, что скрывает Великая, подъёме машин и ценностей

Дайвер уже изучил все водоёмы Псковской области и теперь погружается в Карелии © / Роман Спицын / Страница Романа Спицина в соцсети "ВКонтакте"

Руководитель псковского дайв-центра Роман Спицын за годы работы хорошо изучил дно псковских и не только водоёмов. Ему регулярно приходится отправляться на поиск утопленных вещей, а теряется всё – от маленького колечка до автомобиля. Псковского специалиста по подводному поиску не редко приглашают и в другие регионы. Дайвер рассказал «АиФ-Псков» о том, что чаще всего топят люди, всегда ли удаётся найти потерянное, в чём сложность подъёма затонувшей техники, а также о том, какие исторические артефакты лежат на дне Великой.

   
   

Подводный мир

- Роман, как дайвинг появился в вашей жизни и стал профессией?

- В 2006 году я начал с подводной охоты. В то время это было очень популярно. А параллельно шло развитие зарубежного туризма, стало достаточно просто попадать в Египет, Тайланд и другие страны, пошла популяризация дайвинга. На этой волне в дайвинг я и попал.

Около шести лет плавал любителем, то есть без профессионального статуса. А потом поехал в Турцию, где с русской группой оказался в дайвиг-центре. Хозяин там говорил по-русски, а остальные – нет. Туристам перед погружением они раздали памятки, в которых на ломаном русском объяснялось, что им нужно будет делать, когда они попадут в воду. Я стал людям рассказывать, что их ждёт, что пытались до них донести через эти бумажки. Хозяин центра предложил мне поработать у него. И вот в 2011 году я прошёл курс дайв-мастера, получил первый профессиональный уровень, право водить подводные экскурсии.

В 2012 году я уже выполнил минимум инструктора и стал инструктором второго ранга. В 2013 году поехал в Турцию и отработал там два сезона. Вернувшись домой, решил, что хочу работать только на себя и поэтому у нас образовался дайв-центр. У меня два направления – обучение дайвингу и подводный поиск.

- В Псковской области есть интересные для дайверов водоёмы?

- У нас, что касается дайвинга, – уникальные места, здесь очень много водоёмов, где интересно нырять. Вот, казалось бы, Казань стоит на Волге, а нырять у них негде, Ульяновск, Воронеж, Владимир – то же самое. В Москве два водоема, где ныряют: Щелковский и Спас-Каменский карьеры, и всё. А дальше ближайшее место это Тверь, тверские карьеры, либо Валдай. А у нас далеко ездить не надо: ближайшее тренировочное озеро – Зеркальное или Тоболки, это 70 километров от Пскова.

   
   

- А что в нем такого интересного?

- Если вы про сундук с золотом, то его там нет. Там прозрачная вода, в которой хорошо отрабатывать навыки. У нас озера, как правило, имеют достаточно гладкий рельеф и много ила, но есть интересные карстовые озёра, которые промыты в породе.

- Но вы сейчас, судя по социальным сетям, предпочитаете выезжать в Карелию. Почему?

- В наших водоёмах я нанырялся и уже примерно знаю, где, что есть, тёплая вода в Турции и Египте, куда мы раньше выезжали по шесть-восемь раз в год, меня больше не привлекает. Сейчас мне интереснее Карелия, она удовлетворяет мой интерес к более экстремальным погружениям, к шахтному дайвингу. Мы погружаемся в затонувшие пещеры, в затопленные штольни.

Роман Спицын Фото: АиФ-Псков/ Андрей Степанов
Досье
Роман Спицын родился 29 апреля 1977 года в Ивангороде Ленинградской области. Детство прошло в Кингисеппе, потом семья переехала в Мурманскую область, а затем – в Псков. В 1997 году окончил Школу милиции, работал сначала участковым, потом – в отделе по борьбе с организованной преступностью и коррупцией в органах власти. В 2004 году покинул ряды УМВД по Псковской области. В 2012 году основал псковский дайв-клуб «Калипсо». Мастер спорта по пауэрлифтингу, курс-директор NDL (Национальная дайв-лига)

 Великие сокровища

- Дно реки Великой в Пскове вы, наверняка, тоже уже хорошо изучили?

- Мы проходим акваторию реки во время тренировочных спусков. В принципе, по участку между центральными мостами на 98% у меня пазл сложился, то есть я плюс-минус знаю, где что лежит и что вообще из себя представляет. Великая – уникальнейший водоем, вся более чем тысячелетняя история Пскова, которая происходила на берега Великой, частично попадала в воду. На дне реки можно проследить все эпохи, начина от осады Стефана Батория.

 - И что же у нас осталось от той эпохи?

- Каменные ядра, которыми обстреливали город, но они не долетели и упали в воду. Правда, в последнее время очень много вытащено. Если сравнивать с тем, что было там 10 лет назад, то сейчас на дне почти пустыня. Кое-где есть гранитные столбики, которые мы видим на фотографиях царского времени. От Великой Отечественной войны остались боеприпасы. В некоторых местах мы с ФСБ, с МЧС в своё время работали, поднимали взрывоопасные предметы.

- А какие-то затонувшие суда на дне встречаются?

- Конечно. В черте города очень много лодок. Много моторных лодок, но есть и старинные деревянные лодки, остовы их очень красивые. В пределах города лежит даже небольшое паровое судно, оно с одного борта разбито, а второй борт закопан в песке. Оно семь-восемь метров в длину плюс небольшая паровая машина. Думаю, что это судно ещё дореволюционное, наверно, где-то начало 1900-х годов.

- Не думали поднять интересные суда?

- Мы с археологами в свое время разговаривали об этом. Летом поднять что-то не  реально, потому что хоть слабое судоходство у нас, но оно есть, и мы будем мешать. Зимой было бы удобно, хотя подлёдное погружение сопряжено с большим риском. Пока у нас не получается ничего поднять, хотя такие мысли лет шесть в голове витают, интерес есть.

 Ну и опять же археологи говорят, что большая проблема – законсервировать древесину. Она достаточно долго может лежать в воде и не портиться, но как только мы её поднимем, буквально за пару дней превратится в труху. Консервация больших объектов очень дорогостоящая.

- Может быть, тогда можно организовать подводные экскурсии к лодкам?

- Мы проводим такие экскурсии, но человек должен быть сертифицированным дайвером. Река у нас очень капризная по прозрачности, прозрачность становится хорошей обычно ближе к августу, и тогда мы делаем подводные экскурсии.

- Что-то интересное вы вообще поднимали со дна Великой?

- Конечно! Находили старинные вещи, археологи их датировали, например, наконечники копий. Поднимали совершенно замечательный, огромный медный чан XIV века. Бывает, во время поисковых операций какие-то монетки вытаскивали.

Опасное место

- Известно, что на дне Великой под действующим Ольгинским мостом лежат остатки предыдущего сооружения...

- Да, в 1960-х годах старый мост был частично разобран. Его нужно было по-быстрому демонтировать, так что его части просто уронили в воду, растащили от центра реки, чтобы не мешал судоходству. Теперь они лежат на дне и какие-то мелкие детали потихоньку растаскивают те, кто ходит в воду за металлом. Они уже хорошо реку почистили.

- Можно ли поднять эти конструкции?

- Возможно, но вопрос, чем поднимать, как технически это выполнить? С одной стороны, над остатками старого моста находится действующий мост, с другой – водных кранов у нас нет. Можно было бы подтащить под мост какой-то другой кран, но он провалится – набережная для этого не предназначена.

Фото: Страница Романа Спицина в соцсети "ВКонтакте"

 

- У вас недавно был совместный рейд с МЧС, когда вы делали подводную съёмку, чтобы показать, что нырять в Великую в не предназначенных для этого местах опасно. Много таких точек на реке?

- Могу с ходу назвать четыре места, где категорически не стоит прыгать, потому что это очень опасно. Это железобетонный пирс, рядышком с которым сейчас стоят корабли «Псков» и «Буревестник», Ольгинский мост, где с быков прыгают, мост Александра Невского и район завода ЖБИ.

- Что там на дне?

- Высота пирса мера три над водой, а глубина там сейчас 1 метр 90 сантиметров, этого недостаточно для прыжка даже при ровном дне. А здесь на дне отдельно лежащие валуны и строительный мусор в виде здоровенных бетонных плюшек, острых и не очень. Я не говорю уже про битое стекло, которого везде хватает. В придачу там лежит знак «Купаться запрещено».

Под Ольгинским мостом остатки старого моста – фермы, здоровенные быки, там же валуны, куча арматуры и всего прочего. Кроме того, за быками идет большой намыв песка и в августе, когда уровень воды понижается, там можно встать и будет всего лишь по грудь.

У моста Александра Невского все не так страшно, но у крайних быков тоже достаточно мелко. Там критична сама высота моста в 13 метров – удар об воду будет страшный, дальше болевой шок и потеря сознания.

А в районе ЖБИ куча брошенной арматуры, которая торчит как иголки у ежиков.

Самое дорогое

- Одно из направлений вашей работы, это поиск того, что утопили люди. Всегда ли удаётся найти?

- Нет, не всем удаётся помочь. Эффективность поисков у нас где-то 96%.

- Что чаще всего приходится искать?

- Тут прослеживается сезонность. Летом люди топят очки, ювелирные украшения, мобильные телефоны, лодочные моторы, иногда гидроциклы тонут каким-то образом, катера тоже приходится подымать. Охотничьи ружья – это осенняя тема, бывает топят какие-то дорогие. Случается детальки от катера теряют: ковырялись и какой-нибудь болтик или деталька булькнули в воду, а таких в нынешние время не добыть никак, тоже ищем.

 Бывает, удочки дорогие просят достать. Был у меня такой заказ года два назад, когда рыбаки утопили очень дорогую удочку. Ну а зимний сезон – это всё то, на чём выезжают на лёд: машины, мотособаки, снегоходы…

Фото: Страница Романа Спицина в соцсети "ВКонтакте" / Роман Спицын

- Имеет ли смысл доставать утопленный телефон?

- Сейчас дорогие телефоны имеют хорошую защиту от воды. Вот их стоит искать. На моей памяти был рекорд: меня в октябре позвали в Казань искать телефон, который утопили ещё в мае. Его искали многие, все, кто поближе живёт, были в теме. Я тогда созванивался с ребятами из Ульяновска, из Набережных Челнов, они мне казали, что все там были, искали, но не нашли и ты не найдёшь. Я приехал, два дня искал в одном месте, зачистил полностью и сказал, что там телефона точно нет. Показали другое место, где искали уже все, кому не лень. Я говорю: «Ну поехали, посмотрим». Выставил там всё по своей методике и через час нашёл телефон в пяти метрах от той точки, которая была указана, как место потери. В аппарате сгнил шлейф зарядки, микрофоны пришлось заменить, но вся информация сохранилась, что и было важно для человека.

 - У вас была история, когда вы нашли в реке кошелёк, а потом искали владелицу...

- Да, помню, тогда девушка вышла из такси, оставила кошелёк, который потом не то таксист забрал, не то следующие пассажиры. Кошелек оказался в воде. Там были банковские карточки и страховой полис. Я отнёс всё в полицию и владелица нашлась.

Вообще на Великой есть место, где мы постоянно кошельки находим, мы как раз там проводим тренировочные спуски. Это напротив областной больницы, на левом берегу. Конечно, денег там никогда нет, чаще всего просто скидочные карты, по которым владельца не вычислишь.

- Какие-то ювелирные украшения находите?

- Чаще всего я всё же работаю под заказ, свободным поиском не занимаюсь. Но бывает, что ищешь одно, а находишь другое. Пытаемся найти владельца. Вот как-то подняли подписное кольцо, выложил его в интернет, просил отозваться хозяина. Никто не откликнулся, так и лежит, ждёт.

Поднять «утопленника»

- В минувшем зимнем сезоне часто приходилось выезжать на подъём утопленной техники?

- Меньше, чем в предыдущем. Вероятно, люди стали поаккуратнее. Что-то в районе пяти автомобилей всего за зиму вытащили, это не сильно много.

Дважды доставали машины, утопленные из-за плохих метеоусловий в протоке Ворона. Водители говорили, что они опытные, всё про это место знают, но был туман и провалились.

Но самое нашумевшая история, конечно, чёрная «Ауди». Я как раз в новогодние праздники уехал нырять. Звонят люди, говорят, что катались и утопили машину. Спросил, какие морозы стоят, оказалось, что под -20 градусов. А мы работаем на морозе до -10 градусов, если больше, то отказываемся.

Фото: Страница Романа Спицина в соцсети "ВКонтакте" / Роман Спицын

- Почему?

- Во-первых, это просто опасно для здоровья. Во-вторых, снаряжение не выдерживает: шланги резиновые и они ломаются на морозе, а стоят очень дорого. И опять же ты машину вытащишь, а она «колом встанет». Тут получилось так, что машину доставали уже после Рождества, когда морозы спали.

- Кроме мороза, есть ещё какие-то факторы, когда вы не берётесь за подъём?

- Не работаем поздней весной, когда лёд слабый. Вот в той же Вороне поднимали машину весной и очень долго мучились. Обычно у нас весь процесс четыре часа занимает, а тут мы в районе 10 часов работали: только машина на лёд зашла, он тут же треснул и она под воду, снова поднимаем, опять лёд трескается. Так мы ещё метров 30 до берега тащили.

 Вот в Новгородскую область приглашали, там на Ильмене снегоход утопили, не поехал, потому что лёд уже слабый был, его не куда было бы тащить. Ну и сильное течение у них, у нас таких нет. В местах с сильным течением история достаточно серьезная может быть.

- В таких случаях вы просто откладываете заказ до следующего ледостава?

- Был такой случай, утонул снегоход в Псковском озере между островом Белова и Толобенцом, район этот называют «Малые ворота». Опаснейшее место: там есть глубокие ямы, достаточно сильные течения и ветра, поэтому лёд там очень слабый. Нам говорят, там есть дырка во льду, куда снегоход нырнул. Мы приезжаем, а там акватория такая – метров 200 на 200, где вода плещется. Ещё и весной вода мутная. Искать, если только на ощупь. Вернулись, когда лёд сошёл, и быстро нашли.