«Добряки» спешат на помощь: Как псковичи помогают тем, кто попал в беду

Благотворительность может быть разной. Порой от беды спасает даже доброе слово. Волонтеры псковского «Клуба добряков» знают: чтобы помогать, вовсе необязательно быть богатым, достаточно иметь желание и немного времени. Координатор клуба Наталья Лобанова рассказала «АиФ-Псков», кто такие «добряки», как ими становятся и кому они помогают.

   
   

Волны добра

- Клуб Добряков — это организация или простое объединение добровольцев?

- Это большой благотворительный фонд, который в 2013 году основала Маша Субанта (Мария Кравченко). Он практически вырос из ее блога в Instagram. Его задача — не только сбор денег на детей и взрослых, но и еще изменение отношения к благотворительности. Сейчас работают более 60 отделений, в том числе в Молдове, Казахстане, Белоруссии. Но в отличие от головной организации, сбором средств филиалы не занимаются, а помогают простыми человеческими делами.

- Когда Псков присоединился к фонду?

- 13 сентября 2019 года. Я давно дружу с девушкой-блогером из Санкт-Петербурга, мамой особенного ребенка, потому что тоже воспитываю такого малыша. Она-то мне и рассказала, что во Пскове собираются открыть отделение фонда и нужен ответственный человек, который его возглавит.

- Сейчас очень много разных волонтерских организаций в регионе. Вы чем от них отличаетесь?

Даже одно доброе дело делает человека «добряком»: полноценным членом клуба Фото: АиФ/ Фото из соцсетей Клуба

- Во-первых, волонтеров много не бывает, а во-вторых, у каждой организации или фонда свое направление деятельности. Псковские «добряки» по большей части помогают особенным деткам и их семьям. Во многом это связано с тем, что мне самой близка эта тема. Я — мама особенного ребенка и много лет занимаюсь организацией помощи таким детям.

   
   

- Я знаю, что «добряки» проводят акции, участникам которых становятся не только особенные дети.

- Это действительно так. К примеру, «Коробка храбрости». Сейчас в детской областной больнице такие коробки стоят в процедурных кабинетах пяти отделений. Ребенок, который проходит лечение, ежедневно сталкивается с болезненными процедурами. Для него это стресс, который совсем не способствует выздоровлению.

Чтобы сгладить болезненные моменты, в кабинете стоит «Коробка храбрости» наполненная игрушками - приятными наградами за смелость. Совсем скоро они появятся и в детской стоматологической поликлинике.

На деревню девушке

- Где и как рождаются акции?

- Интересные идеи предлагают сами добряки, а фонд их потом масштабирует. Когда карантин начался, «добряки» стали шить маски и шапочки для врачей. Недавно по всей России прокатилась волна благотворительных фотосессий для отцов особенных детей. Наш Псков поздравил пап немного по-другому — отправили наших особенных мужчин в барбершоп, где их перед праздником подстригли, причесали. Пару раз отправляли пап поиграть в лазертаг.

Но мы оказываем помощь не только семьям с особенными детьми. Недавно к нам обратилась молодая мама, которая столкнулась с жестокой реальностью деревни — жить в частном доме без дров и с двумя маленькими детьми очень тяжело. Мы за пару дней помогли собрать машину дров, а еще одежду и обувь, все это отвезли. Подсказали, куда можно устроится на работу и какие фонды работают с ее ситуацией.

- И таких обращений за полтора года было много?

- Много. Мы часто оказываем адресную помощь, поэтому знаем, кому именно помогаем. Например, у нас для мам есть акция «Мамины радости». Маму особенного ребенка отправляем к косметологу, к мастеру по маникюру, а потом на экскурсию. Через неделю я эту маму встречаю в нашем реабилитационном центре с ребенком и вижу совершенно другого человека.

- Какие еще акции есть?

13 сентября прошлого года Клуб отметил 2 года Фото: АиФ/ Фото из соцсетей Клуба

- «Уроки доброты» в школах. Они проходят по специально разработанной для фонда программе. Мы рассказываем, что такое доброта, что такое благотворительность, как можно сделать мир лучше. Можем пригласить в класс, например, слепого человека, который расскажет, как он живет. Дети могут задать любой вопрос .

Есть у нас акция «Доброворот вещей», когда мамы перебирая шкафы, собирают вещи, которые могут помочь нуждающимся. Замечательная идея - проект «Автоволонтерство». Когда мама привозит ребенка, например, из района на реабилитацию, это, как правило, всегда стресс. У нее подмышкой тяжелый ребенок, огромная коляска, да еще и чемоданы. Очень часто таким мамам таксисты отказывают. Наши автоволонтеры готовы встретить и подвезти до места.

В рамках акции «Добрый торт» кондитеры-волонтеры пекут для особенных детей изумительные торты. Есть аэрографы, которые дарят ребенку шикарный сет из шариков на день рождения. А недавно к нам присоединился псковский производитель, который бесплатно дает сливки для добрых тортиков.

- Получается, среди ваших волонтеров не только простые люди, но и целые организации?

- Да, но, как правило, это прежде всего люди, которые в этих организациях работают. Если говорить о компании, которая занимается производством сливок, то они нам здорово помогли в новогодние праздники. Подарили именные подарки детям и совершенно шикарные наборы со своей продукцией родителям.

Перед Новым годом к нам присоединился следственный комитет, они собрали игрушки для «Коробок храбрости», помогли в организации нашей новогодней елки. Один из сотрудников наряжался Дедом Морозом и общался с детьми.

Есть один наш партнер — псковский университет, проректор которого, на новогодних праздниках, на протяжении полутора часов лично исполнял роль Деда Мороза. А студенты университета ездили с поздравлениями по домам.

Никто никому не обязан

- Вы ведете статистику — сколько у вас «добряков»?

- В нашем отделении 40 волонтеров. У нас нет штаба. Мы не арендуем помещений. Практически все вопросы решаем онлайн. У нас в «Добряках» есть золотое правило: никто никому ничем не обязан. Никто не должен отдавать больше, чем может. Очень важно сохранять свой собственный ресурс. Я, как координатор, за этим очень слежу.

- Районы тоже активно участвуют?

- Да, в районах добряки тоже есть. Хорошо отделение представлено в Себеже, Опочке, Острове, Печорах, Дедовичах, я уже не говорю про близлежащие районы.

- А какого преимущественно возраста ваши волонтеры?

Псковское отделение «Клуба Добряков» считается в России одним из лучших Фото: АиФ/ Фото из соцсетей Клуба

- Возраст не имеет значения. Недавно у нас появился замечательный проект, называется «Родительская забота». Пришли в него взрослые женщины, они сами уже бабушки. Ходят по приютам, общаются с детками, приносят лакомства, а самое главное - отдают материнскую любовь, тискают, обнимают, нянчат их.

- В самом начале вы сказали, что сбором денег занимается головной офис фонда. Псковичам достается?

- Система построена таким образом, что заявки о помощи в сборе средств посылают сами родители. Мы сами ни за кого не просим. Обычно фонд объявляет три-четыре дня, в течение которых эти заявки принимает. Сотрудники фонда все документы тщательно проверяют. После этого фонд рандомно выбирает того, кто получит помощь.

Псковские семьи тоже заявки посылали, но пока фонд собирал средства только на Дашу Ардашеву, у которой было тяжелое генетическое заболевание и требовалась операция в Израиле. Сборы закрываются очень быстро. Маша Субанта собирает колоссальные средства - по несколько миллионов рублей в месяц.

- В феврале Мария приезжала в Псков. С какой целью?

- Мы у нее учились, она очень опытный человек, знает все про выгорание, про то, как нести добро, чтобы это не было злом для собственной семьи. Наше отделение она похвалила.

Я с Машей познакомилась на слете координаторов отделений, когда еще до конца даже не была уверена, что согласна взять на себя эту ответственность. Когда я туда прилетела, увидела такое множество горящих глаз и сердец, все мои сомнения отпали. Бывает, устаю, но понимаю, что не хочу терять этот мир, он часть меня, мое детище, я этим живу.

Досье
Наталья Лобанова родилась в Казахстане, после окончания школы переехала к отцу в Псков. Училась в Псковском Вольном институте и в ПсковГУ по специальности «психология». Автор и руководитель собственного проекта Центр Доступной Абилитации «Добрея».