Каждому по клещам. Где еще учат на мастеров кузнечного дела

Задача «Школы кузнецов» - не воспитать мастеров, а дать молодым псковичам «яркую историю в жизни» © / фото Андрея Степанова / АиФ

«Школа кузнецов» начала работать в Пскове. Первые занятия показали, что интерес к кузнечному ремеслу у псковичей есть. Освоить полезные навыки ученикам бесплатно помогают опытные псковские мастера. Как попасть в школу, чему в ней научат и нужны ли кузнецы Пскову, «АиФ-Псков» рассказал кузнец и организатор школы Тимофей Силич.

   
   

Традиция поколений

- Тимофей Иннокентьевич, расскажите, как пришла идея создать такую школу?

- Псковские кузнецы уже в возрасте, а с привлечением молодежи есть проблемы. Псков - город специфический, здесь исторически был кузнечный центр, в XII-XVII веках трудились целые семейные династии. Всю территорию площади Ленина занимали кузнечные мастерские. Город имел твердую позицию среди ремесленников в кузнечном деле. В раскопках, датируемых XV веком, насчитали 135 ремесленных мастерских, из них около 35 – кузнечные. Псков относительно небольшой город, а имел такое же кузнечное производство, как Новгород или Москва.

- А сколько сейчас в городе кузнечных мастерских?

- Я не считал, может чуть больше десятка. Каждая местность славится своими традиционными ремеслами. Пскову чем заниматься, если не кузнечным делом? Недаром псковичей зовут скобарями, это связано с кузнечными традициями.

- Молодежь этой профессией совсем не интересуется?

- У них нет возможности себя проявить. 15 лет назад была волна увлечения исторической реконструкцией, многие хотели «стать рыцарями». Ребята сами искали базу, чтобы делать мечи, доспехи – была мотивация. Сейчас ситуация изменилась, дети не только не хотят становиться рыцарями и совершать подвиги, но даже во двор погулять не хотят выходить.

   
   

- Чтобы стать кузнецом, мастером своего дела, что надо?

- Мое мнение - кузнецом надо родиться. Наша «Школа кузнецов» не ставит задачу в обязательном порядке выдавать готовых мастеров. Задача гораздо скромнее, но от этого не менее важная. Убежден, что каждый человек, особенно мальчик, который родился и живет в Пскове, должен хоть раз постучать молотком по раскалённому железу. Уже прошло несколько занятий и они показали, что интерес к ремеслу есть. К мастер-классу присоединялись даже прохожие. Правда, было и наоборот - приведенный ребенок не заинтересовался, зато его папа с мамой активно ковали, один работал за кузнеца, а второй - за молотобойца.

- Школа для детей?

- Для подростков, мы принимаем с 14 лет. Занятия проходят раз в неделю, по выходным. Первоначальная цель - ознакомить ребят с ремеслом, а тот, кто останется и проявит интерес, будет кузнечную науку более глубоко изучать. В свое время через меня прошло около сотни учеников, из них пара-тройка стали кузнецами и только один - отличным мастером. Я и тогда не ставил перед собой цель убедить их сделать кузнечество своей профессией или делом всей жизни. Добьется ли каких-то высот человек или нет, но у него в жизни будет такая яркая история. Для примера, когда мы видим в музее деталь, кованую Петром Великим, что нас больше удивляет - что он был одним из столпов мировой истории или что он умелый и сильный?

Школа Кузнеца проходит каждые выходные. Фото предоставлено Тимофеем Силичем

Мне хочется, чтобы сегодняшние ученики получили хороший досуг, навыки, и смогли участвовать в фестивалях и городских праздниках. Летом в Пскове пройдет первый кузнечный фестиваль. Он должен был быть международным, но в свете сегодняшних реалий формат несколько изменится. В ходе фестиваля мы планируем проводить не только кузнечные мастер-классы, но и уличные спектакли, шоу, и помощь ребят нам потребуется. Они, научившись работать с молотком, кувалдой, горном, смогут выступить и в качестве помощников у кузнецов, и поучаствовать в представлениях, и гостей заинтересовать и привлечь к участию.

Люди с жилкой

- Чему вы учите ребят в школе?

- Начали мы с того, что ковали скобу, мы же скобари. Кто-то пытался гвоздик сделать. На следующем занятии ковали листик, обязательно клещи нужно будет сделать, ну и кто что пожелает. Я по своему характеру не педагог, кого-то учить не люблю, также не люблю, когда и меня учат, но в «Школе кузнецов» преподаю сам. Попросил помочь псковских кузнецов, они откликнулись, с удовольствием в этом участвуют. Занятие делится на две части: два часа мастер-класс и час - общественно-полезный труд. У нас территория и дом нуждаются в уходе, проблем много.

- Вы много лет занимаетесь кузнечным делом, можете разглядеть перспективного ученика?

- Визуально это невозможно. Бывает человек приходит, хочет заниматься кузнечным делом, и с виду - готовый кузнец, хоть сейчас на плакат. А поработает немного - и уходит. А бывает - человек не богатырь, а жилка есть. Среди детей также. Вроде у ребенка все данные, а рыхлость внутри, а другой наоборот: упрется и пока не сделает - не остановится.

- В Пскове востребованы кузнецы? Есть, где применять свои навыки?

- Да как и везде. В деревне, допустим, нет кузни и нет, а появился кузнец - и люди потянулись, а если еще и мастер-умелец, то отбоя не будет. Здесь задача идти от обратного: не ждать какого-то спроса, а работать и спрос формировать.

В 90-х годах была целая мобилизация на кузнечное дело. Коммерсанты огораживались, бизнес свой защищали. Было много работы и все подряд шли в кузнецы. Цехов, готовых в огромных количествах выдавать кузнечный ширпотреб, развелось море. А потом богатые люди закончились, они уже решетки на окна поставили и себе, и своим родственникам, и своим друзьям, а бедным людям это все не по карману. Случилась переориентация: случайные люди, которые за деньгами пришли, также и ушли.

Молодые люди проявляют интерес к кузнечному делу. Фото предоставлено Тимофеем Силичем

Кузнец по сути и по духу работу себе всегда найдет. Созданные им уникальные вещи не останутся без ценителя, хотя миллионером с этой профессией не станешь. В Чехии, к примеру, много кузнечных объектов, которые отличаются оригинальностью, самобытностью и являются предметом национальной гордости. Хочется, чтобы и в Пскове так же было. Не зря же здесь возрождение ремесла началось.

Я, например, стал кузнецом, когда в 1983 году открыл художественный журнал и увидел статью о Всеволоде Петровиче Смирнове [архитектор, реставратор, кузнец, художник, - «АиФ-Псков»], фотографию с его прапорами башен Псковского кремля. Меня она поразила. Простой мужик, борода-лопатой, с обычным молотком из хозяйственного магазина, и такие пронзительные фантазии воплощает из казалось бы обычного железа!

У меня моментально произошел перелом. До этого я искал свой материал - работал с деревом, глиной, цветным металлом, а тут понял, что кузнечество – это мое, мне надо каждый день разводить огонь, видеть его магию. Поступил в Мухинское училище [Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглиа, - «АиФ-Псков»], окончил его, получил широкую известность в узком кругу, и только потом выяснил, что мой дедушка, которого я практически не знал, был кузнецом. Со всех деревень сложные детали несли ему ремонтировать, он пользовался большим авторитетом в своей профессии.

- Чтобы работать кузнецом нужна своя кузница?

- Здесь нет образцов. После той статьи в журнале о Смирнове я успокоиться уже не мог. Во дворе насыпал кучу земли, сунул туда трубку от пылесоса, костерок развел, насыпал угля, разогрел железку, по ней постучал и был этому очень рад. Это было еще в Майкопе, он тоже славится своими кузнецами. Тогда не было интернета, но я книгу какую-то нашел. Познакомился с мужичком, который мечтал о кузне, но руки не доходили. Я ему помог ее сделать, с ним немного поработал. Когда поступил в Муху, то уже на первом курсе наша группа сделала кузню, в ней я все свое обучение пропадал. В 90-е годы мне цех пустой дали, я его оборудовал так, что даже жить в нем мог, не выходя вовсе.

Но это не лучший вариант. Не даром в притчах царя Соломона говорится, что работать надо в поле, а потом идти домой и укреплять семью. Желательно, чтобы кузня была на каком-то расстоянии.

Потом меня пригласили в кузницу очень хорошие кузнецы Павел Шаповалов и Андрей Степанов провести мастер-класс. Мастера работают в классических стилях, а заказчик попросил модерн. Так я и задержался. Вместе мы выполнили несколько больших заказов.

- В Пскове ваши работы есть?

- Я уже упоминал, что увидел в журнале информацию о Смирнове с его знаменитыми прапорами. Так случилось, что через 25 лет я участвовал в воссоздании этих прапоров, чеканные полотна для них делал. Среди моих работ - ворота на Музейной улице, лестница во Дворе Подзноева, разные частные заказы.

Довести до конца

- Раз уж вы упомянули кузнечный фестиваль, расскажите, как родилась идея его провести?

- Первые задумки появились еще в 2016 году. Американский кузнец Джерард Кое пригласил меня в Буэнос-Айрес на конференцию, как они это называют. В ней участвовали американские и аргентинские кузнецы. Под моим руководством делали скульптуру.

Сложность была в чем? Надо было, чтобы интересы большой группы людей сошлись в одной точке. Я попросил устроить мой приезд на неделю раньше, чтобы подготовить фронт работ. Решил, что делать скульптуру будем по мотивам произведения Хемингуэя «Старик и море», используя цитату о дельфинах: «Хорошие люди, играют, дурачатся, занимаются любовью. Они нам родня, совсем как летучие рыбы».

Скульптура представляет собой две скамейки в форме дельфинов, между ними два мобиля [разновидность кинетической скульптуры, созданной с использованием принципа равновесия - «АиФ-Псков»] и надпись. Американцы были довольны потому, что используется цитата их классика, аргентинцы - потому, что они все правильно поняли: хорошие люди - это они, жители Аргентины.

Там родилась идея проведения фестиваля в России. Думали провести в Санкт-Петербурге, но Псков больше приглянулся. Летом должна была приехать группа мастеров из Америки, Аргентины, Канады - около 40 человек. Они уже и скульптуру почти сделали, которую здесь должны были только собрать и подарить городу, гостиницу забронировали, мы их в Санкт-Петербург свозить на экскурсию планировали, Муху показать, но планы пришлось менять. Поедут они, наверное, теперь в Барселону, и то как туристы.

- Каким же будет теперь псковский кузнечный фестиваль?

- Реальность такова, что мы теперь сами по себе и надо собрать хороших ребят, чтобы сделать все достойно. Сейчас как раз над этим работаем. Я занялся написанием грантов, чтобы фестиваль провести. Удалось выиграть региональный и президентский. Стало полегче. Занялись покупкой оборудования, «Школу кузнеца» открыли. Она, кстати, продолжит свою работу и после проведения фестиваля.

При этом мне не хотелось ограничиваться проведением только кузнечных мастер-классов. В Санкт-Петербурге я занимался чем-то похожим. Я пригласил музыкального режиссера, делали уличные спектакли, устраивали рыцарские бои. Кузнецы, дым, огонь - очень все это привлекает. Потом ребята, которые мне все это проводить помогали, повзрослели, в армию ушли, да и я наигрался, поэтому был перерыв. А со временем и вовсе на фестивальную тему переключился.

Одно время я на них не ездил, считал, что они для молодых. А потом заинтересовался и решил, что надо показать молодежи, как правильно фестивалить. Два года ездил, брал первые места, а на третий год меня в состав жюри уговорили войти. А я очень судить не люблю. Считаю, что один художник не может оценивать работу другого. Нельзя говорить «к счастью», но случилась пандемия и я участи судить избежал.

Весь это свой опыт хочу применить и на псковском фестивале. Да, ситуация поменялась и статус международного он потерял, но обратной дороги нет, поэтому сделаем все возможное, чтобы он прошел на высшем уровне. Планируем сделать скульптуру - цветок с фотографиями друзей, которые очень хотели приехать, но не смогли.

Досье
Тимофей Иннокентьевич Силич родился в Майкопе. Окончил Краснодарское художественное училище, Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица. С 2009 года живет и работает в Пскове.