Бесшовные крепости. Пскович знакомит туристов с военной историей

Забытые крепости XX века - не только тема для исследований, но и отличный объект для туристов. Фото из личного архива героя публикации. © / АиФ-Псков

В Псковской области кроме древних крепостей есть и более современные. Это построенные в первой половине прошлого века доты: фортификационные сооружения из бетона и железа. Уже более 10 лет их изучением занимается пскович Дмитрий Артамонов. О том, сколько таких объектов в регионе, как они использовались до, во время и после войны и чем интересны современникам, исследователь рассказал «АиФ-Псков».

   
   
Дмитрий Артамонов. Фото: АиФ-Псков

В архиве и в поле

- Дмитрий, чем интересны доты? Почему вы заинтересовались этой темой?

- Мне интересна сама по себе фортификация. Я с детства занимался историей. Но наша история политизирована: каждая новая власть ее благополучно переписывает. И я взял ту историю, которую могу потрогать руками. Темой фортификации никто по-человечески не занимается. В масштабах России от Владивостока до Калининграда более-менее профессионально фортификацией XX века занимаются человек 50.

Эта тема достаточно специфичная. В начале XX века военный прогресс шел семимильными шагами и фортификационная наука очень быстро эволюционировала, а сами строились фортификации очень долго. Даже были такие ситуации: в каком-нибудь Кронштадте построили батарею, а на следующий день списали, потому что за тот период, пока ее строили, она уже безвозвратно устарела.

В нашем регионе в Первую мировую настроено море всего. А между войнами появилась советская фортификация в виде тех самых дотов. Поэтому я залез в эту замечательную историческую нишу, в которой я ни с кем не конфликтую и могу заниматься чистым исследованием, - в архиве и в поле.

- Вы исследуете доты только в Псковской области или в другие регионы тоже ездите?

   
   

- Свое поле не пахано. Но чтобы в чем-то разбираться, надо понимать, как это у соседей происходило. Здесь большинство дотов не достроили и в 1939 году законсервировали. А, например, Карельский укрепрайон существовал до середины 1980-х годов. Его перестраивали, модернизировали, дорабатывали, там стояли гарнизоны.

- То есть в каких-то регионах доты - это не только «довоенная история»?

- Наши объекты тоже долгое время были на балансе у военных. В 1944 году, после освобождения, их пересчитали, законсервировали и до середины 1980-х про них помнили на случай третьей мировой.

- Сколько их всего и в каких районах?

- Под Псковом, в районе Каменки, Неелово, Выбут - 52 ДОТа. Часть из них были взорваны, мы даже не все нашли. Но штук 30, которые можно потрогать, там есть. В районе Изборска - 35, в Островском районе - порядка 40. В Себежском районе - 75 объектов, но мы нашли не все, около 65. Потому что, во-первых, там погранзона, во-вторых, огромное болото. Кроме того, есть очень специфичные объекты, так называемые наблюдательные посты. Они вровень с землей, на него пока физически не наступил - не найдешь.

- Вы их ищете по картам?

- Сначала мы их искали методом околонаучного тыка. А когда в 2010 году мы достали архивные карты, начали отрабатывать по картам. Но даже с картами не всегда удавалось найти. Например, один объект находился в 50 метрах от асфальтовой дороги на холмике. Четыре раза ездили его искать! Эта штука была вровень с землей, а отверстие полтора на полтора метра завалено валежником и буреломом. Нашел его я только потому, что обнаружил гору щебня рядом. Стал круги нарезать и в итоге в 15 метрах от горы щебня нашел дот.

- Слышала о том, что некоторые объекты потом использовались в сельском хозяйстве...

- Это уже послевоенная ситуация. В доте, который находился в деревне Дедино Себежского района, был скотомогильник сделан. Скорее всего, уже в 1980-е годы, когда военные перестали его контролировать. Соседний дот посреди деревни удобрениями был забит. В одном из дотов в Захаркино Островского района тоже был скотомогильник. Объект огромный, интересный, но такое там!!!

Правда, надо сказать, что далеко не все эти объекты участвовали в военных действиях. У дота 12 стадий строительства. В том же Себежском укрепрайоне большинство дотов было в 6-й стадии строительства: это 50% от стройки. Поэтому зачастую солдаты предпочитали не лезть в недостроенную бетонную коробку, а рядом окопчик выкопать.

- Тем не менее, даже эти наполовину построенные дот​ы интересны?

- Больше всего меня в них интересует инженерная составляющая. Дот - это крепость. В свое время средневековая крепость эволюционировала в бастионы, потом это превратилась в фортовые крепости, а Первая мировая война показала, что фортовые крепости не работают, нужны новые крепости. И вот доты - это новая форма крепости. Причем, очень специфичная. Всем было понятно, что война будет относительно маневренная. Нам необходимо было прикрыть огромную территорию, и чтобы этот «забор» не стоил катастрофически дорого.

Причем, все эти доты уже не должны были врага навсегда остановить. «Линию Сталина» построили, чтобы она две недели отвоевала, а за это время Советский Союз провел бы мобилизацию.

Граница протяженная, мы не знали где ударят, поэтому настроили дотов, чтобы своими силами держать границу. И, когда эти объекты были достроенными - это прекрасно работало. Классический пример: Рава-Русский укрепрайон. Там было около 100 готовых объектов. Немцы его 22 июня в 4 утра в лоб атаковали, штурмовали несколько дней и вообще никуда не продвинулись. Только 25 июня к вечеру сложилась угроза окружения и тогда уже гарнизоны снялись и ушли.

«Подводная лодка»

- Чем еще интересны эти крепости XX века?

- Дот как военная машина функционирует в системе. Но создавался он полностью автономным. Это герметичная коробка: зашел, дверь герметичную задраил и как на подводной лодке ушел в плаванье. У тебя своя вода, свое электричество и свой кислород. Перископ поднял наверх, посмотрел что происходит вокруг и сидишь в герметичной капсуле, обеспеченный водой, едой и оружием. Все доты связаны проводной системой радиосвязи, все они друг друга прикрывают: только тогда это работает.

- В Псковской области такие были?

- Более-менее достроенными у нас были только доты под Неелово. Но это сооружения 1930-32 годов постройки. Они не такие совершенные. Кроме того, наша промышленность очень сильно не поспевала за хотелками военных. Так, были запланированы подземные линии связи. В итоге, по отчетам на 1939 год, доты замаскированы под холмы, а между ними… поставили телеграфные столбы от которых к холмам тянулись провода связи.

ПОДРОБНОСТИ
Под Псковом было построено 52 ДОТа, в районе Изборска - 35, в Островском районе - порядка 40. В Себежском районе — 75.

- Что сейчас представляют собой эти дот​ы?

- Практически все - голые коробки. В некоторых еще есть двери. Их не украли «злобные металлисты», потому что они из деревянных брусьев, обшитых жестью: на металл не сдашь. А все металлическое давно уже утащили на металлолом.

- Чем еще отличаются первые постройки от объектов 1939 года?

-Доты 1930-х годов - одноэтажные. Был один двухэтажный дот, но он взорван еще в 1941-м. Доты 1939 года (Изборск, Себеж, Остров) - почти все двухэтажные, потому что когда появились системы жизнеобеспечения, понадобилось много помещений. Нижний этаж - технический: генераторная, колодец с водой, казарма. А на уровне земли - только боевые казематы.

«Лопатой сделанный»

- Взорвать дот невозможно?

- Снаружи почти невозможно, ведь дот - это 160-180 сантиметров монолита - литого бетона. Все стены, внутренние перегородочки, перекрытия между первым и вторым этажом - это все монолит. Он бесшовный, и очень устойчив к жатию. Ну, а если взрыв будет внутри, это совсем другая история.

- Поэтому бетонные коробки дожили до наших дней?

- Дожили, переживут и жить будут долго. Тем более, это специфический бетон, он сейчас уже не применяется. Он чем старше, тем крепче. 30 дней он застывает, а максимальные свойства приобретает только через год. Доты переживут наших детей и внуков. Это монолит, лопатой сделанный! И это очень впечатляет.

- Вы уже не первый год водите экскурсии по дотам. Они пользуются популярностью?

- То, как я себе это видел, не пользуется большим спросом. Во-первых, псковичи практически никуда не ходят, а туристы приезжают на два дня. День они проводят в Пскове, день - в Изборске и Печорах и на что-то третье им дня не хватает. Так, чтобы люди отдельно взяли экскурсию по дотам - максимум 5-6 раз за лето.

Думаю, проблема в том, что люди не понимают, что им хотят показать. Считают, что их притащат в лес, а там стоит коробка 3 на 3 метра с одним помещением и кто-то еще мусора туда набросал. Они не знают, что дот - это большой объект размером с коттедж, с кучей комнат, со сложным устройством и так далее. Но я нашел, как это продавать: когда я людей вожу в Изборск-Печоры, я их еще на часик завожу на ДОТы.

Фото: АиФ-Псков

- И как? Не выражают желания еще раз приехать - уже ради этих объектов?

- Желание есть. Но ехать из Москвы за одной экскурсией - это совсем другое. В реальности это проблематично. Поэтому превратить экскурсии по дотам в полноценный бизнес не реалистично.

- А не опасно ли водить в доты экскурсантов?

- «Эха войны» там нет. На территории под Изборском боевых действий не было. В доте напороться на мину невозможно. Но любая экскурсия начинается с техники безопасности, причем не про доты, а про лес. В лесу есть звери, они опаснее дотов.

- И каких животных встречали?

- В дотах встречали енотов и лисиц. В замкнутом пространстве они забиваются в угол и нервничают. Естественно, их лучше не трогать. А в Себеже видели эпическую сцену. На нижних этажах дота двух зайцев, а в нише между ними - волка. Животные уже были мертвы. То есть волк гнался за добычей, вслед за ней попал в ловушку и в итоге умер с голода.

А вот в лесу в одни выходные я встретил мишку, в другие - волков. Волки мной не заинтересовались. А встретить медведя было совсем неприятно. Убегать нельзя - медведи бегают быстрее человека. Я стал пятиться назад. Впрочем, практически все животные избегают встреч с человеком. И лучший способ борьбы с ними - шумно обозначить свое присутствие в лесу.

- Чтобы посмотреть эти крепости XX века, нужно далеко углубляться в лес?

- Есть целый ряд объектов, которые находятся на расстоянии 10-100 метров от асфальта. Но с моей точки зрения, это не самые интересные объекты. До самого интересного дота надо километра полтора по лесу идти. Наши объекты визуально одинаковы, но решают разные функции. Под тем же Изборском 35 коробок и это 10 типов объектов. Визуально для неспециалиста это будут одинаковые серые бетонные коробки, но в них есть отличия как снаружи, так и изнутри. Главное - работать с архивом и подавать информацию с точки зрения науки. Тогда будет интересно.

ДОСЬЕ АИФ
Дмитрий Артамонов - исследователь фортификации, автор более десятка научных статей и постоянный участник научных конференций. С 2019 года является аттестованным гидом и занимается популяризацией военно-исторических экскурсий на тему фортификации Первой мировой и Великой Отечественной войны.