Министерство просвещения РФ готовит рекомендации по использованию в школах мобильных телефонов. Вариантов несколько: в одном случае детям предложат сдать сотовый при входе в школу, во-втором — непосредственно перед уроком. «АиФ-Псков» узнал, поддерживают ли такую инициативу учителя, ученики и их родители.
Экстренный вызов
Планируется, что рекомендации по ограничению использования телефонов школьниками Минпросвещения уже в мае направит в регионы России. Ожидается, что в августе их обсудят на педсоветах, которые традиционно проходят перед началом учебного года. И к 1 сентября сами школы примут решение — следовать ли рекомендации или нет.
Суть инициативы глава федерального ведомства Сергей Кравцов пояснил на школьном историческом форуме «Сила — в правде!». По его словам, рекомендация разработана, чтобы ученики не отвлекались на мобильные телефоны во время урока. Использовать их можно будет только по просьбе учителя в рамках учебного процесса, добавил министр просвещения.
Депутат Государственной Думы от Псковской области Александр Козловский провёл в своём телеграм-канале опрос. 65% его участников поддерживают запрет телефонов в школе и считают, что такое решение надо было принять уже давно. 28% респондентов уверены, что мобильники детям не мешают, а 7% относятся к этой инициативе нейтрально.
Пользователь с ником ELEX в комментарии под постом с опросом назвал инициативу глупостью. «А если у кого-то, например, болеет кто-то и нужно позвонить срочно?» - отметил он. Подписчица Ирина также высказалась против того, чтобы дети сдавали телефоны, но убеждена, что лежать они должны в портфелях, а не находиться в руках во время уроков. Участница опроса Наталья уверена, что если решение о запрете телефонов в школе примут, то «дети будут бунтовать».
А вот подписчик «AK» не одобряет сдачу телефонов перед школой, но не имеет ничего против того, чтобы аппараты перед уроком собирали учителя, поскольку тогда телефон всё равно будет рядом с ребёнком на тот случай какого-то ЧП. В то же время он считает, что если дети захотят отвлечься от учебного процесса, то сделают это и без телефонов. «Помню, когда я в школу ходил, хулиганы и сами не учились, и других детей отвлекали. А сейчас, может быть, сидели бы себе тихо в телефоне и другим не мешали», - добавил он.
Место для дискуссии
Как рассказала нашему изданию уполномоченный по правам детей в Псковской области Наталия Соколова, в некоторых школах региона уже сейчас дети сдают мобильные телефоны перед уроком. «Есть школы, которые это используют, есть те, которые использовали, но уже отошли от этой системы, при этом дети перестали тянуться к телефонам во время урока», - отметила она.
Одним из тех образовательных учреждений, где собирались опробовать вариант с ограничением доступа к мобильным во время уроков, была школа № 24 Пскова. Год назад «АиФ-Псков» рассказывал о том, как изданное руководством учреждения распоряжение вызвало бурную дискуссию, в результате которой документ был отозван. Тогда родители выражали обеспокоенность тем, что не смогут дозвониться до своих детей, а школьники делились лайфхаками вроде ношения двух телефонов — один остаётся в руках, а второй отправляется на хранение учителю.
Наталия Соколова говорит, что обсуждала вопрос сдачи телефонов и с детьми, и с родителями, и с учителями. Единого мнения нет, все согласны только с одним — мобильные телефоны на уроках не нужны, исключение может быть только одно — если учитель даёт задание войти в какую-либо программу.
«Дети понимаю, что телефоны их отвлекают, родителей смущает вопрос, куда звонить, если что-то случится. Но для этого есть телефоны в школе, у классного руководителя. Думаю, что тут надо всё обсуждать в каждом образовательном учреждении», - считает правозащитница. Она рекомендует школам, которые решат пойти по пути сдачи мобильных на время занятий, всё же заключить трёхстороннее соглашение между педагогическим коллективом, родителями и детьми.
За и против
При этом единого мнения у учителей тоже нет. Одни считают, что эффекта не будет и дети всё равно найдут способ как не остаться без телефонов, а другие - поддерживают инициативу Минпросвещения.
«Я сторонник радикальных мер и считаю, что нужно вообще ввести запрет на использование телефонов в школах», - заявил «АиФ-Псков» учитель истории средней школы города Новосокольники с 32-летним педагогическим стажем, номинант на общественную премию Псковской области «Народное признание - 2020» Юрий Алексеев. Он считает, что у многих школьников уже выработалась зависимость от мобильных телефонов и в итоге они не готовы отложить их в сторону даже на время урока, что сказывается на усвоении материала.
По словам педагога, ученики не используют смартфоны для звонков или получения какой-то полезной информации: младшие школьники, в основном, играют, а старшие — сидят в социальных сетях и общаются в мессенджерах. «Некоторые учителя говорят: пусть дети на переменах пользуются телефонами, я же считаю, что было бы лучше, если бы они в это время общались друг с другом, повторяли домашнее задание, готовились к следующему уроку», - подчеркнул Юрий Алексеев.
Что касается волнения родителей за детей, то учитель заметил, что в школе они находятся под контролем педагогов, классного руководителя, психолога, с которыми всегда можно связаться.
«Я пробовал использовать мобильные в учебном процессе, но отказался от этого, потому что дети сначала действительно выполняют задание, а потом всё равно уходят в соцсети. На уроке хватает учителя, доски и тетради», - поделился своим мнением педагог.
Уверенный пользователь
Директор псковского Лицея экономики и основ предпринимательства № 10 Ольга Фёдорова рассказала, что до издания новых санитарных правил телефон в обучении применяли достаточно успешно: и для работы с электронным учебником, и для онлайн-тестирования, и для подготовки различных проектов. Современный СанПиН, в целях заботы о здоровье школьников, работу на уроке с помощью телефона запрещает.
Сегодня учителям пришлось научиться бороться со списыванием с мобильных устройств на уроках, как когда-то научились бороться со списыванием из учебников.
В то же время директор уверена, что сдача телефонов перед уроком проблему не решит. «Тетрадка может быть просто зелёненькая, а может быть с каким-то рисунком, который отвлечёт ребёнка круче любого телефона», - говорит директор лицея.
При этом она знает, что школьники проводят в телефоне каждую свободную минуту, и даже сидя на перемене плечом к плечу, общаются через телефон в социальных сетях. «Это проблема поколения, и её надо решать. Телефон стал «частью тела», мы не можем отрицать эту реальность», - отметила Ольга Фёдорова.
По её мнению, учащихся нужно обучать пользоваться мобильными телефонами и Интернетом, чтобы дети умели отличать фейки, фильтровать обширную информацию.
«Это отдельная культура, отдельная работа над собой, вызов нового времени. Просто детей нужно научить брать от телефона то, что нужно, ведь это отдельный образовательный и развивающий ресурс: там столько шикарных сайтов, там столько интереснейших фильмов, там столько полезной информации, там столько книг, которые надо читать», - подчеркнула Ольга Фёдорова.
Материальные ценности
В вопросе изъятия телефонов на время урока или всего учебного дня есть и другой аспект — кто-то будет должен нести ответственность за это имущество школьников.
«Я не готова, например, взять на себя ответственность за сохранность 1 тыс. 605 телефонов — именно столько учеников сейчас в нашем лицее», - говорит Ольга Фёдорова. Она отметила, что знакома с опытом коллег, которые используют, например, коробки для хранения мобильных — кто-то успешно, а кто-то - нет.
Наталия Соколова уверена, что эта проблема вполне решаема, но убеждена, что материальная ответственность не должна ложиться на плечи педагогов. При этом она заявила, что в тех школах, где дети сдают телефоны перед уроком в специальные боксы, пока никаких конфликтных ситуаций не было. Она привела в пример Ольгинскую гимназию, где у каждого ученика есть именная ячейка для хранения мобильного, поэтому проблем с тем, что кто-то взял чужое имущество, не возникает.