Посетителям кремля у нас могут предоставить только «турецкие» удобства

   
   

Правда, сами туристы пока, видимо, не знают об этих эпохальных сдвигах. Поэтому и не торопятся оставить свои кровные в казне областного центра. Что же мешает развитию этого «стратегического», как не устают повторять в областной администрации, направления? Эти и другие вопросы корреспондент «АиФ-Псков» адресовал одному из опытнейших экскурсоводов города Михаилу Бучинскому.

Но сначала несколько слов о нашем госте: выпускник псковского педагогического института (иняз!), он начал заниматься этим ремеслом ещё в далеком 1968 году. Михаил - единственный гид среди своих псковских коллег, который к своим «рабочим» языкам (английскому и немецкому), добавил ещё и польский, который выучил самостоятельно. Поэтому нередки случаи, когда в тур­агентствах гости из Польши просят, чтобы с ними работал «пан Михал». Как считает сам Бучинский, для решения многих наших проблем даже не нужны серьёзные финансовые вливания.

Улыбнуться  «понаехавшим»?

- Нормальная человеческая улыбка ничего не стоит, но именно с этого и начинается такое понятие, как индустрия туризма, - начинает разговор наш гость. - К сожалению, многие этого пока не понимают. Несколько мелких, но неприятных примеров. Одной из главных достопримечательностей нашего города является Троицкий собор. Немудрено, что люди в первую очередь хотят побывать там, узнать его историю. Они платят за это деньги, и мы не вправе им отказывать. Между тем обслуживающий персонал храма, кажется, таких элементарных вещей не понимает. Однажды моими клиентами была довольно солидная пара из Москвы. Одеты они были с большим вкусом, а женщина была к тому же в перчатках. Они чем-то не понравились охраннику, который в выражения весьма недружелюбных заставил их снять. Я готов бы провалиться на месте от такого хамства. Или ещё пример: группа из Польши вошла в главный зал собора. Я веду экскурсию, и одновременно начинают шумно скрести полы, отдирая свечной воск. Гости заволновались, они хотят дослушать историю, но ни мои просьбы, ни их обращения к уборщицам не возымели действия. Объяснять им, что такое сервис, бесполезно, у них одна присказка: понаехали тут…

На «перевоспитание» не нужно тратить миллионы, но от того, как мы встречаем гостя, зависит его расположение и отзывы, которыми он поделится с друзьями и знакомыми по возвращению домой.

Не могу не вспомнить и другой случай, когда мне тоже пришлось покраснеть: приезжали к нам на День Победы ветераны из Латвии. Поднялись в собор, а там между лестницей и входом в зал совершенно тёмное пространство. Попросил включить  свет, чтобы люди случайно не упали - каждому ведь за 80. Не возымело действия. Коридор осветили только, когда его пошли мыть. Понимаю, что в храме - всё для Бога, но... 

Лес и туалет -  не синонимы

- Бытовое хамство - это не единственная проблема сферы гостеприимства?

   
   

- Отдельная тема - это туалеты в центре нашего псков­ского православия. Сколько я езжу с гостями, столько времени она и не решается. Две дырки в полу в Европе называется «турецким туалетом». Там о подобных «удобствах» давно позабыли, но неизменно вспоминают, когда приходят в псковский кремль. Единственное нормальное отхожее место поблизости - это кинотеатр, но если вдруг кому-то станет физиологически необходимо? Одна моя (на этот раз - швейцарская) клиентка вынуждена была заглянуть в наш «турецкий» туалет. Пришла и говорит: я теперь знаю, что такое ад. Когда начинаешь разговаривать с представителями церкви относительно этого позорища (другого слова тут и не подобрать), то они ссылаются на охранные зоны, нехватку денег и т.д. Но за столько лет можно было бы разрешить эту проблему и построить нормальный европейский санузел! Или хотя бы установить биотуалеты, которые появляются на улицах города по праздникам. К слову сказать, с этим в Пскове вообще беда. Есть, правда, единственное место, куда привозишь гостей со спокойной душой - это «Империал»: там и продукты, и товары и, естественно, туалеты, но в самом городе где-то остановиться и предоставить людям возможность обойтись без унижения - такого нет. Не говоря уже о дальних переездах. Пока такие понятия, как «лес» и «туалет» буду  у нас синонимами, ожидать бурного развития туризма не следует.

Также нужно как можно скорее решать проблему стоянки вокруг собора. Подходить к нему через площадь просто опасно, а запарковать машину или автобус в иные дни и вовсе невозможно. Нужен специальный переход под мостом через Пскову, чтобы можно было пройти к Троице.

- Далее по списку - общественное питание?

- И здесь люди  жалуются: не знаем, куда можно зайти, посидеть, выпить что-нибудь прохладительное. Я им отвечаю: да вот - пожалуйста, заходите! А они парируют: нигде ничего не написано. Присмотрелся и правда: на вывесках нигде нет слова «сafe», где бы можно было бы выпить «coffee». Меню у нас тоже не имеют обыкновения переводить. Вызывают недоумение и цены. Может, кто-то не знает, но сейчас их уровень практически как в Германии: 350-400 рублей за обед. Это дорого. Непонятны нашим гостям и размеры порций.В таких объёмах обычно подают в дорогих французских ресторанах, но там люди платят бешеные деньги за деликатес, у нас ситуация другая, но цены - повторюсь - кусаются.

Что можем предложить?

- И всё-таки к нам приезжают, значит, видимо, есть что показать?

- Конечно, есть, но лично у меня есть такое ощущение, что у нас по-прежнему не умеют работать с гостями. Взять хотя бы гостиничный бизнес: номер в среднем стоит 1200 рублей. В среднем! Эти цены для состоятельного туриста, но для тех, кто путешествует налегке, слишком дорого. Поэтому у нас очень редки молодёжные и школьные группы. К слову, у нас по-прежнему мало и иностранных туристов. Раньше были такие массовые маршруты, «Ленинград-Псков-Рига» (или Таллин), теперь их нет, поэтому Псков выбирают те, кто действительно знает, зачем он сюда едет.

- А сейчас настоящих гидов-переводчиков нигде не готовят?

 - В нашем деле знания языков маловато. Нужен и артистизм, и обаяние, и талант рассказчика, чтобы увлечь праздного человека - он ведь на отдыхе.

- Как бороться с дефицитом кадров?

- Расширять туристический бизнес. Мне кажется, что глубину проблемы у нас в областной администрации всё-таки понимают. Недавно я был приглашён для работы с итальянским консулом и был приятно удивлён тем, что руководство области, начиная с губернатора, бегло общаются с гостями на английском языке. В общем-то мелочь, но, думаю, это хороший знак.

Смотрите также: