Деревенский дизайн-код. Как преобразят муниципалитеты Псковской области

На протяжение последних лет дизайн-код активно внедряли в Пскове. В результате город заметно преобразился и понимание того, что это было необходимо сделать, пришло даже к самым ярым противникам нововведения. Теперь дело за муниципалитетами. Там ситуация несколько иная: новая вывеска может стоить как месячная выручка магазина, а рекламных агентств, услугами которых можно воспользоваться, днем с огнем не сыщешь. Ответы на вопросы что делать и куда бежать – в материале «АиФ-Псков».

   
   

Замученные и потертые

«О том, что дизайн-код нужен, говорилось неоднократно. Есть понятие структурного облика. Здание имеет архитектурные элементы, определенную тектонику, симметрию. Старое это здание или новое – не важно, это архитектура. Цель – чтобы вывеска была элементом фасада», – напомнил общую концепцию дизайн-кода начальник управления архитектуры и градостроительства правительства Псковской области Евгений Шапкин.

При этом, если здание сельское, это не значит, что оно не имеет к архитектуре никакого отношения. Вывеска, повторяет Шапкин, – это «архитектурный элемент», все должно быть в гармонии. 

«Многие переживают, что делать это некому, да и стоит дорого, но это не так, особенно если работу выстроить в два этапа. На первом этапе – заменить вывески на главных улицах, площадях и дорогах. На втором – все остальные», – говорит он.

В регионе созданы рабочие группы, которые дают разъяснения предпринимателям. Порой уже имеющаяся вывеска по всем параметрам укладывает в дизайн-код и все, что требуется – это ее обновить. «Мы просто приводим их в порядок, – говорит Шапкин. – Вы же не ходите в рваной одежде, так и с вывесками».

По его словам, если подойти к вопросу ответственно, то в сроки, – до 1 сентября 2023 года, – вполне можно уложиться. Главное, говорит он, хотя бы процесс запустить, снять старую вывеску.

   
   

«Странно, что предприниматели это так остро воспринимают, – отмечает художник-дизайнер Михаил Гнедин. – Я еще понимаю, когда вывеску кто-то только что повесил, а зачастую они уже покрыты пылю, замученные, грязные, старые. Как с такой вообще жить?!.».

По его словам, вывески могут быть самыми разными: и по цене, в том числе. В качестве примера, приводит одну из деревушек, где вывеска и вовсе была выпилена из фанеры, но очень искусно и всем параметрам соответствовала. 

«Действительно, – развивает его мысль Евгений Шапкин. – Когда речь заходит о проекте, в голове рисуется что-то масштабное и дорогостоящее, а это совсем не так. Проект на вывеску – это всего несколько листочков, делается недолго, работа не трудозатратная». 

Никакого ажиотажа 

По словам индивидуального предпринимателя Юрия Амосова, заплатить дорого придется лишь тогда, когда хочешь получить что оригинальное. Вывеску, которая носит чисто информативный характер, позволить себе могут все. 

Предприниматель отмечает, что сейчас никакого ажиотажа, связанного с заменой вывесок, не наблюдается: по крайней мере, в его рекламном агентстве. «Может, в 2021 году он и был, тогда как-то сразу весь Октябрьский проспект зашевелился, но сейчас тихо, – говорит он. – По городу работает порядка 40 рекламных агентств, которые вывесками в том числе занимаются, предложений много. Что касается районов, то там действительно рекламных агентств нет, но есть мы, и мы готовы ехать и все детали обговаривать».

Здорово облегчила жизнь предпринимателям процедура упрощенного согласования вывесок. Они могут сфотографировать свой вариант и отправить на рассмотрение комиссии. Возможно, вывеска под дизайн-код подходит, и тогда ничего менять не надо. 
«Иногда старые вывески просто нуждаются в обновлении: букву заменить, покрасить. Но чаще они уже все мхом поросли и их лучше заменить», – считает Юрий Амосов. 

По словам Михаила Гнедина, главное, чтобы вывеска соответствовала архитектуре здания. «Если мы видим современный шрифт на старом здании, то рекомендуем его поменять. Работая с предпринимателями в Печорах, мы наглядно показывали, как может выглядеть фасад с новыми вывесками, им нравилось. При этом люди могут не воспользоваться нашей рекомендацией, просто сделать так, чтобы соответствовало дизайн-коду, но мы призываем внимательнее относиться к стилю своего города».

Когда дизайн-код внедряли в Пскове, то многие предприниматели своего возмущения не скрывали, говорит начальник отдела по размещению некапитальных объектов администрации города Пскова Юлия Корсунова. Большей частью люди просто не понимали, зачем это надо, что-то трактовали неправильно. «Начиналось с того, что приходили со словами, что мы это не можем, не хотим, нет средств. Мы объясняли, что вас никто не обязывает обращаться в рекламное агентство, давали рекомендации, как своими силами все сделать. Люди воодушевлялись и приносили свои проекты. Бывало, что по 40 штук на комиссии рассматривали», – рассказала она.

Найти компромисс 

Помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области Кристина Никандрова отметила, что и к бизнес-омбудсмену одно время поступало много обращений по данному вопросу. «Можно сказать, что прошлый год прошел под грифом вывесок», – рассказала она. – Замечательно, что ввели упрощенный порядок, мы за него бились целый год».

Важно еще, чтобы и муниципальные власти привели свои нормативные акты в соответствие с новыми требованиями, с этим тоже были проблемы. По словам Кристины Никандровой, 2022 год показал, что муниципалитеты не были готовы к внедрению дизайн-кода, а предпринимателям надо было, чтобы кто-то им подсказал, куда надо обращаться и что делать. 

«Негатив был не по поводу того, что дорого, а потому, что не было понимания, куда идти. Предприниматели, в принципе, сами заинтересованы в том, чтобы у них была красивая входная группа, просто не понимали, что им надо делать», – рассказала она.

Были и сложные моменты, например, когда предприниматель хотел разместить вывеску на той части здания, которая принадлежит другом собственнику. К слову сказать, места размещения вывесок вызывали больше всего недовольства и непонимания. «Но мы всегда предлагали несколько вариантов, обсуждали, решали, как лучше и все равно к компромиссу приходили», – заверила Юлия Корсунова. 

Часто предприниматели путают вывеску с рекламой, многие любят использовать баннеры. Сейчас создаются новые правила, которые позволят полностью уйти от этого. «Как правило, разрешение на баннеры выдавалось на 5-7 лет, у многих сейчас оно закончиться и продлевать мы его не будем, обосновывая тем, что по многим зданиям уже согласованы «зеленые зоны» и размещение таких больших рекламных конструкций не предусмотрено», – пояснила Юлия Корсунова.