Матвиенко: Нельзя устраивать из Совета Федерации «проходной двор»

О самых заметных политических событиях минувшего года и о том, что ждёт Россию в 2013 году, «АиФ» поговорил с председателем Совета Федерации В. Матвиенко.    
   

Что «подкрутить» в Конституции?

«АиФ»: - Валентина Ивановна, год назад в интервью «АиФ» вы рассказывали о планах реформы Совета Федерации. С тех пор эти планы стали законом, который вступил в силу 1 января. Как изменится верхняя палата, станут ли сенаторы более сильными фигурами на нашей политической доске?

В.М.: - В законе заложено несколько принципиальных вещей. Во-первых, он предусматривает, что членами Совета Федерации должны быть представители местной политической, экономической элиты. Верхнюю палату всегда справедливо обвиняли в том, что там заседают обитатели Садового кольца, которые толком даже не знают, где находятся регионы, которые они представляют. Новый закон вводит «ценз оседлости»: представители субъектов Федерации в СФ должны прожить в данных регионах не менее 5 лет.

Во-вторых, насколько это позволяет Конституция, вводится элемент выборности сенаторов населением. Отныне вопрос – кого им направить в СФ - губернаторы будут решать не «под ковром», а публично. В ходе своих собственных выборов они будут называть гражданам три кандидатуры будущих сенаторов. Показывать, так сказать, «товар лицом», брать на себя ответственность за своих выдвиженцев. А кандидатуры представителей законодательных собраний регионов в СФ будут выдвигаться только из числа самих депутатов, т.е. это также будут люди, за которых голосовали граждане на региональных выборах.

В-третьих, прежний закон позволял без объяснения причин отозвать сенатора. Но если человек знает, что в любой момент его могут «сдёрнуть», то с каким настроем он будет работать? Зачастую именно по этой причине сильные фигуры не стремились попасть в Совет Федерации, не желая работать с оглядкой, с каким-то страхом – что можно сказать, а чего нельзя. А теперь, как и для депутатов Госдумы, для сенаторов будет действовать ограниченный список оснований, по которым их можно отозвать. Это даст членам верхней палаты большую степень свободы, уверенность в своих действиях и высказываниях. Сенатор знает, что проработает столько же, сколько и делегировавшие его в столицу губернатор или законодательное собрание. Это наверняка прибавит работе палаты и стабильности, и профессионализма, и эффективности. Нельзя устраивать из Совета Федерации проходной двор: каждые полгода - год менять людей …

Онлайн: Зачем Совет Федерации решил себя реформировать? >>>

«АиФ»: - Недавно В. Путин сказал, что «когда-то, в конечном счёте, мы должны будем перейти к прямым выборам сенаторов, но надо посмотреть на Конституцию». А разве это большая проблема – изменить Конституцию? Например, власть легко это сделала в 2008 году, когда решила удлинить полномочия президента и депутатов.

   
   
Фото: globallookpress.com

В.М.: -  В разных странах принят разный порядок формирования верхних палат. Скажем, в Великобритании, как рассказывала мне лорд-спикер Палаты лордов британского парламента баронесса Фрэнсис Д`Соуза, тоже готовят реформу верхней  палаты, но от идеи выборности там отказались. А вот в России, на мой взгляд, выборность сенаторов сегодня востребована людьми. А значит, надо на эту тему думать и постепенно к прямым выборам приходить.

Но нынешняя Конституция такой порядок действительно не предусматривает. И здесь возникает вопрос: настало ли время пересмотра Основного закона, которому, кстати, в этом году исполняется 20 лет? На этой Конституции базируется всё наше законодательство, тысячи законов. Безусловно, за 20 лет в стране многое поменялось, и у многих возникает соблазн – а давайте-ка возьмем и быстренько перепишем Конституцию с учетом этих изменений. На мой взгляд, такой подход – неправильный.

Потенциал Конституции ещё далеко не исчерпан, она не мешает, а наоборот, способствует тому, чтобы совершенствовать российские законы. И на этом мы должны сосредоточиться. Наверное, к теме обновления Основного закона рано или поздно мы всё равно придем. Но, во-первых, не завтра и даже не послезавтра. А во-вторых, это потребует серьезной, кропотливой работы экспертного, юридического сообщества, широкого общественного обсуждения, созыва Конституционного собрания. Повторюсь: сегодня острой необходимости вторжения в Основной закон я не вижу. Легковесным отношением к нему мы рискуем открыть ящик Пандоры и только ухудшить ситуацию в стране.

«АиФ»: -  Одну из идей, очевидно, требующих уточнений в Конституции, в конце прошлого года выдвинул бизнесмен Михаил Прохоров. Он предложил  сократить число регионов и упразднить национальные республики. Похожую идею давно проталкивает лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Может, и правда, хватит уже выпячивать этнический компонент на карте страны? Не станет ли тогда меньше межнациональных конфликтов?

В.М.: - Во-первых, причиной таких конфликтов политико-административное устройство страны ни в коей мере не является. Эти конфликты произрастают совсем на другой почве, они связаны с экономическими, социальными, культурными и прочими проблемами. Во-вторых, если бы идею упразднения национальных республик кто-то выдвинул в начале 90-х, то это точно привело бы к массовому сепаратизму, разрушило бы Россию. Да и сейчас для нашей многонациональной, многоконфессиональной страны это очень опасные заявления.

А вот идею разумного укрупнения субъектов Федерации я разделяю. Но делать это надо не ради какой-то абстрактной цели – мол, давайте оставим 50 или 60 регионов. А только в том случае, если очевидна экономическая целесообразность укрупнения, если в результате появятся более мощные, самодостаточные, инвестиционно привлекательные регионы, если управление страной станет более эффективным. А просто объединив бедных с бедными, процветания мы не добьемся. Идя на укрупнение, мы должны быть уверены, что в результате жизнь людей в объединенных регионах станет лучше. Дискуссию на эту тему надо вести, пусть это обсуждают эксперты, общественные институты.

Позорный столб для коррупционеров

«АиФ»: -  На ваш взгляд, продолжится ли антикоррупционная кампания, начатая под занавес года минувшего? Каких мер, законов ещё не хватает, чтобы очистить госаппарат от «оборотней»?

В.М.: - Борьба с коррупцией - не спонтанная кампания, эта работа ведётся не один год. Сформировано жесткое антикоррупционное законодательство, активизирована работа правоохранительных органов, усилена ответственность за преступления в этой сфере. Причём задача не только в очищении госаппарата. Ведь коррупция проникла практически во все сферы: и здравоохранение, и образование, и т.д.

Если кто-то ещё сомневался в том, достаточно ли у нас политической воли для борьбы с коррупцией, то в последние месяцы руководство страны эти сомнения развеяло. Власть свою волю продемонстрировала. И дело не только в «посадках», о которых так любят писать журналисты. Помимо заведенных уголовных дел, есть и решения судов, и реальные сроки для коррупционеров.

«АиФ»: - Но возникает ощущение, что по-настоящему крупные фигуры по-прежнему защищены от следствия и суда. С Сердюкова, Скрынник, в чьих ведомствах вскрылись миллиардные аферы – всё как с гуся вода.

В.М.: - Россия - правовое государство, и давайте исходить из презумпции невиновности. По громким делам следствие ещё не закончилось, потом начнётся суд, и только он может окончательно решить – виновен или не виновен тот или иной чиновник.

Конечно, антикоррупционную работу надо продолжать, её мощь наращивать. Но даже самые суровые санкции, самые жёсткие меры к коррупционерам (как в Китае, где их расстреливают) не решат проблему полностью. Наряду с усилением антикоррупционного законодательства, нужно делать так, чтобы в нашей экономике были абсолютно прозрачные, понятные правила игры. Чтобы решения не зависели от росчерка пера конкретного чиновника, от его доброй или злой воли. В этом смысле нам в законодательстве ещё надо «пахать и пахать», оно далеко не совершенно.

И ещё: государство не справится с коррупцией, пока в обществе не будет её реального неприятия, жёсткого морального осуждения не только тех, кто берёт взятки, но и тех, кто их даёт. Они – не меньшие преступники и должны нести такую же ответственность. Когда портреты взяткодателей будут, образно говоря, висеть на позорном столбе, когда их детям и внукам будет за них стыдно, - тогда и поле для коррупции резко сузится.

Понятно, что каждого потенциального взяточника не накроешь «колпаком», «рентгеном» не просветишь. В борьбе с коррупцией важно не перегнуть палку, не перейти рубеж, за которым начинается нарушение прав и свобод человека.

«АиФ»: - Но сейчас порой кажется, что всевозможные силовые и надзорные структуры сильно недорабатывают. Почему о миллиардных кражах из бюджета мы узнаем, когда деньги давно уже «распилены» и выведены в офшоры? Куда смотрят проверяющие – или они в доле с расхитителями?

В.М.: - Контроль, конечно, надо усиливать. И на суде над коррупционерами  надо будет спросить: а где были те самые проверяющие органы? Ничего не знали, ничего не видели? Тогда надо ставить вопрос и об их ответственности тоже.

Протест в тупике?

«АиФ»: - В минувшем году российская оппозиция не давала власти расслабиться, проводила всевозможные акции. А власть, в свою очередь обкладывала протестное движение всё новыми «красными флажками», ужесточала законы и т.п. Ваш прогноз: как будет развиваться это противостояние?

В.М.: - Рост политической активности населения – нормальный процесс, это большой ресурс развития. Общество и государство не могут устойчиво развиваться, если не будет эффективного контроля над властью, сильной и конструктивной оппозиции. Но протестное движение только тогда станет сильным и влиятельным, когда его будут возглавлять серьезные лидеры, способные предложить альтернативу нынешнему курсу развития страны. Если этого нет, то протестное движение маргинализируется, заходит в тупик. Я пока не вижу у уличной оппозиции содержательной повестки дня. Есть спонтанная, порой агрессивная реакция на действия власти, но нет готовности к диалогу. Хотя ещё некоторое время назад такой диалог шел (в Интернете, на «круглых столах» и т.д.), в результате появились многие важные законы по демократизации общественной жизни, либерализации избирательной системы: об упрощении регистрации партий и их участия в выборах, о выборах губернаторов и т.д. Об этом сегодня почему-то забывают!

Зато много рассуждают о «красных флажках», «драконовских законах». Но если мы занимаемся демократизацией страны, то должны одновременно создать и условия для того, чтобы этот процесс шел безопасно для  людей, чтобы не было хаоса и побоищ, насилия в отношении сотрудников органов правопорядка. Люди, выходящие на демонстрации, должны быть уверены, что они не рискуют стать жертвами провокаторов, защищены законом. Никто не запрещает митинги и шествия – ходите на здоровье. В Москве принят закон о выделении специальных мест, гайд-парков, где люди могут собираться в любое время и высказаться, поспорить, провести митинг… Но устроители любых массовых акций должны понимать и меру своей ответственности.

«АиФ»: - И все-таки, ваш прогноз: будут ли расти протестные настроения?

В.М.: - К нам, как в палату регионов, стекается информация со всей России, в том числе и об общественных настроениях. Я сама много езжу по стране. И уверяю вас: настроения политически активной части населения в столицах и настроения большинства граждан России – не одно и то же. В глубинке на первом плане стоят другие проблемы. Но всё зависит от того, как будет развиваться страна: продолжится ли рост экономики, уровня жизни населения, будут ли решаться социальные проблемы. Сейчас серьезных предпосылок к тому, чтобы протест приобрел массовый характер, я не вижу.

«АиФ»: - Много копий было сломано вокруг «антимагнитского» закона. Хорошо, что государство обещает помогать сиротам и усыновителям. Но, может, стоит пойти дальше и  рекомендовать самим депутатам и сенаторам усыновить по ребёнку, дав тем самым пример россиянам?

В.М.: -  Для того, чтобы усыновить ребенка, необходима душевная потребность. По приказу, по рекомендации это не делается.

Да, закон вызвал споры, хотя итоги социологических опросов показывают, что более 70% граждан его поддерживают. Но нет худа без добра: хорошо, что тема усыновления стала активно обсуждаться в обществе. Её давно уже надо было поднять и обсудить на всех уровнях. Президент подписал указ, сейчас в правительстве создана рабочая группа, куда вошли и сенаторы. Прорабатывается целая система мер – как разбюрократизировать механизм усыновления детей российскими гражданами, усилить материальную и социальную поддержку детей-сирот и усыновителей.

Государство в состоянии выделить финансовые ресурсы  для того, чтобы лечить детей-инвалидов у нас в стране или, при необходимости, направлять на лечение за границу. Создавать условия для образования этих детей, их адаптации в обществе. В ближайшее время такая программа заработает. Будут уточнены и пересмотрены действующие законы. Например, нужна поправка о приоритетном праве на усыновление детей-сирот их родственниками. Другая задача: сегодня родители детей-инвалидов получают различные льготы и пособия, необходимо распространить это право и на семьи, усыновившие таких детей.

Фото: globallookpress.com

Взгляд на Восток

«АиФ»: - На этой неделе во Владивостоке откроется 21-я сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ), где вы будете председательствовать. В последнее время российская власть демонстрирует повышенное внимание к Азии. Мы что, действительно готовы переориентироваться с Запада (где нас, как считается, «не очень любят») на Восток?

В.М.: - Внешняя политика такого большого государства как Россия должна быть многовекторной. Сегодня 50% нашего внешнеторгового оборота приходится на Евросоюз. Но большая часть территории страны находится в Азии, и развитие Сибири, Дальнего Востока – один из приоритетов государства. А поскольку  Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня бурно развивается, на него приходится 60% мирового ВНП, то и внимание к нему - особое. На саммите АТЭС в сентябре речь шла об усилении интеграции России со странами региона, пойдет об этом речь и на заседании АТПФ, при участии представителей 22 стран и 9 международных организаций.

Задача России как председателя АТПФ – закрепить потенциал этого форума, ставшего одной из самых авторитетных площадок для международного диалога. И подумать об ответах на новые вызовы и проблемы, которые возникают в этом регионе, укрепить роль России в их решении. Поэтому на саммите намечена и презентация инвестиционных проектов, и подписание соглашений в области образования на базе Дальневосточного федерального университета… Заявления о приоритетном развитии Дальнего востока, Забайкалья и Восточной Сибири – не просто декларации. Именно здесь могут возникнуть точки роста российской экономики, её модернизации, развития высоких технологий. Страны АТР готовы к сотрудничеству, готовы вложить в наши проекты сотни миллиардов долларов.

«АиФ»: - Поможет  ли это остановить отток населения с Востока страны, его «опустынивание»?

В.М.: - Конечно, если мы создадим условия не только для инвестиций, но и для социального развития восточных регионов, для закрепления людей. Тогда мы сможем привлечь туда лучшие умы и рабочие руки.

«АиФ»: -   Понятно, что в каждом государстве свои особенности и законодательные обычаи. Но случается ли во время форумов вроде АТПФ «подсмотреть, подслушать» какие-то полезные идеи, которые можно потом применить у себя дома?

В.М.: -  Помимо официальной части – пленарных заседаний, «круглых столов», принятия резолюций и т.д. – на АТПФ всегда проходит большая кулуарная работа, что не менее важно. Делегаты разных стран общаются друг с другом, в ходе неформальных контактов получают пищу для размышлений, обмениваются опытом, изучают законодательные практики других стран – с тем, чтобы всё лучшее потом использовать в своём, отечественном законодательстве.

 Справка «АиФ»

Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ) – международная организация. Ее цели - расширение сотрудничества в интересах обеспечения мира и стабильности в АТР, содействие торговле и инвестициям, укрепление регионального взаимодействия.

В АТПФ входят Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Канада, Китай, Колумбия, Республика Корея, Лаос, Малайзия, Маршалловы Острова, Мексика, Микронезия, Монголия, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Сингапур, США, Таиланд, Фиджи, Филиппины, Чили, Эквадор, Япония. Австралия и Бруней имеют статус наблюдателей.

Наша страна вошла в состав ассоциации в 1993 году. В 2007 году 15-я сессия АТПФ проводилась в Москве.  В 2012 году Россия приняла от Японии председательство в этой парламентской организации. 21-я сессия АТПФ состоится 27-31 января 2013 года во Владивостоке на острове Русский. На нее прибудут не только высокопоставленные законодатели стран, входящих в состав ассоциации, но и других государств, в частности, Афганистана. Также в работе форума примут участие представители международных парламентских организаций. Ожидается приезд делегатов ПАСЕ, ПА ОБСЕ, ПА ОЧЭС, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, Европарламента, а также заместителя Генерального секретаря ООН, Генерального секретаря ШОС.

Члены Совета Федерации – о форуме в Приморье:

 

Вячеслав Штыров: «Прошедший в сентябре саммит АТЭС уже привлек внимание наших партнеров к российскому Дальнему Востоку, заставил задуматься о том, что его активная интеграция представляет огромный потенциал для экономического развития всего АТР. Работа в рамках 21-й сессии АТПФ позволит парламентариям обменяться опытом, обсудить гармонизацию законодательства, чтобы убрать ненужные барьеры и дать дальневосточным субъектам РФ в полной мере использовать свои возможности в регионе. В рамках сессии АТПФ пройдет презентация инвестпроектов и социально-экономических достижений Приморского края, свои возможности покажут также остальные регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это позволит завязать деловые контакты».

Светлана Журова: «Во время 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума впервые состоится встреча молодых парламентариев государств АТР. Мы планируем обсудить проблемы развития международного молодежного сотрудничества, молодежного парламентаризма, общественной дипломатии, вопросы формирования государственной молодежной политики. Мы хотим предложить нашим коллегам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделать это традицией и обязательно включать дискуссии по обсуждению проблем молодого поколения в программу будущих форумов.

Владимир Кулаков: «Основными темами повестки дня 21-й сессии АТПФ станут региональное сотрудничество, вопросы политики, безопасности, экономики и торговли. Надо помнить, что Россия является мостом между Европой и Азией».

Мнения политологов

Федор Лукьянов: Роль, которую играла в мировой политике Европа, переходит к Азии

«Межпарламентское сотрудничество в рамках АТПФ - важный элемент обеспечения стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), - считает Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. - АТР становится центром мировой политики на ближайшие десятилетия. Роль, которую долгие годы играла Европа, сегодня переходит к Азии, весь накопленный европейцами опыт востребован в АТР, это касается и межпарламентского сотрудничества. В Европе этот весьма эффективный механизм используется в том числе для решения вопросов национальной безопасности европейских стран, в Азии таким механизмом должен стать АТПФ. Этот форум по инициативе России подключается к разрешению наиболее острых для региона проблем, в числе которых афганский наркотрафик и корейская ядерная угроза. АТПФ также может стать неплохой площадкой для выстраивания диалога между двумя Кореями при посредничестве России.

Очень хорошо, что Совет Федерации принимает самое активное участие в развитии Форума, выступая своего рода опорой поворота России в Азию. Этому повороту нужна законодательная поддержка, поэтому роль сената в этих процессах весьма значима».

Валерий Кистанов: АТПФ может помочь в решении территориальных споров

«Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум может помочь в решении территориальных споров в регионе, - считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. - Территориальные дискуссии в АТР в основном идут вокруг Южных Курил, корейских островов Токто (Такэсима) на которые претендует Япония, островов Сэнкаку (Дяоюйдао), фактический суверенитет Японии над которыми оспаривает Китай. Сейчас эти вопросы обострились, и парламентарии стран АТР в рамках АТПФ могли бы выработать пути их практического решения. Причём Россия играет в этой структуре одну из ведущих ролей. Поворот России в сторону Востока очевиден: Россия – это евразийская, тихоокеанская держава».

Андрей Островский: Россйским регионам нужно привлекать капиталовложения из соседних стран

«Проведение 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского Парламентского Форума во Владивостоке должно способствовать привлечению инвестиций в российские регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири, - считает замдиректора Института Дальнего Востока РАН России, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Островский. - Доля российской внешней торговли и инвестиционного сотрудничества со странами АТР не велика и составляет примерно 20% от общего объема, тогда как 80% приходятся на Европу и Америку. Основная проблема состоит в том, чтобы сделать это соотношение «50 на 50». Для этого требуется провести колоссальную работу по развитию инфраструктуры регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, для чего необходимы серьезные финансовые вложения. Кое-что уже сделано, например, запущена ветка нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, которая позволяет торговать нефтью не только с Китаем, но и с другими странами Азиатско-тихоокеанского региона – Японией, Республикой Корея, а также с государствами Юго-восточной Азии. Однако уровень торгово-экономического сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири заметно отстает от общего уровня развития сотрудничества в рамках АТЭС.

Аркадий Злочевский: Решения 21-й сессии АТПФ помогут обеспечить продовольственную безопасность

«Вопросы обеспечения продовольственной безопасности станут одной из важнейших тем повестки 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского Парламентского Форума (АТПФ) во Владивостоке. Проект соответствующей резолюции предоставила Россия. Принятые решения будут способствовать улучшению ситуации в сфере обеспечения продовольственной безопасности в АТР, - считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.-  Россия рассматривает Азиатско-Тихоокеанский регион как крайне перспективный рынок потребителей продовольствия, поскольку именно здесь расположены самые густонаселенные страны».