Электроника и жизнь. О новых сервисах Фонда соцстраха рассказали псковичам

Псковское региональное отделение Фонда социального страхования (ФСС) совместно с газетой «Аргументы и факты — Псков» провели круглый стол на тему «Внедрение новых электронных сервисов и проектов Фонда социального страхования на территории Псковской области». Эксперты говорили об электронных листках нетрудоспособности, персональном соцнавигаторе, личном кабинете и других цифровых сервисах, призванных не только информировать о социальных гарантиях и льготах, но и максимально упростить и ускорить процесс их получения.

   
   

Десять дней до пособия

Один из успешно развивающихся пилотных проектов Фонда - «Прямые выплаты». Псковская область присоединилась к нему в январе прошлого года. Его суть заключается в том, что пособия ФСС выплачивает работнику напрямую, а не как раньше – через работодателя. При наступлении страхового случая работник как и прежде представляет работодателю заявление и документы, подтверждающие право на получение пособия. В свою очередь работодатель в течение пяти дней передает документы в региональное отделение Фонда, где в течении 10 дней принимается решение и деньги перечисляются работнику.

Фото: АиФ

«Реализация проекта «Прямые выплаты» позволила гражданам получать полагающиеся им по закону пособия своевременно и в полном объеме, независимо от финансового положения работодателя, а работодателям - не изымать из оборота денежные средства на выплату пособий по социальному страхованию», - рассказала начальник отдела назначения и осуществления страховых выплат застрахованным гражданам Псковского регионального отделения ФСС РФ Наталья Перова.

Псковские страхователи оценили проект по достоинству и активно пользуются электронными сервисами: 99% представляют документы в электронном виде и только 1% - при личном обращении.

В среднем в месяц в территориальное отделение Фонда поступает около 15 000 обращений, в день — 600-700.

«Количество обращений зависит от времени года и даже дня недели, - пояснила Наталья Перова. - К примеру, обращений больше в осенне-зимний период, а самые «популярные» дни — вторник, среда и четверг. Если говорить о структуре обращений, то больше всего обращаются за выплатами по больничным листам (70% от общего числа)».

Электронный больничный каждому

Электронный листок нетрудоспособности – уникальный сервис обмена цифровым листком нетрудоспособности между Фондом социального страхования, медицинской организацией, работодателем, учреждением медико-социальной экспертизы и застрахованным лицом. Теперь его нельзя потерять, испортить или подделать.

   
   

«Преимущества ЭЛН стали особо очевидны в условиях распространения коронавирусной инфекции, - говорит начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Псковского регионального отделения ФСС РФ Яна Тихомирова. - Ведь в отличие от бумажного, его можно оплатить полностью дистанционно, что позволяет минимизировать контакты между людьми, а в нашей ситуации это особо ценно».

В этом году медицинскими учреждениями области оформлено более 55 000 листков нетрудоспособности в электронной форме. Но, к сожалению, по этому показателю Псковская область остается все еще в середине рейтинговой таблицы на Северо-Западе. Для сравнения — бумажных листков нетрудоспособности за этот же период было оформлено более 76 000 штук. К сожалению, часть крупных работодателей региона отказывают в выплате пособия работнику на основании электронного больничного, нарушая тем самым законное право застрахованного лица на выбор формы листка нетрудоспособности.

Из 50 медицинских организации Псковской области, имеющих право на выдачу листков нетрудоспособности, оформляют их в электронном виде 45.

«Объясняется это существенными финансовыми затратами на приобретение усиленной квалифицированной электронной подписи для каждого врача, - рассказала Яна Тихомирова. – Но с оставшимися пятью организациями мы тесно работаем, надеемся на положительный результат в ближайшее время».

Шлюз приема отчетности

В Псковском регионе зарегистрированы тысячи предприятий-страхователей, которые должны представлять ежеквартально отчетность в виде расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для них тоже разработан удобный сервис – Шлюз приема отчётности документов ФСС.

Фото: АиФ

Начиная с 2020 года, шлюз используется страхователями еще и для ежегодного подтверждения основного вида экономической деятельности.

«Это специальная программа на сервере, которая позволяет принять данные, проверить и пропустить на дальнейшую обработку к операторам или выдать протокол об ошибках, - рассказал главный специалист отдела информатизации Псковского регионального отделения Сергей Калетов.

Кроме того, в 2018 году стартовал проект «Информирование страхователей». Его суть - оперативное доведение информации Фондом до страхователей по электронной почте. Это и изменение законодательства в сфере социального страхования, и информация о переплате взносов или задолженности по ним и многое другое.

По словам главного специалиста отдела администрирования страховых взносов Псковского регионального отделения Елены Флёсс, в Псковском региональном отделении зарегистрировано порядка 15 000 страхователей, из них услугами сервиса пользуются 6 097 — более 40%.

Сделать жизнь комфортнее

Достаточно популярны сегодня электронные сервисы ФСС среди граждан с ограниченными возможностями. В Псковской области проживает более 50 000 инвалидов. Около 12 000 из них являются получателями государственных услуг ФСС РФ: обеспечиваются техническими средствами реабилитации (ТСР), путевками на санаторно-курортное лечение и проездом к месту лечения и обратно.

По итогам прошлого года 80% от числа обратившихся за ТСР подали заявления в электронном виде, в этом - эта цифра достигла 98%

«Одной из самых популярных электронных услуг Фонда является отслеживание очереди на санаторно-курортное лечение в электронном формате – на сайте регионального отделения», - рассказала начальник отдела социальных программ Псковского регионального отделения ФСС РФ Маргарита Куцак.

Сейчас в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение стоят 3 312 жителей области. В этом году Фонду было выделено 18,4 миллиона рублей, что позволило приобрести 783 путевки, из которых 405 уже выданы льготникам.

«В основном граждане получают путевки на лечение в санаториях области», - отметила Маргарита Куцак. Поправлять свое здоровье жители региона ездят и в здравницы Ставропольского и Краснодарского края, тем более, что делать это теперь довольно удобно. С 2018 года ФСС и РЖД реализуют совместный проект по оформлению электронного талона на проезд в железнодорожном транспорте, призванного сделать жизнь людей с ограниченными возможностями более комфортной. 

ВАЖНО
Главная цель всех разработок Фонда - повысить уровень комфорта получателей услуг социального страхования.

Детский помощник

Одна из задач ФСС - помочь детям инвалидам. Этой цели служит еще один проект, разработанный Фондом социального страхования - социальный персональный информационный навигатор. Он позволяет предварительно информировать родителей особенных детей о том, как технические средства и протезно-ортопедические изделия им положены, и в какие сроки их можно получить.

В условиях пандемии в 2020 году назрела необходимость налаживания новой – электронной формы взаимодействия между Фондом, получателем услуги, Бюро медико-социальной экспертизы и поставщиками ТСР.

Фото: АиФ

«Теперь гражданину нет необходимости посещать все эти учреждения, - рассказывает Маргарита Куцак. - Ему достаточно получить статус инвалида в Бюро МСЭ. Все его данные, в том числе и программа реабилитации, разработанная специалистами МСЭ загружаются в единую информационную систему. Доступ к которой есть у специалистов Фонда. Мы, изучив программу в единой информационной системе, выходим на связь с инвалидом и разъясняем порядок подачи заявления на получение услуги».

Спросить у Алисы

«Электронные сервисы прочно вошли в нашу жизнь, - отметил главный специалист отдела информатизации Псковского регионального отделения ФСС РФ Сергей Калетов. - С ними удобнее, быстрее и надежнее. ФСС не остается в стороне и активно использует цифровые методы в своей работе. Задача новых проектов - не только информировать, сообщать о социальных гарантиях и льготах, но и максимально ускорить их получение в круглосуточном режиме».

Настоящим помощником для тех, кто хочет получить всю необходимую информацию о социальных услугах, стало активно развивающееся сегодня мобильное приложение «Социальный навигатор». Приложение подскажет адрес ближайшего отделения Фонда, построит до него маршрут, расскажет о полагающихся пользователю соцуслугах, пособиях, обеспечении техническими средствами реабилитации и санаторно-курортном лечении.

Сориентироваться в нем поможет обучаемый социальный чат-бот помощник ФСС, интегрированный в голосовой сервис Яндекса «Алиса».

«Действующие электронные сервисы ФСС РФ уже стали неотъемлемой частью работы Фонда и жизни граждан, что позволяет развивать и совершенствовать перспективные электронные проекты», - сказал Сергей Калетов.