ПсковГУ оказался в «красном списке» неэффективных вузов, что взволновало студентов и озадачило профессорско-преподавательский состав. Ректор вуза Юрий Демьяненко успокоил всех (в том числе и через нашу газету): мол, рейтинг «неэффективности» ориентировался на старые цифры, которые не относятся к новому университету. Но в региональном высшем образовании старые не только цифры. Институт регионального развития Псковской области, верный своей социологической привычке держать нос по ветру, решил обсудить проблему с участием профессионального педагогического сообщества.
Сколько у вас метров?
Дискуссия началась с того, что участвовавшие в ней преподаватели изумились несколько странной системе оценки высшей школы, которую предложило Министерство образования.
- Разве можно судить о научной работе вуза, сравнивая площадь аудитории, которая отводится под каждого студента? - недоумевала Светлана Седунова, которая до недавнего времени трудилась в ПсковГУ. - Можно ли считать деньги, выложенные за поездку на конференцию, реальным вкладом в сокровищницу научной мысли? И, наконец, можно ли считать эти чисто количественные оценки реальным показателем качества подготовки специалистов учебным заведением?
На эти почти риторические вопросы немедленно был готов ответ у Владимира Микушева. Проректор ПсковГУ по научной работе с места в карьер заявил, что «красные» и «зелёные» списки вузов уже можно считать пройденным этапом. Сейчас российским вузам пора готовиться к эпохе большой конкуренции с раскрученными университетскими брендами типа… Кембриджа:
- У нас есть всего два (максимум три) года, чтобы подготовиться к тотальной образовательной экспансии. В этом году Россия стала членом Всемирной торговой организации, а это значит, что к нам в страну придут не только банки и крупные производители, но и учебные заведения, с которыми мы будем вынуждены конкурировать самым серьёзным образом. Готовы ли мы к этому?
Увы, но к такому повороту разговора участники встречи оказались не готовы. В частности, удивление вызвало настоятельное требование Минобра, чтобы знание английского языка, как студентами, так и профессорско-преподавательским составом, было безукоризненным.
- А почему не китайский? - попытался пошутить один из участников круглого стола.
- Потому что, во-первых, у нас нет выбора, а во-вторых, является медицинским фактом то, что в настоящий момент получить самую актуальную научную информацию можно только на английском языке. И в Китае это прекрасно понимают, - продолжал В. Микушев. - Стало повсеместной практикой в Поднебесной, когда и студенты, и преподаватели ежегодно проходят языковую практику в ведущих англоязычных университетах мира.
Давайте что-то делать…
По словам Владимира Михайловича, сейчас наша система образования состоит как бы из трёх ступеней. Первая - это местный вуз, который готовит специалистов для повседневных нужд производства. Следующей ступенью является вуз, который занимается чистой наукой, где есть свои школы, а самую верхнюю ступень должен занимать т.н. инновационный вуз - в клятой Америке самым характерным тому примером является Массачусетский университет. Там наука и передовое производство связаны настолько тесно, что позволяют не только двигать вперёд научную мысль, но и зарабатывать на этом немалые средства.
- Идеальным должен стать симбиоз вуза и работодателя, что позволит более точно определять, какие специалисты нужны сейчас обществу. Во всяком случае, именно на это нацеливает сейчас федеральные вузы министерство. Поэтому давайте что-то делать, учитывая, что времени у нас почти не осталось, - призвал коллег проректор.
Говоря другими словами, если вузы (уже самостоятельно и без погонялки со стороны министра Ливанова) не осмыслят грядущий революционный характер перемен, то стране (не только нашей области) грозит потеря образовательной безопасности. Если учесть, что продовольственную безопасность страна уже потеряла (сейчас до 40% всего продовольствия на прилавках России - импорт), то нечто подобное можно ожидать и на образовательном рынке: если российских вузов не останется, то куда податься желающему получить «вышку»? Учиться за рубежом - удовольствие дорогое, мало кому в провинции доступное…
«Академический инцест»
Что нужно для того, чтобы избежать катастрофы? Весь последующий разговор и свёлся к поискам адекватного ответа. Подходы были разные. Например, доктор исторических наук Владимир Аракчеев обратил внимание, что большая наука всегда имела свои корни в провинции. В качестве примера он привёл филологическую школу Тартуского университета. Правда, в этом есть и одна опасность, когда разного рода мини-научные школы оказываются замкнутыми на самих себе:
- Это называется «академическим инцестом», когда на кафедру приходят собственные ученики, - мгновенно отреагировал эмоциональный Микушев.
Не могли участники круглого стола не заметить и тот факт, что до 40% потенциальных абитуриентов сейчас уезжает, предпочитая столичные вузы местным. С сожалением приходится констатировать и другой вызов, который, увы, остался за бортом дискуссии: о том, что высшее образование сегодня не является необходимым для карьерного, а равно и жизненного успеха.
Классический пример экс-депутата Гавунаса, который в середине 90-х занял должность заместителя губернатора, имея в своём образовательном активе лишь диплом об окончании ПТУ, о котором вспомнили во время дискуссии, был воспринят как нечто само собой разумеющееся. И, судя по вялой реакции большинства, увы, не изжитое.
Опуская частности разговора и подводя его итоги, можно пока сделать неутешительный вывод: даже вузы, оказавшиеся после недавней министерской проверки в т.н. «зелёной зоне», сегодня не могут себя чувствовать спокойно, когда им в затылок уже дышат европейские образовательные монстры.
Как в этой ситуации не вспомнить знаменитую сказку про Алису, которая, оказавшись в Стране чудес, поняла: чтобы там оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил. Видимо, в подобной ситуации в скором времени окажется и псковский университет, иначе ему будет сложно доказать свою необходимость не столько министерскому начальству, сколько тем, кто решится в наше время получить высшее образование.
Смотрите также:
- Радиоприёмник Попова был задуман им... как пособие для учеников минных классов →
- Кадры для продовольственной безопасности →
- Как стать магистром? →