Бизнес без границ. Как выйти на международный рынок

Псковскую продукцию любят далеко за пределами страны © / Андрей Степанов / АиФ

Продукция псковских производителей известна за пределами не только региона, но и страны. Wildberries, Alibaba, Amazon, Ebay - маркетплейсы, на которых представлены товары и услуги наших предпринимателей. Как стать экспортером, какие товары пользуются спросом у иностранных покупателей, где могут помочь и научить, выяснил «АиФ-Псков».

   
   

Только вперед

Из почти четырех лет, что компания ООО «Айрон Барбер» работает на псковском рынке, два года она поставляет свои товары на экспорт.

«У основания компании стояли три человека и один из них с самого начала думал об экспорте нашей продукции, - рассказывает руководитель отдела производства ООО «Айрон Барбер» Степан Манфановский. - Меня это всегда удивляло, я не понимал, как не успев открыться и освоиться, можно думать о выходе на международные площадки».

Изначально «Айрон Барбер» была ориентирована на производство косметики для барбершопов и салонов красоты, но пандемия внесла в деятельность компании некоторые изменения. Пока основное производство стояло на паузе из-за введенных ограничений, ресурсы были переброшены на выпуск антисептиков. Пока все вокруг кадры сокращали, «Айрон Барбер» штат сотрудников увеличивала и закупала новое оборудование. Это помогло выжить в трудные времена и не потерять косметическую линию.

Компания торгует через электронные площадки Wildberries, Ebay. Фото представлены IRON BARBER

«Наша фишка — продукция для укладки волос: пасты, глины, помады, спреи, - отмечает Степан Манфановский. - Эти средства имеют активный спрос и именно их мы поставляет на экспорт».

Недавно компания создала новый продукт: средства для обслуживания машинок для стрижки волос. С ним она тоже надеется выйти на международные площадки.

«Нам показалось, что это довольно просто и мы за это взялись, а оказалось, что на этом рынке кроме нас представлены только зарубежные компании. Мы их сейчас успешно вытесняем и надеемся, что эти позиции активно пойдут на экспорт».

   
   

Компания торгует через электронные площадки Wildberries, Ebay, готовится выйти на Amazon. Через прямые контракты свою продукцию продает в Казахстан, Белоруссию, а в ближайшее время планирует выйти на рынок стран СНГ.

«Многие страны охотно ждут товаров из России, - говорит Степан. - Считается, что то, что делается в нашей стране, более натуральное и качественное».

Большую помощь и поддержку компании в воплощение задуманного оказывает Центр «Мой Бизнес» и Центр поддержки экспорта Псковской области.

«В этом году, благодаря Центру «Мой бизнес» и Центру поддержки экспорта наша компания побывала на выставках в Гонконге, Дубае, Токио, у нас появились мысли о покорении новых площадок. Это по началу кажется, что выйти за границы региона — предел мечтаний, а потом начинаешь смотреть дальше. И на этом этапе поддержка Центра экспорта просто необходима, потому что в разных странах разные законы, надо получать разного рода лицензии, декларации и тому подобные документы на производимую продукцию, чтобы там она себя успешно показывала».

От обучения до сопровождения

Поиск партнеров, сертификация для экспортных предприятий, выход на торгово-электронные площадки — самые востребованные услуги в Центре поддержки экспорта Псковской области.

В этом году услугами Центра воспользовались порядка 200 предпринимателей. Общий объем экспортных контрактов составил около 19 млн долларов.

«Организациям, которые не обладают достаточными мощностями и трудовыми ресурсами для выхода на экспорт, мы предлагает форумы, тренинги, обучающие курсы, - рассказал заместитель руководителя Центра поддержки экспорта Андрей Морозевич. - Для тех, кто сомневается и боится выходить на международные площадки, мы организуем круглые столы. Как правило, их проводят бизнес-тренеры с огромным опытом в этой области. После участия в подобных мероприятиях предприниматели меняют свое мнение об экспорте. Развиваться и идти вперед необходимо, иначе бизнес ждет стагнация».

Более продвинутым предпринимателям Центр предлагает услугу по юридическому сопровождению экспортных контрактов. Держать юристов в штате могут позволить себе не все бизнесмены, а тонкостей и моментов, на которые надо обратить особое внимание при составлении международного договора, много. Не попасть впросак поможет грамотный специалист.

В помощь настоящим и будущим экспортерам при Центре создан Клуб. В свои ряды он готов принять всех желающих.

«Предприниматели могут в него вступить, встречаться, общаться, делиться опытом, рассказывать о своих успешных кейсах, чтобы другие понимали, как это работает на практике», - отметил Андрей Морозевич.

Кроме того, ежегодно в Псковской области выбирают «Экспортера года». Номинации утверждены приказом Российского экспортного центра. Главные критерии - объем экспорта, численность сотрудников предприятия, страны, куда экспортировалась продукция.

Экспортер года
По итогам 2020 года «Экспортером года» признаны туроператор «Атмосфера Путешествий», Технологический Центр «Техносвар», Псковский трансформаторный завод, завод «М-Конструктор», ТД «Форест» и ООО «Айрон Барбер»

Новые направления

«Наша задача  - поддерживать развитие не только сырьевого экспорта, но и не сырьевого, - рассказала директор Центра «Мой Бизнес» Анастасия Иванова. - Отдельное направление, которое нами прорабатывается, - экспорт услуг, в том числе образовательных, IT, туристических».

Заинтересованы в экспорте своей продукции и предприниматели, которые имеют совсем небольшое производство, делают своими руками сувениры, косметику, угощения.

Общий объем экспортных контрактов составил около 19 млн долларов. Фото: Арсений Тимашов

«Мы отмечаем достаточно большой процент тех, мог бы поставлять продукцию на экспорт, в чей продукции есть заинтересованность заграницей. Но многие из них являются самозанятыми, а чтобы выйти на экспорт - этого недостаточно», - отметила Анастасия Иванова.

Специально для тех, кто хочет перейти на новый уровень, разработаны бесплатные курсы от школы экспорта РЭЦ (Российского экспортного Центра). В блоке из 12 модулей можно найти все, начиная от самых основ и заканчивая юридическими и финансовыми аспектами.

«Не скажу, что курсы пользуются повышенным спросом, но те, кто их проходили, отмечают, что по-новому взглянули на экспорт, открыли для себя неожиданные направления».

В этом году Центр «Мой бизнес» предложил предпринимателям комплексный пакет услуг.

«Если предприниматель открыл бизнес, то ему достаточно обратиться в Центр поддержки предпринимательства, а если он начинает задумываться об экспорте, пусть даже в соседний регион, то советы, как доработать продукт, мощности или технологии дадут в Инжиниринговом центре», - рассказала Анастасия Иванова, добавив, что это совершенно новый подход к работе с предпринимателями, помогающий и им самим понять направление дальнейшего движения.