До последнего бойца. Поисковое движение «След «Пантеры» отмечает 30-летие

Только за прошлый год было найдено и перезахоронено 500 бойцов © / фото Андрея Степанова / АиФ

«След «Пантеры» - одна из старейших общественных организаций в Псковской области. Свою деятельность она начинала с четырех поисковых отрядов. Сегодня их насчитывается уже 29. За эти годы поисковики нашли и перезахоронили останки более 23 000 бойцов, подняли из глубин болот и озер 13 экземпляров военной техники. «АиФ-Псков» выяснил, каких ещё результатов добилось движение за минувшие годы и узнал о планах на предстоящий сезон.

   
   

Прикипеть душой

«Если молодой человек хотя бы раз поучаствует в «Вахте памяти», поработает на вскрытии и захоронении останков воинов, он будет участвовать в ней постоянно, потому что прикипит душой и не сможет иначе», - говорит первый руководитель «Следа «Пантеры», член Совета движения Николай Горбачев.

Организация была зарегистрирована в 1994 году. Тогда в ней состояли всего четыре отряда. Еще до объединения они работали в Стругокрасненском, Новосокольническом и Гдовском районах.

Сейчас поисковых отрядов 29, в них состоят порядка 200 человек. Кроме этого, помощь поисковикам оказывают волонтеры, многие из которых потом в движение тоже вливаются.

Активный поисковый сезон начинается, как только сходит снег. Но это не значит, что зимой у поисковиков затишье. Они работают в архивах с документами, проводят конференции, полевые выезды, ищут места, где самолеты и военная техника затонули в годы Великой Отечественной войны. За 30 лет работы организации из глубин болот и озер было поднято 13 экземпляров бронетехники, в том числе танки Т-34.

Фото: из группы организации в соцсетях

«Для нас, поисковиков, война продолжается пока не будет захоронен последний солдат», - приводит слова великого полководца Суворова экс-руководитель организации и член совета «Следа «Пантеры» Геннадий Корольков.

В прошлом году было найдено, поднято и перезахоронено более 500 бойцов. А всего за эти годы - свыше23 000 человек. Поисковикам удалось установить имена более 2 500 бойцов.

   
   

«Стараемся найти родственников, - рассказывает председатель Псковского регионального отделения «Поисковое движение России», руководитель поисковой организации «След «Пантеры» Анна Шуняева. - Не всегда получается, а если все же выходит, родственники всегда очень благодарны и стараются приехать на захоронение бойца».

Вернуть семье

За последние годы проведена большая работа в Новосокольническом районе по подъему самолета из озера Смертное. Неделю назад, говорит Анна Шуняева, нашлась племянница летчика, который погиб, упав на этом самолете в озеро. «Мы с ней держим связь, - отмечает руководитель организации. - Она уже в возрасте, но планирует приехать на захоронение своего дяди. В семье долгое время искали его. Им говорили, что он пропал без вести, что попал в плен и там пропал. Но оказалось, что он не пропал, а героически сражался и погиб, защищая Родину».

Интересная история случилась и в прошлом году. Осенью проходила районная «Вахта памяти» в Красногородском районе. В ходе поисков были обнаружены останки двух советский бойцов. На одном был солдатский медальон. Его прочитали и установили, кому он принадлежал. Оказалось, что у этого бойца до сих пор жива дочь. Нашли ее в Канаде, а племянницу - в Америке. «В семье был настоящий праздник, потому что они его тоже искали и найти не могли. И таких историй очень много», - отмечает Анна Шуняева.

Николай Горбачев вспоминает, как в Псков уже дважды из Франции приезжала дочь другого погибшего бойца. Отец ее, летчик, был найден погибшим в Псковском районе. Похоронили его в Жидиловом Бору.

Фото: из группы организации в соцсетях

Установить личность погибших не всегда удается, да и с каждым годом делать это становится это все тяжелее. И тут здорово выручает генетическая экспертиза и 3D-моделирование черепа. «Чаще всего останки находятся без именного артефакта, есть только косвенные признаки, по которым можно определить погибшего бойца, - рассказывает Анна Шуняева. - И когда проводится генетическая экспертиза, а делают её в большом центре в Казани, туда направляется вся эта информация».

При помощи моделирования черепа специалисты и вовсе восстанавливают облик человека. «Уже было несколько историй, когда останки были найдены без личных вещей и только по воссозданному облику бойца удалось узнать», - отметила руководитель организации, добавив, что пока это все только развивается, есть свои сложности, вызванные тем, что нужных специалистов очень мало.

Поднятая поисковиками военная техника расходится по музеям всей страны. К примеру, один из танков Т-34 находится на Поклонной горе в Москве, а в Танковом музее захоронен один из экипажей.

Создать свой музей — мечта псковских поисковиков, потому что «столько находок сколько у нас, наверное, даже у археологов нет». Пока же они поддерживают районные краеведческие музеи, отдавая им часть своих артефактов.

Масштабная работа

Раз в году поисковики проводят областную «Вахту памяти». В этом году она стартует в конце апреля и будет проходить в Пустошкинском районе. Соберутся на нее более 300 членов поисковых отрядов, приедут поисковики из Белоруссии и, возможно, Казахстана.

Силами поискового отряда «Забытый батальон» будет проводиться вахта в «Укрепрайоне» в Себежском районе. «В этом году у них запланированы три смены лагеря, в них принимают участие студенты вузов Москвы. Первая экспедиция пройдет в мае, затем - в июле и в октябре», – рассказала Анна Шуняева.

Состоится международная молодежная «Вахта Памяти» и районные «Вахты Памяти» в Гдовском и Красногородском районе в сентябре. Помимо больших мероприятий почти каждые выходные поисковики в районах выезжают на поисковые работы.

Планируется обследование акваторий на предмет поиска военной техники. Только в Псковском озере, говорят поисковики, затонуло немало самолетов. А сколько таких озер по всей Псковской области! «Это огромные площади, - отмечает Геннадий Корольков. - Задачу выполняем понемногу: ежегодно фрагменты самолетов и членов экипажей поднимаем».

Фото: из группы организации в соцсетях

Много в регионе остается неучтенных захоронений, еще больше бойцов, чье имя не увековечено. «Нет ни одного воинского захоронения в Псковской области, про которое с уверенностью можно сказать, что в нем захоронены те, кто указан в документах», - говорит Геннадий Корольков.

Так, в Краснопрудской волости Псковского района в восьми захоронениях обнаружили более 1 600 человек, имена которых увековечены не были. В Стремутке на воинском захоронение выявили 2 500 неувековеченных воинов, погибших в Ядровской волости. «Как обычно бывает: в списке 5 человек, а за ними еще 150. Это огромная и очень тяжелая работа», - подчеркнул эксперт.