Юрий Ширяев: «Вернуть город людям!»

   
   

 Вот кто, находящийся в здравом уме и твёрдой памяти, будет выступать против восстановления шатра Покровской башни в её прежнем виде? Один Ширяев выступал. И называл всё происходившее в ходе реконструкции «тектоническим безумием»...

Да он и по жизни такой - поперечный, не боящийся отстаивать свою точку зрения. И это при том, что уже дважды становился лауреатом премии областной администрации, а церковь, которую он построил в Орлецах в 1998 году, была названа лучшей постройкой года в России. К слову сказать, именно Юрий Михайлович спроектировал Софийский храм в Крестах, на освящение которого губернатор уже пригласил патриарха Кирилла.

«Пожароопасная» Покровка?

- Юрий Михайлович, возвращаясь к покровскому проекту, скажите: что там безумного?

- Наши предки так не делали. Ряж как разновидность сруба можно собирать без единого гвоздя. В нашем 12-гранном исполнении он попросту не работает и без дополнительного крепежа существовать не может. В мировой практике вы не найдёте ничего подобного. К тому же башня в таком виде не функциональна. Использовать её можно только в качестве холодного хранилища. Славный символ мощи Российского государства…

- У вас есть альтернативные предложения?

- Конечно. Но к этому вопросу мы вернёмся лет через двадцать. Тема станет актуальной. Мне кажется, что памятники можно сохранить, только наполнив их живым содержанием. Наши башни горят не потому, что их плохо пропитали антипиренами, а потому, что они пусты. Мы их возводим, а они горят. Город захламлен историческими муляжами.

   
   

- Но история Пскова достойна самого внимательного к себе отношения…

- Город - это, прежде всего, среда обитания людей, поэтому давайте внимательно относиться и к памятникам, и к людям. А люди нуждаются в защите не меньше памятников. Город давно оккупирован, и экспансия продолжается. Автомобильные заторы, шум и загазованность - вещи, не совместимые с комфортным обитанием человека.

Стояли и стоять будем…

- Да, пробки стали уже серьёзной проблемой для Пскова.

- Но почему-то до этого нет никому дела. Псков - город исторический. Транспорт должен здесь занимать весьма скромное место, а то и не занимать вовсе. Как можно сохранять исторический облик Пскова, его исторически сложившуюся планировочную структуру путём «реконструкции улично-дорожной сети»? Превратить улицы в дороги, а дворы в автостоянки? В этом мы уже преуспели. А пешеходов под землю, чтоб не мешали. Есть в литературоведении такой термин - оксюморон (остроумная глупость). Стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании противоречивых понятий. Пример - «улично-дорожная»… Дорога предполагает беспрепятственное движение. Улица - наоборот, сплошные остановки и пешеходы, пешеходы, пешеходы. Именно в этом противоречии кроется основная причина появления пробок. Расширяй автомагистрали, не расширяй - стояли и будем стоять. Объединить диаметрально противоположные понятия невозможно. Тем более в историческом городе.

- Что же нужно, по-вашему, делать?

- Думать. Истории вопроса уже не один десяток лет. Ответ нашли ещё в прошлом веке. Задача выполняется в четыре действия. Первое: мы освобождаем город от транзитных транспортных потоков. Второе: расширяем сеть общественного транспорта, повышая его эффективность, комфортность и безопасность. Третье: создаём разветвлённую сеть пешеходных улиц и велосипедных дорог с организацией прокатных пунк­тов, стоянок. И, наконец, четвёртое: вводим плату за проезд и стоянку частного транспорта в исторической части города. И это не произвол, а повседневная практика современных городов. Воздух станет чище, а город вернётся в своё естественное состояние. Сегодня же мы платим очень большую цену за возможность промчаться по городу на скоростной машине. И платим своим здоровьем, здоровьем своих детей, а то и жизнью: посмотрите на статистику ДТП!

Вспомните о человеке

- Да, пешеходные зоны, улицы - это у нас рассматривается по остаточному принципу…

- Именно! Есть схемы водоснабжения и газоснабжения, теплоснабжения и транспортной инфраструктуры. Забыли пустяк - человеков.

Нас же пытаются убедить, что «важнейшей задачей является развитие магистралей, которые связывают город с окружной автодорогой». Полный бред! Не надо изобретать велосипед, на нём нужно ездить. Большинство городов развитых стран, как исторических, так и не очень, имеют разветвлённую сеть пешеходных и велосипедных дорог. Они нанесены на карты городов как полноценные транспортные артерии и активно работают, снимая нагрузки с проезжей части до 30 процентов и более. Людям предоставили возможность выбора средств передвижения. У нас выбора нет и, похоже, не будет. Приоритет отдаётся машинам, а мы где-то сбоку. Убеждён, что расширять в городе проезжую часть нельзя. Её надо сужать, освобождая место для пешеходов. Однако в Российском государственном научно-исследовательском институте убранистики считают иначе.

- Пешеходные зоны - это и есть средство от пробок?

- Конечно. Псков - город пешеходный не по решению администрации, а по своей природе. Любая его точка - в пределах шаговой доступности. Автомобильная пробка - абсурд, который свидетельствует о внутреннем нездоровье организма. Надо менять «меню». Необходимы диета, режим и умеренность - и организм пойдёт на поправку. Но откладывать лечение нельзя, будет поздно.

Смотрите также: