Эксперты в целом одобряют антикризисные действия властей. Однако социологические опросы показывают, что россияне не ощущают их результатов.
Недовольство охватило и деловые круги. Бизнесмены ропщут по поводу того, что «пожарные машины», гружённые миллиардами рублей и долларов, несутся на выручку не бизнесменам-труженикам из реального сектора, а всё той же «райской группе» обогатившихся в ельцинский период, но теперь оказавшихся по уши в долгах из-за алчности и непомерных амбиций.
Но самый неприятный вывод состоит в том, что российская экономика оказалась нечувствительной к антикризисным мерам.
Признавая ставшее очевидным, вице-премьер А. Кудрин на днях выступил с неутешительным прогнозом: Россия пострадает от кризиса сильнее, чем европейские страны или США. На глазах тают надежды и на то, что кризис быстро рассосётся. Вначале говорили о 2009 годе. Сегодня светлый горизонт перемещается за 2010-2011 годы.
Школа трезвости
В ближайшие два-три года (а может быть, и дольше) и власти, и населению придётся приноравливаться к новой социальной и эмоциональной ситуации. Жить придётся на трезвую голову. В обстановке высокой непредсказуемости. Как писал В. Маяковский:
Пустота... Летите, в звёзды
врезываясь.
Ни тебе аванса, ни пивной.
Трезвость.
Жить на трезвую голову в условиях резко сократившихся возможностей придётся учиться. Первые же удары кризисного колокола показали, что думские партии и депутаты совершенно не готовы к работе в период тощих коров. Оказалось, что, после того как в кармане кончились конфеты, народу сказать нечего. За прошедшие с начала кризиса полгода от «видных партийцев», как левых, так и правых, страна не услышала сколько-нибудь внятного объяснения причин столь острого кризиса. Несколько месяцев людей потчевали микстурой «во всём виноваты США». Но это универсальное с советских времён средство больше не действует. Люди же не слепые: видят, что не американцы бросились менять доллары на рубли. Не из Нью-Йорка бегут капиталы.
Кризис высвечивает совершенно безобразные, нелепейшие обстоятельства. Деньги, выделяемые правительством на спасение экономики, на глазах у всех исчезают как в дыму. Конкретных виновных не называют. На днях Центральный банк беспомощно развёл руками: дескать, не знаем, кто является реальным собственником большинства банков. За 10 лет так и не выяснили!
Всё чаще звучит неудобный вопрос: а на каких печках валялась власть все последние годы? Почему экономика страны оказалась неподготовленной к работе в условиях низких цен на нефть? Почему, когда разразился финансовый кризис, у корыта первыми оказались лица, известные своими хрюкающими аппетитами ещё с ельцинских времён? Почему банковская система, созданная в олигархические времена, и 10 лет спустя по сути своей осталась олигархической и непрозрачной? Почему до самого последнего времени действовали непрозрачные схемы расчётов за газ, приведшие в конечном счёте к мировому скандалу? Почему у нас в бизнесе всё делается через посредников, через рейдеров, через силовиков, а говоря по-народному - через ж...?
Согласны на всё?
В самом неловком положении сегодня «партия власти». Кроме привычного «одобрямс» от её лидеров не слышно ни звука. Объявленная «Единой Россией» программа публичных акций «в поддержку мер правительства» поражает своей нелепостью. Неужели партийные идеологи всерьёз рассчитывают, что народ выйдет на улицы с хоругвями и станет весело славить инфляцию, скандировать: «Приветствуем новые цены на молоко и мясо!», кричать «ура» повышенным тарифам на транспорт и ЖКХ? Такое впечатление, что «видные партийцы» дальше парламентского буфета и дороги не ведают. Всё им кажется, что в каждой деревне асфальт и кружок вышивания гладью. Идея «всенародной поддержки» правительства, не успев реализоваться, стала предметом публичных насмешек. В Санкт-Петербурге уже прошла демонстрация под глумливым лозунгом «Согласны на всё».
Процесс пошёл
Запас доверия к лидерам страны и небольшая прослойка народного «жирка» пока удерживают людей от публичного протеста. Однако жирок и доверие могут быстро растаять. Процесс уже пошёл. Данные Росстата свидетельствуют, что кризис из финансового становится социальным. Опрос, проведённый Фондом «Общественное мнение» в 68 регионах, где проживает 91% населения, показал, что средний уровень недовольства приближается к 40%. В некоторых регионах, где начали останавливаться предприятия, он превышает 50%. Опасно растёт число безработных. По неофициальным подсчётам, их уже около 6 млн. Правительство, ссылаясь на опыт выхода из Великой депрессии в США, теоретически верно рассуждает о пользе «общественных работ». Но как организовать их в климатических и географических условиях России, с учётом менталитета российского работника, никто не знает.
* * *
Россиянам впору вспомнить строки из известной народной песни «Шумел камыш»: «А поутру они проснулись - кругом помятая трава. Ах, не одна трава помята, помята девичья краса».
Краса экономической политики последних лет действительно сильно помята. Помяты и многие лица, ещё недавно «приятные во всех отношениях». А между тем в России есть серьёзные экономисты, которые давно и настойчиво предупреждали: нужно думать не о заоблачных высотах превращения России в экономического лидера ХХI века, а о возвращении к реальности. К реальности - значит, к политике поощрения промышленного сектора, среднего и мелкого бизнеса, к избавлению от зависимости от экспорта сырья и импорта продовольствия. А у нас на стенде «передовики либерализма» всё те же десятилетиями примелькавшиеся лица. Не пора ли менять портреты?
Смотрите также:
- Вячеслав Костиков: «Тараканьи бега по вертикали наносят ущерб обществу и экономике» →
- Как копейка бакс бережёт. И почему России на руку экономические санкции →
- Госплан или Госдепплан? Почему всё дорожает и как это остановить →