Маленькими шагами

Сообщество людей с ограниченными возможностями борется за создание доступной среды. О том, как идет эта работа, «АиФ-Псков» побеседовал с председателем регионального отделения Всероссийского общества инвалидов, депутатом областного Собрания Мариной Борисенковой.

   
   

Сами с усами?

- Марина Эдуардовна, какие сейчас главные проблемы вы видите по обеспечению доступной среды в Пскове?

- Программа по доступной среде в Пскове работает с 2011 года. Но в ней есть большой пробел: она касается только муниципальных объектов. Их руководители получают на условиях софинансирования деньги на создание доступной среды. А для коммерческих фирм доступная среда – это только дополнительные затраты.

Все проблемы решить разом очень сложно. Маленькими шагами идем вперед. Тем, кто к нам обращается за советом, всегда помогаем, предлагаем варианты, при которых можно минимизировать расходы.

Марина Борисенкова родилась 27 мая 1973 года. Окончила Опочецкий индустриально-педагогический колледж, затем работала в Центре спортивной подготовки, увлекается спортивным ориентированием. В 2014 году стала бронзовым призером чемпионата Европы по ориентированию В 2016 году Марина Борисенкова была избрана депутатом Псковского областного Собрания депутатов и вошла в комитет по труду и социальной политике. Замужем, воспитывает сына.

- Предприниматели обращаются к вам за помощью?

- Очень редко. Чаще они считают, что сами с усами. Часто аптеки делают пандусы-горки, по которым ни здоровый человек не заберется, ни мама с коляской, не говоря уже о людях с инвалидностью.

   
   

- Получается, делают только для галочки.

- Да. К сожалению, они не понимают, что создание доступности это не только кое-как прибить пандус. Входная группа включает в себя и правильные пороги, и правильные двери, и правильные поручни на пандусе. Интересы слабовидящих и слабослышащих людей тоже необходимо учитывать.

- А действенные инструменты влияния есть? В прокуратуру обращаетесь?

- Пока не очень активно. У нас еще не совсем пропала надежда, что люди поймут необходимость создания доступной среды. Они сами не молодеют, у них рождаются дети и внуки. Женщина, которая носит ребенка, тоже маломобильный гражданин. Пока верим в лучшее, но когда терпение закончится, начнем действовать очень жестко.

- Приглашают ли вас сейчас на приемку новых объектов?

- В законодательстве у нас не прописано, что люди с инвалидностью должны участвовать в приемке. Нас иногда привлекают, но пока это не повсеместно. У нас сейчас всего четыре действующих эксперта в области создания доступной среды. А  Псковская область большая. Сложно добраться, к примеру, до Великих Лук, эксперту в коляске.

В четырех стенах

- А как обстоит дело с доступной средой в районах?

- Мы мониторим ситуацию, в районах есть наши представительства. Если есть желание и политическая воля главы района, он обращается к нам. Но часто мы узнаем по факту об уже готовом объекте. А переделывать всегда дороже и сложнее. К примеру, Дом культуры в Бежаницах очень хорошо продуман и обустроен с точки зрения доступной среды. Над этим работали еще на этапе проектирования. И буквально в двадцати метрах через дорогу находится общественная приемная одной из политических партий, где из доступной среды только кнопка вызова.

Псковские инвалиды знают, как сделать так, чтобы было удобно всем: и пожилым людям, и мамам с колясками.

Самая большая проблема в том, что нет комплексного подхода. Может быть прекрасно обустроенный объект с точки зрения доступной среды, но к нему не оборудован подъезд. Можно создать отличный туалет, но в него не попадут люди с ограниченными возможностями, потому что входной группы нет, от автобусной остановки пути нет, тротуаров нет. Деньги освоены, а цели не достигли.

Вторая огромная проблема — квартирное строительство. Как мы ее не озвучиваем, как ни бьемся, дома строят без доступной среды. Люди с инвалидностью закрыты в четырех стенах,  не могут выйти на улицу и попасть в новые доступные социальные объекты.

- В Пскове есть несколько домов со специальными подъемниками для инвалидов. Это просто особенности проекта и воля застройщика?

- Это не типовой проект. Заказчиком выступал муниципалитет, чтобы приобрести социальное жилье - несколько квартир для инвалидов, которые стоят в очереди. Поэтому проект предусматривал нужды людей с ограниченными возможностями. Там живут наши ребята, и они, в принципе, довольны. Но все равно пришлось добиваться, чтобы обустроили во дворе парковку для инвалидов.

В домах на Алехина подъемники расположены на улице, на Ижорского батальона уже в подъездах, что намного удобнее. Но таких домов единицы. Получается, что инвалиды не могут выбрать себе район проживания, опять ограничения.

Недавно построенный жилой комплекс рядом с Ледовым дворцом, очень красивый и современный, позиционируется как спортивный, но доступность создана ровно до двери в подъезд. Дальше - узкие лестничные площадки, нет подъемного устройства, высокие пороги.

Пока доступная среда в городах Псковской области зачастую есть только на словах Фото: АиФ/ Андрей Степанов

«Вместе – это мы все»

- Есть примеры, когда силами активных колясочников удалось решить проблему доступной среды?

- Проблемы решаются силами неравнодушных людей, не обязательно инвалидов. В марте было обращение на сайт губернатора о том, что отделение почтовой связи на улице Труда недоступно для инвалидов. Скоро его должны переоборудовать. Было обращение о закрытом входе в Кремль. Для нас предусмотрели вход через другие ворота. Часто положительные изменения происходят после публикаций в СМИ.

То, что люди с инвалидностью стали появляться на улице, само по себе уже огромный плюс. Нас видят! Люди стали более активны, не стесняются, все это тоже работает на создание доступной среды.

- Было много жалоб на обустройство улиц Свердлова и Калинина в плане доступной среды.

- Мы сейчас выходим с предложениями, чтобы при планировании реконструкции наши пожелания учитывали не точечно, а комплексно. В Зеленом театре сделали въезд, но угол наклона площадки на грани максимального, это небезопасно. Поэтому мы хотим, чтобы с нами взаимодействовали на всех этапах. Мы знаем, как сделать так, чтобы было удобно всем: и пожилым людям, и мамам с колясками. Используя наши знания и наш опыт, однозначно получится лучше.

Девиз Всероссийского общества инвалидов уже более тридцати лет - «Вместе мы сможем больше». Вместе — это мы все, граждане России.