Губит людей вода. Почему в Псковской области тонут люди?

В этом году в Псковской области выросло по сравнению с предыдущим число утонувших: погибли уже 9 человек. «АиФ-Псков» узнал, какие водоемы самые опасные, зачем на реках нужны камеры фотовидеофиксации, и каким правилам должны следовать владельцы сапбордов.    

   
   

Чем глуше – тем опаснее

В Псковской области, к величайшему сожалению, наблюдается тенденция к росту случаев гибели на воде: в 2023 году в регионе утонули 6 человек, в том числе двое детей, в 2024 году – 9 человек, в том числе один ребенок. Об этом «АиФ-Псков» рассказал Юрий Покатов, начальник отдела безопасности людей на водных объектах псковского Центра Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). По его словам, главная причина гибели людей – это купание в не оборудованных местах. Что же касается гибели детей, то она стала следствием того, что их оставили без присмотра взрослые.

Впрочем, надо говорить честно: на всю Псковскую область «оборудованных мест» для купания, – то есть официальных пляжей, с обследованным дном и дежурством спасателей, меньше трех десятков. Причем 10 из 27 таких пляжей находятся на территории летних оздоровительных лагерей: просто так, за здорово живешь, обычному купальщику туда не попасть.

В Пскове, где живет больше трети населения региона, официальных пляжей всего три, причем два из них начали работу только в этом году. Еще один – на реке Черехе, в непосредственной близости к областному центру. Также один пляж есть в Великих Луках – «южной столице области», где живет порядка 20% жителей Псковщины.

Юрий Покатов по долгу службы склонен к максимализму: опасные все не оборудованные для купания водоемы. Что же касается «самых-самых», отмечает он, что чаще всего псковичи тонут не в «псковском море», – Псково-Чудском озере, – а в небольших водоемах и реках, расположенных в лесах: там утопающим просто некому прийти на помощь.

Катера и яхты

По данным Государственной инспекции по маломерным судам, в Псковской области зарегистрировано около 16 тысяч судов, их число растет на 3-5% в год. Причем в последнее время в регионе появляется все больше солидных катеров и яхт, в том числе морского класса.

Но эта цифра, в любом случае, только «вершина айсберга». Число не подлежащих регистрации плавательных средств Юрий Покатов оценивает приблизительно в 8 тысяч штук: это разного рода лодки весом до 200 килограммов с маломощными моторами, а также парусники длиной до 9 метров и без двигателей и кают.

   
   

А вот плавучие бани и дома, которые в последнее время активно рекламируют производители, в псковской ГИМС пока не регистрировали. Начальник отдела безопасности людей на водных объектах в принципе затруднился сказать, подлежат ли они регистрации и могут ли в принципе появиться на наших водоемах: тут многое зависит от их конкретных параметров.

Достаточно популярны у псковичей гидроциклы. И хотя им запрещено находиться на всей территории Пскова, от места впадения в Великую реки Черехи до Снятной горы, – их регулярно можно увидеть, рассекающими водную гладь в самом сердце областного центра.

Юрий Покатов признает: догнать и привлечь к ответственности владельца гидроцикла крайне сложно из-за его высокой скорости. Кроме того, инспекторы ГИМС имеют право лишь проверить у владельца водного мотоцикла документы на регистрацию агрегата, наличие спасательного жилета и прав на управление транспортным средством. Штрафовать нарушителей – дело муниципального контроля.

Решить проблему, по мнению представителя Госинспекции по маломерным судам, могли бы камеры фотовидеофиксации нарушений, расположенные на мостах и по берегам: благо, такой опыт уже есть в Санкт-Петербурге. Камеры с высоким разрешением фиксируют факт нарушения и регистрационный номер плавсредства, а затем представление на штраф уходит в административную комиссию.

Спасительный жилет

Другое водное развлечение, которое с каждым годом становится все более востребованным у псковичей, это сапборды. Группами и по одиночке они плавают по Пскове и Великой, в том числе в рамках экскурсий по городу. Впрочем, и для владельцев сапбордов также есть правила и ограничения: в частности, они не должны выплывать на так называемый «судовой ход», – часть русла с наибольшими глубинами, предназначенную для плавания кораблей и судов.

Юрий Покатов вспоминает: «Был нашумевший случай, когда девушка вышла на судовой ход, а в этот момент там был теплоход. А гидроциклист из хулиганских побуждений проехал мимо нее, облил водой, создал волну, она упала. Вот начали беспокоиться, что она могла попасть под винты теплохода. Но девушка тоже не совсем была права: это создало аварийную ситуацию. Я могу представить состояние капитана теплохода, который управляет большим судном, у которого на борту 50 и более человек, когда у него возле борта находится человек в воде, и он заходит под мост, просто нет возможности никуда отвернуть».

Кроме того, и сапбордист, и водитель гидроцикла, и любой пассажир или капитан маломерного судна должен быть в жилете: спасательном либо, если это предусмотрено правилами, страховочном.

В 2024 году судоводители в Псковской области получили 140 штрафов, из них порядка 80 – как раз за отсутствие жилетов. Штраф за не надетый на пассажира или судоводителя жилет не велик: 300 рублей. А вот за отсутствие жилета на плавательном средстве в принципе он уже куда солиднее – до 15 тысяч рублей.