Как выглядит современный детский сад? Как меняются с годами родители и дети? Почему воспитатели перенесли общение в онлайн и комфортно ли им там? Об этом и многом другом в преддверии Дня дошкольного работника, который отмечается 27 сентября, «АиФ-Псков» рассказала Виолетта Кобак, заведующий псковского детского сада компенсирующего вида № 32 «Чебурашка».
Дорога в детский сад
- Виолетта, расскажите, как вы пришли к этой должности?
- Я родилась в Опочке, в семье учителей. Отец долгое время работал директором Опочецкой школы-гимназии. Мама - преподаватель в музыкальной школе. Видимо, что-то было предопределено заранее. После школы поступила в педагогическое училище в Опочке. Окончив его, два с половиной года работала учителем начальных классов, а потом наступили 90-е годы: мизерные зарплаты, которые не получали по три месяца. Появилась возможность уехать в Псков. Сначала работала в коммерческой фирме. Спустя какое-то время попала в администрацию Псковской области и около 10 лет проработала помощником заместителей губернатора.
- Как же вы в детском саду оказались?
- Знаете, говорят же: «Бойтесь своих желаний, они имеют свойство исполняться». Так и со мной случилось. Когда-то в разговоре с Александром Вологжаниным, а он тогда был руководителем секретариата губернатора, я сказала, что если бы была такая возможность, то пошла бы работать в детский сад. Через какое-то время мне эти мои слова припомнили - предложили место заведующего детского сада. Честно скажу, я согласилась не сразу, это были долгие раздумья. Наверное, на протяжении двух месяцев. Потом решилась. С тех пор вот уже 12 лет работаю.
- Сегодня приятно зайти в детский сад: огорожено, территория благоустроена, окна новые…
- Я когда пришла, было иначе. Мой рабочий день и рабочий день педагогов и воспитателей начинался с того, что мы ходили по территории сада и собирали использованные презервативы и шприцы. Я забросала письмами администрацию города, с фотографиями для наглядности и нам выделили деньги на ограждение. Спасибо им большое, это было просто прекрасно. А окна в свое время нам помог поставить папа нашего воспитанника.
- А детские площадки?
- Нам было выделено финансирование на несколько навесов. Может, помните историю, когда сэкономили на командировках городских депутатов и эти средства выделили нам на теневые навесы.
- А домики, машинки, песочницы на площадках - они за чей счет?
- Родители помогают.
- Все так же приходят и красят, строят, собирают?
- Да. У нас есть небольшая площадка для малышей, мы ее сами на внебюджетные средства поставили. Это средства с платных услуг, которые детский сад оказывает. Потратить их мы можем по своему усмотрению. Допустим, в этом году у нас получилось сэкономить часть бюджетных средств, мы добавим половину от внебюджетных и установим видеодомофоны на входы.
У нас есть по периметру видеонаблюдение, однако, думаю, это не помешает посторонним людям войти в здание. Чтобы этого избежать и воспитатель видел, кому открывает дверь, хотим поставить видеодомофоны.
Чем быстрее, тем лучше
- И все же финансирование садов выросло?
- Каким бы финансирование ни было, его все равно мало. Частный дом, например, всегда требует вложений. И тут такая же история. Постоянно что-то ломается, портится и изнашивается, начиная от труб и сантехники и заканчивая игрушками. Все-таки сад 1975-го года постройки, и дети игрушки дети ломают, потому что таким образом познают мир.
- Раньше родители и туалетную бумагу покупали…
- К сожалению, и сейчас к родителям приходится обращаться. Я сама родитель дошкольника и туалетную бумагу тоже покупаю. Деньги на это, безусловно, закладываются, но невозможно просчитать сколько бумаги или салфеток дети используют на этот раз, особенно малыши, которые ее разматывают рулонами. А так, конечно, становится лучше.
- Лучше в чем?
- Нашу значимость стали замечать, пришло понимание, что мы оказываем не только услуги по присмотру и уходу, но и то, что мы образовательная организация.
- По области активно строят и ремонтируют школы. Что с садами?
- Сады тоже ремонтируют.
- Ваш сад, вы сказали, 1975-го года постройки, его капитально ремонтировали хоть раз?
- Нет, капитального ремонта не было. Конечно, если случается какая-то серьезная поломка, деньги на это выделяются. У нас пока такой необходимости не было. Средства на сады идут, но больше на открытие новых групп и постройку новых садов.
- Раньше в логопедический сад всегда была очередь. Сейчас тоже?
- Да, попасть далеко не все желающие могут.
- Почему бы не сделать пристройку и сад не расширить?
- Это не решит проблему. Сколько не пристраивай, всегда мало будет, потому что дети, и это видно, приходят с каждым годом все более сложные и их с каждым годом их все больше. Закрыть полностью всю потребность пока не удается. А для пристройки у нас и места нет.
Только на Завеличье работают два логопедических сада. В любой такой сад проще всего попасть в 3-4 года, особенно в 3. Но многие мамы, к сожалению, слушают соседок, бабушек, интернет, которые говорят: «ничего страшного», «я сама поздно заговорила», «сейчас нормы изменились», «подождите, ребенок сам заговорит».
В результате, когда мама приводит ребенка на комиссию, а попасть к нам можно только через нее, ребенку уже 5-6 лет. В этом возрасте группы переполнены и попасть крайне сложно. Тут мамам надо понимать, что нормы не изменились и, если соседский Вася заговорил в 4-5 лет, это не значит, что ваш ребенок заговорит в этом возрасте. И если не заговорит, то чья это будет ответственность: той подружки, которая посоветовала подождать, или наша, родительская?
Буквально позавчера в Деревне-SOS была замечательная лекция врача-психиатра из Санкт-Петербурга, он предлагал методичку по нормам развития детей. Сегодня я ее размещу, чтобы родители могли ознакомиться. Действительно, порой и неврологи советуют не спешить, но ждать не нужно, надо обращаться к специалистам в 2-3 года.
Кадры на месте
- Судя по информации в вашей группе, у вас очень сильные педагоги. Участвуют в конкурсах, побеждают, учатся. Значит ли это, что с кадрами у вас все хорошо? Есть у вас текучка?
- Минимальная. В основном она касается узких специалистов: педагога-психолога, учителей-логопедов. Они периодически уходят в частную практику. Это хорошо, за них мы радуемся, но специалистов терять, конечно, всегда сложно, потому что на их смену надо кого-то брать. К счастью, мы в хороших отношениях с Псковским университетом. Нам рекомендуют студентов, которые проявили себя. Мы за это коллегам благодарны.
- Они к вам на практику приходят?
- Некоторые на практику, а кто-то приходит уже получив диплом. В этом году к нам пришел молодой специалист. В прошлом году замечательная девушка устроилась работать и в позапрошлом тоже.
- С логопедами все хорошо, а что с воспитателями?
- С воспитателями история такова, что за 12 лет моей работы только одна девушка пришла к нам работать после вуза.
- С чем это связано?
- Во-первых, у логопедов несколько выше заработная плата. Во-вторых, у узких специалистов рабочий день 4 часа. Это тоже такой серьезный момент, потому что они всегда могут в свободное время подрабатывать.
- Где же вы воспитателей тогда берете?
- Одни у нас работают уже много лет. Есть у нас воспитатель, которая работает с момента открытия детского сада. Приходят к нам и из других детских садов.
- В основном это воспитатели в возрасте?
- Их средний возраст, конечно, повыше, чем у логопедов, но это далеко не «пожилые женщины», нет. Они все у нас молодые, бодрые и активные.
- Время меняется и дети тоже. Новые подходы к ним ищите?
- Конечно, многие воспитатели проходят курсы по работе именно с коррекционными детьми. Мы, в принципе, учимся постоянно, проводятся методобъединения, педсоветы. У нас очень сильный старший воспитатель в детском саду, сильная взаимная поддержка. Если возникают проблемы, педагог не знает, как работать с конкретным ребенком, то коллегиально принимаем решения.
- Труднее или легче с современными детьми?
- Труднее. Как я уже говорила, дети к нам приходят более сложные, иногда это не только логопедические проблемы. Наша задача - помощь скорректировать и родителей направить к специалистам-медикам, чтобы была какая-то медикаментозная поддержка. Иногда сложно родителей уговорить пройти с ребенком обследование, чтобы выявить причину каких-то проблем. Они боятся к врачу обращаться, мы уговариваем, объясняем.
Воспитатель на связи
- В силу особенностей сада вам приходится с родителями много взаимодействовать. Какие сейчас родители?
- Родители разные. Часто стараются не проблему решить, а себя успокоить. Но успокаиваться нельзя. Пусть мы лучше перестараемся, перестрахуемся, чем потеряем время. Когда ребенку придется идти в школу, окажется, что он к ней не готов или его проблемы там только усугубятся. Поэтому чем раньше помощь оказана ребенку, тем лучше.
- Вы как чаще с родителями общаетесь: лично или через соцсети?
- Последние два года мы жили в рамках коронавирусных ограничений, поэтому нам пришлось выйти в онлайн. Мы не могли пустить родителей в группы. Особенно было сложно с малышами. Родители отдирали от себя плачущего ребенка, отдавали его воспитателю и уходили с тяжестью на душе и трясущимися руками. Мы стали создавать группы и беседы, педагоги выкладывали туда фотографии, коротенькие видео, чтобы показать родителям, что ребенок уже успокоился и все хорошо. Кстати, и родители сейчас все чаще к нам обращаются через мессенджеры или соцсети.
- Воспитатели к этому нормально относятся? Им, наверное, обязанностей и без того хватает?
- Ни разу такой проблемы не возникло. У нас на самом деле замечательный и понимающий коллектив. Нагрузка, безусловно, увеличивается, но они же все понимают. В детский сад люди приходят по призванию. Кто не любит детей, работать в детском саду все равно не сможет.
- С родителями когда было проще общаться когда начинали работать, или сейчас?
- Было проще, когда я пришла работать в школу. Мне было 19 лет, но ко мне обращались по имени и отчеству, с огромным уважением. Это 1994 год и совсем другая история. Родители приходили и просили меня сказать их сыну или дочке что-то, потому что меня ребенок скорее послушает. А если у ребенка было такое отношение к педагогу, то значит, это в семье было заложено.
Почему у меня к школе отношение очень уважительное? Потому что я сама выросла в семье педагогов и в меня это с молоком впиталось. А сейчас, конечно, родители несколько другие и их уважение зарабатывать приходится серьезными усилиями.
- Есть ли среди родителей такие, кто сам в ваш детский сад ходил и ребенка теперь привел?
- Есть, и что самое приятное, они всегда приходят и спрашивают, а работает ли тот педагог, к которому они сами ходили. Они имя и отчество его помнят и хотят своего ребенка направить к нему же. Не всегда это сделать получается, но приятно, что такой след оставил сад и нам доверяют.
- 12 лет назад, когда вы только стали заведующей, что для вас было самым сложным?
- Полностью окунуться в другую сферу. Для меня это было новым абсолютно. В силу прежнего опыта работы что-то я умела и знала больше, чем мои коллеги, но в плане педагогического процесса я была, как уже потом поняла, не готова, конечно. Но мне очень помогали коллеги, как внутри сада, так и за его пределами. Я благодарна заведующим других садов, потому что мне ни разу не отказали в помощи и консультации.
- А вы после колледжа еще где-то учились?
- Да, я закончила Псковский университет по специальности «учитель начальных классов», а второе образование у меня юридическое. Кроме этого, прошла переподготовку по специальности «логопедия». Мне это было нужно, чтобы больше понимать специфику нашего сада.
- Это ж сколько надо образований иметь, чтобы быть заведующей садом?
- Мне мои помогают. Не помешает юридическое образование, экономическое. А вот педагогическое образование для заведующего детского сада оказалось не таким уж и важным. Если в саду есть старший воспитатель и методист, то педагогической работы для заведующих не так много остается. У нас другая сфера.
- У вас два высших образования, плюс курсы по переподготовке, еще какое-то образование хотели бы получить?
- Есть такая мечта, не знаю, смогу ли я ее осуществить, потому что времени не хватает. Я бы еще психологическое образование получила. Это мне надо и для себя, и для коллектива, и для общения с родителями.
- А для сада что хочется?
- Достойных зарплат, которые бы соответствовали уровню педагогов и их вкладу в детей.