Время - Семь утра. Мне на работу к девяти.
Где-то на «птичнике» в переднюю дверь вошли две представительницы контрольно-ревизионной службы (в простонародье - «контролершы»). Я вышел из «дежурной» медитации и предъявил билет. Вдруг через минуту сзади за мной началась бурная полемика. Я прислушался. Контролеры ополчились требовать штраф (который с недавних пор составляет цельных 500 рублей!). Объект – молодая девушка пыталась оправдываться и впала в истерику. Я начал вникать в ситуацию. Из услышанного понял следующее:
Она (девушка) вошла в Крестах. В автобусе – давка. Кондуктора поблизости нет. Она сама студент, вчера приехала из Белоруссии на каникулы к тете. До нее кондуктор не доходил, поэтому она билет еще не приобрела.
Контролерши на нее наседают. Подтянулся кондуктор. Начала говорить, что «доходила до сюда и спрашивала плату» (Что действительности не соответствовало ни разу).
Народ безмолвно, но радостно взирает на шумиху и жаждет показательной расправы над «зайцем». «Заяц» под психологическим прессингом и угрозами доставки в милицию, требования денег зашелся слезами и впал в тихую истерику. Платить 500 рублей девушка физически и морально была не готова явно. Тут уж я не выдержал, и включил режим «активной жизненной правозащитной позиции». За державу стало обидно перед гражданином иностранного, а тем более «союзного» государства.
На мое замечание о том, что кондуктор действительно «до сюда не доходил», и апеллирование к человечности и здравому смыслу трое представителей «автобусной власти» резко переключились на меня, при этом профессионально заблокировав плачущего «зайца» на сидении. К вящей радости пассажиров, началось «реалити -шоу».
Меня обвиняли в нескольких «смертных грехах»:
- в том, что я близкий «друг зайца»;
- в том, чего вообще я вмешиваюсь;
- что покрываю неизвестно кого, чуть ли не нелегального иммигранта.
Из защитной позиции - «я первый раз ее («зайца») вижу» и «лично к вам я тоже пока претензий не имею» - нарастающая экспрессия и психологически агрессивный тон «тройки» меня быстро вывели, и я перешел в контратаку (ведь известно, что лучшая защита – это нападение).
Я напомнил им что:
- деньги с «зайца» им удастся взыскать, если только через суд;
- это гражданин иностранного государства, который с ее слов не в курсе «местных обычаев».
- что прописка гражданам Белоруссии не нужна - она на короткий срок приехала. Белоруссия -союзное государство, режим безвизовый и прочее…
- что я буду свидетелем в суде давать показания, что кондуктор не доходила до передней площадки автобуса;
- что не одна она (заяц) на передней площадке осталась фактически не проверенной на наличие оплаты проезда;
- что граждане пассажиры часто заходят через переднюю дверь, и я не уверен, что снаружи автобуса есть надпись не входить
и т.д.
Заяц тем временем немного отошел от стресса. Я предложил ей записать мой номер телефона и выразил готовность, если кондукторы не успокоятся, идти с ней хоть и в милицию.
Кондукторы включили принципиальность. Я тоже. Они начали вызванивать вневедомственную охрану. Мы не возражали.
Вневедомственная была ими вызвана, но когда и куда она сможет подъехать, кондукторы не сообщили. Нас довезли до вокзала. Еще раз (видимо думали, что сдадимся ) предложили не доводить до милиции, заплатить добровольно. Предлагали мне, раз я такой «друг зайцев» заплатить из своего кармана. Я вежливо отказался. Автобус пошел на круг. Они созвонились еще раз с милицией. С меня сразу потребовали за проезд. Я – оплатил.
Нас довезли в обратную сторону до «птичника», где на остановке уже поджидала вневедомственная на машине. Мы вышли. Я начал спрашивать у сотрудников, куда ее повезут, и не возьмут ли они меня с собой, как свидетеля. Милиционеры, надо отметить, отнеслись к мероприятию без особой радости (оно и понятно, в половину восьмого утра возиться с зайцами). Повезут они ее в третье отделение (как мне послышалось) на Вокзал.
Меня не возьмут – ибо их уже и так пятеро (заяц, 2 контролера, 2 милиционера).
Я еще раз заверил зайца, что подойду. Приободрил, как мог. И пошел пешком к вокзалу.
Сунулся в линейное, где мне сказали, что никаких зайцев не доставляли, а 3-е – это на Запсковье. Но это вряд ли. Скорее, ее повезли в центральный ОМ. Это, действительно, было логичнее, и я потопал туда.
Придя в центральный ОВД, я спросил в дежурке про доставку свежих зайцев и получил утвердительный ответ и координаты соответствующего помещения.
В помещении были «очень рады» моему появлению. К этому времени молоденький, судя по всему, дознаватель записал в протокол показания контролерш и их подписи. Я попросил вписать меня в протокол как свидетеля. Мы немного обменивались со слегка злорадствующими контролершами репликами.
И они с чувством глубокого морального удовлетворения от выполненной миссии удалились, явно не понимая моей настойчивости.
Дознаватель сказал, что свидетели им, вообще-то, не нужны. Я ответил, что это понятно, а нужны они будут в суде, так что вот мой паспорт, ибо обвиняемая в совершении административного правонарушения будет ссылаться на меня как свидетеля (очевидца) происшествия. Надо отдать должное, вел он себя корректно. Меня за пределы помещения не выдворял и даже не предлагал удалиться.
Далее, он начал заполнять протокол и с каждым заданным вопросом «зайцу» степень его жизнерадостности (и без того бывшая не на высоте в 8 утра) уменьшалась.
Место жительства – Минск. Регистрация – Минск. Документы – белорусский студенческий билет МГУ. А тут еще примчалась ее тетя, которой она успела позвонить с ее паспортом.
В общем, закончилось все хорошо…
Жаль только, что в суете, я даже не удосужился спросить как у зайца имя.
Мораль:
Граждане, своевременно оплачивайте проезд.
Носите с собой паспорт.
Не молчите, когда на ваших глазах явно нарушают права других.
Вот так я одним «зайцем» всех убил: и время ожидания начала рабочего дня, и скуку.
ЗЫ: Через день, на том же месте попались мне те же контролерши. И та же ситуация: кондуктор глубоко в тылу автобуса некоторое время безмолвствует. Они меня вроде молча признали, проверили билет. На мое замечание: «Ну, что, доходит кондуктор «досюда?» после двух остановок, мы начали «конструктивно» общаться. Подошедшему после кондуктору сделали замечание «Тут народ возмущается, вы уж доходите до кабины!»…
Но это уже другая история…
Эдуард Г.
Со слов очевидца событий и их непосредственного участника записала Александра Милованова
Смотрите также:
- Интернет-уполномоченный: псковский участковый всегда онлайн →
- Как спасают бездомных во время «сибирских морозов»? →
- Павлик Морозов не был пионером? →