Сестрорецк: от рассвета до заката?

   
   

Юбилей — это прекрасно, вопрос лишь в том, насколько радостным он будет для Сестрорецка; в каком состоянии и обличии подойдет город к этой дате.

Приезжая в Сестрорецк, мы любуемся маленькими деревянными домами, построенными еще в конце XVIII-начале XIX вв., разглядываем резные наличники и башенки на крышах дач, появившихся здесь во время расцвета Сестрорецкого курорта — все это гораздо милее сердцу любого туриста, чем современные многоэтажки. Гулять — одно, жить — совсем другое: большинство деревянных построек находятся в аварийном состоянии, а в них по-прежнему живут люди. Расселение необходимо, но возможно лишь в том случае, если Сестрорецк будет активно застраиваться. Генплан застройки Курортного района предполагает возведение многоэтажных домов не выше 9 этажей. Но поскольку земля в Сестрорецке чрезвычайно дорогая, застройщикам выгодно строить высотные дома.

Выгодно — но нельзя. Не так давно частный инвестор выразил желание возвести 24-этажный дом на месте бывшего детского приюта, но возмущенная общественность сказала решительное «нет». Зато сказала «да» проекту строительной компании «ЦДС», которая в ближайшее время начнет возводить на Дубковском шоссе разноуровневый (от 5 до 9 этажей) многоэтажный дом — вместо изначально запланированного высотного.

Администрация подошла к решению проблемы с другой стороны — со стороны Финского залива: в районе Тарховка-Сестрорецк планируется намыв новых городских территорий. Экологи бьют тревогу: реализация этого проекта, по их мнению, будет иметь серьезные последствия и для Сестрорецка, и для Петербурга. Намывные и дноуглубительные работы приведут к катастрофическому загрязнению воды, необратимым изменениям флоры и фауны Финского залива и исчезновению всех видов рыб.

Одним словом, меняться Сестрорецку придется. Но как? «Сохранить облик» — дурацкое словосочетание, ставшее общим местом; но когда облик есть, да еще такой, потерять его жалко. Пусть история в разное время вносила в него существенные изменения, этот город на берегу Финского залива — все еще достопримечательность во всех отношениях.

Город оружейников

Сначала Сестрорецк был городом оружейников. Так решил царь Петр, возвращавшийся домой после победы в Гангутской битве, и расположившийся отдохнуть в премилой дубовой роще. Это место на берегу реки Сестры так ему приглянулось, что царь немедленно отдал приказ построить здесь царскую резиденцию и разбить фруктовый сад. Поселившись в ней, он повелел посадить в окрестностях еще 2000 молодых дубков, и построить плотину, а после — оружейный завод. Вокруг завода образовалось целое поселение, где жил рабочий люд.

   
   

Пушки, пуговицы и другое

Сестрорецкий оружейный завод вскоре стал одним из крупнейших не только в России, но и в Европе. Здесь изготавливали, во-первых, оружие — пушки, пистолеты, мушкеты; во-вторых, атрибуты мирного времени — дверные петли и ручки, медные пуговицы, решетки для Фонтанки и Екатерининского канала. Здесь же в конце XIX века, когда начальником завода был Сергей Иванович Мосин, выпускали его знаменитую «трехлинейку». От завода, в конце концов, зависел не только ход разных войн, в которых участвовала Россия, но и жизнь самого Сестрорецка, который разрастался вокруг него довольно быстро. К 1873 году в Сестрорецке было уже больше тысячи жилых домов, восемь домов казенных, множество молочных, мясных и хлебных лавок, питейные заведения, трактиры, булочные, кондитерская и семь ремесленных заведений.

Грязи и князи

Жизнь города круто изменилась в конце XIX века, когда здесь появился санаторий «Сестрорецкий курорт», а на бывших землях оружейного завода, переданных Лесному департаменту, начали строить дачи. После проведения железной дороги Сестрорецк-Курорт в 1898 году добираться до Сестрорецка стало значительно проще. Бальнеологический курорт, который открыл инженер Петр Авенариус, один из акционеров Приморской железной дороги, в 1907 году был признан лучшим на выставке в Европе: целебный источник, местные лечебные грязи, медицинский сервис высокого уровня. Вокруг курорта обустраивали развлечения: пляж, синематограф, концертный зал. Так Сестрорецк стал популярнейшим среди петербургской элиты местом отдыха: здесь бывали Федор Шаляпин, Максим Горький, Леонид Андреев, Леонид Собинов, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, знаменитый врач Лев Клячко, архитектор Василий Косяков. Многие строили здесь собственные дачи: некоторые дома в стиле «северный модерн» сохранились до сих пор.

Гулять по другой эпохе

Но не только грязи и синематограф, и даже не выступления Федора Ивановича Шаляпина, который, если верить местным легендам, пел в кружевной беседке у железной дороги, делали Сестрорецк таким притягательным. И знаменитости больше не ездят туда толпами, и дачи уцелели не все, и на пляже больше не стоят чудо-кабинки для тех, кто желает выехать в залив искупаться. А сестрорецкие дюны — на месте. Песок — такой же мягкий. Сосны шумят. Белки скачут по дорожками и никого не боятся. Рассветы и закаты такие, каких не показывают в голливудском кино. И гулять между маленькими деревянными домиками, представляя себя в другой эпохе, можно бесконечно.

Конечно, Сестрорецк — современный город. Он отстраивался заново в 1868-м, после грандиозного пожара; после войны был разрушен почти полностью и восстановлен. Здесь есть отели и супермаркеты, многоэтажные дома и прочие приметы времени, на которое невозможно не оглядываться. Но оглядываться тоже разумно, пытаясь найти компромисс, который позволит городу не исчезнуть совсем, как исчезло, к примеру, здание детского приюта.

Жанна Каренина

Смотрите также: