Мурманские моряки предпочитают покупать дипломы

   
   

Не так давно в Санкт-Петербурге было выявлено несколько фальшивых свидетельств о прохождении моряками курсов мурманского учебно-тренажёрного центра. В результате разбирательства капитан питерского порта оказался под следствием.

«Ноги» выросли из Мурманска

Поскольку «ноги» всей этой истории выросли из Мурманска, в столицу Заполярья нагрянула проверка. Однако нарушений выявлено не было. Тем не менее, как можно сейчас убедиться, оперативные действия в этом направлении продолжились. В конце концов, милиция изловила нескольких сотрудников учебного центра, которые, по мнению следствия, выдавали-таки документы морякам, не прошедшим обучение.

Начался громкий процесс, который должен был стать поводом к разговору не столько о коррупции в морских учебных заведениях (хотя о ней, родимой, знает почти каждый мурманский школьный выпускник), сколько о проблемах моряков.

Обязательные курсы

Судоводителю каждую пятилетку полагается проходить курсы общения с Глобальной морской спутниковой системой безопасности (ГМССБ) и радиолокационной системой (РЛС). На торговых судах сейчас начальников радиостанций сокращают, и хождение по электронным картам (ещё один предназначенный к систематической пересдаче предмет) тоже ложится на судоводов. Порядка месяца моряк должен проторчать в учебном центре.

   
   

Далее - «солоса», как их называют моряки. Откуда взялось это название - пожалуй, ни один из мурманских рыбаков сказать не сможет. На самом же деле, это свидетельство по борьбе за живучесть. Согласно международной конвенции 1978 г., каждый член экипажа должен иметь такой документ согласно специальности.

Существует четыре солоса. Первую ступень пройти обязан каждый моряк, включая матросов-камбузников и уборщиков. Далее в зависимости от специальности следуют II, III и IV градации. Судоводителю, например, нужно иметь все четыре «солоса». По срокам это занимает, если повезёт, месяца полтора, не повезёт - два.

ГМССБ - пожалуй, единственный предмет, требующий постоянного контроля знаний в изменяющихся условиях, хотя для постоянно практикующего штурмана он - далеко не бином Ньютона. Все эти курсы давно следовало бы сделать необязательными и, при наличии постоянного опыта, принимать у комсостава экзамены экстерном - так ведь не дают.

Отжимание денег

В таких обстоятельствах моряк готов хоть чёрту морскому платить, лишь бы не тратить драгоценное время на суше на сидение за партой. Поэтому в Мурманске каждая контора по трудоустройству моряков заранее в курсе, что и как сделать. Не нужно далеко ходить - почти на любой остановке общественного транспорта можно было прочесть объявление вроде: «Помощь в оформлении рабочего диплома». И стоят такие услуги не очень дорого, от 20 до 30% от общей стоимости оформления документов.

Кстати, о стоимости. Обучение на курсах в морском колледже обычному судоводителю стоит порядка 13 тыс. рублей, четыре солоса - около 9 тысяч. И никто за работника эти суммы не покрывает. Некоторые транспортные компании платят за свой плавсостав, а про рыболовецкие компании здесь и речи нет.

Спросите - и любой моряк вам ответит, что вся эта котовасия со свидетельствами - «элементарное отжимание денег» с простого трудяги.

Причём претензий к знаниям даже у якобы прошедших обучение специалистов нет ни у службы капитана порта, ни у государственной инспекции маломерных судов, которые при выдаче рабочих дипломов нет-нет да и проэкзаменуют специалиста.

Моряки со стажем и так уже давно знают всё, что им положено знать. Но по закону каждые пять лет судоводитель должен явиться в учебный центр, выложить из собственного кармана немалую сумму и два месяца мариноваться в бесполезных для него аудиториях. Вместо того чтобы в кои-то веки отдохнуть с семьёй.

Смотрите также: