Раньше любой прохожий пытался убедить меня, что воевал с «шурави». Теперь все хором говорят: «Лучше бы русские остались».
…Подбитых танков в поле - великое множество. В основном - Т-80, хотя иногда попадаются и дряхлые советские «тридцатьчетвёрки»: вперемешку с самоходками и броневиками. Дырявые, обугленные, вконец проржавевшие. Их десятки, если не сотни. Гуляя по железному кладбищу, проводник Сейдулла показывает пальцем: вот этот сожгли душманы, другой принадлежал талибам. Броню занесло песком, пушки устремлены в небо, будто хоботы слонов. Мёртвые танки - полноправные старожилы Афганистана: война здесь идёт уже 30 лет, не прекращаясь ни на минуту.
- Сначала шах воевал против моджахедов, - смеётся Сейдулла. - Потом вы с нами, моджахеды друг с другом и, наконец, талибы с моджахедами. Техники сожгли - на миллиарды. Сколько же вы денег в Афган вбухали…
«Священная война» не в моде
…Сейдулла шикарно говорит по-русски. Да и не он один. Кабульский таксист, высовываясь из окна машины, орёт на коллегу - среди диалекта дари всплывают слова «козёл» и «куда едешь».
На огромном стихийном рынке в Майванде (район Кабула, где в 1981 году бесследно исчезали советские патрули), а также в магазинчиках Куриной улицы бойко торгуют пряжками с серпом и молотом, юбилейными рублями и старыми гимнастёрками. Отлично сохранились районы, построенные при СССР, - девятиэтажки со сквериками, словно у ВДНХ. Ровно 20 лет назад мы ушли из Афганистана. Пережив с тех пор множество проблем, многие афганцы пришли к странному выводу: «шурави» следовало… остаться.
- Советский Союз попросту бросил нас, - с обидой замечает бизнесмен Ахмади, беседуя со мной в тесной чайхане, где мы пьём чай из помятого самовара с царским орлом. - Вы оставили Афганистан на произвол судьбы.
Я пытаюсь объяснить. Рассказываю про десятки цинковых гробов, что летели каждый месяц из Кабула в СССР. О сухих похоронках - «пал смертью храбрых, выполняя интернациональный долг». О матерях, рыдавших на могилах. Цитирую песню Макаревича, рвавшую душу: «…а ребят стреляют в Афгане - и никак оно не кончается». Напоминаю про миллион афганцев, сгинувших на этой войне. Но понимания у собеседника не встречаю. Афганцы довольно цинично относятся к смерти и умеют ценить храбрость противника. В Кабуле мне спокойно говорили на каждом шагу: «Да, вы убивали нас, но была война. А это честь - воевать с хорошими солдатами».
- О, я знаю, - отхлёбывает чай Ахмади. - Вы потеряли 15 тысяч человек за 10 лет. Но знаешь что? Совсем недавно я читал газету и увидел цифру: в России только за один прошлый год погибло в автокатастрофах в два раза больше народу. Разве это война? Так, игрушки. После ухода из Афганистана СССР развалился. Оно того стоило? Посмотри на любую страну: везде, откуда вы ушли, ваше место немедленно заняли. Американцы - в Кабуле, китайцы - на Кубе, британцы - в Ливии. И ты сомневаешься, что вы поступали правильно?
…Бизнесмен Ахмади сразу после ввода войск СССР сбежал в Пакистан: торговал хлопком в Пешаваре, поддерживая финансами моджахедов. После победы те сожгли его фабрику во время междоусобных боёв, и мировоззрение Ахмади в корне обновилось. Помнится, когда я впервые попал в Афганистан в 1993 году, каждый встречный пытался убедить меня в том, что героически сражался против «шурави». Теперь только и слышишь от собеседников - мол, воевали «наёмники за доллары», а они против русских ничего не имели. Участие в «священной войне» больше не в моде. Никто не помнит, что нашим солдатам стреляли в спину даже подростки.
- Ты ехал по дороге до Джелалабада? - спрашивает меня полковник афганской армии. - Её построили «шурави», почти закончили, но не успели: вывели войска. А школ сколько, фабрик… Теперь ничего этого нет.
В 1989 году сложно было предположить, что через 20 лет после ухода на север последнего советского солдата самый популярный вопрос, который я услышу в Кабуле, будет: «Зачем же вы отсюда ушли?» Сейчас международные эксперты признают - крушение просоветского режима в Афганистане принесло огромные проблемы всему миру. На арене появились «Талибан» и «Аль-Каида», что обеспечило в итоге теракт в Нью-Йорке.
- Безусловно, если бы СССР удержал афганский режим у власти, это сыграло бы положительную роль в мировой безопасности, - соглашается военный аналитик Стивен Джейкобс. - Вторжение в Афганистан - очевидная глупость. Но уход после смерти тысяч солдат и затрат в десятки миллиардов долларов - тоже загадочный поступок.
…Американец Джейкобс живёт в роскошных апартаментах «Сафи Лэндмарк». За месяц в Кабуле он НИ РАЗУ не покинул стен отеля, проводя деловые встречи в гостиничном ресторане: так безопаснее. На днях талибы атаковали центр столицы, погибли десятки людей. Южные провинции легли под власть боевиков, в северных правят полевые командиры. С Ираком всё понятно - нефть, она и есть нефть. Но что такого мировые державы забыли в нищем Афганистане, где сожжённая земля не родит хлеба, чистая вода на вес золота, а 65 процентов ВВП республики - доходы от продажи героина?
- Афганистан - стратегически важная точка, - объясняет Марсель Ломир, владелец частной охранной компании в Кабуле. - Военные базы на здешнем «пятачке» обеспечивают влияние на обстановку в соседних государствах - Иране, Индии и Китае.
Не наши проблемы
…В Кабуле окончательно понимаешь: наш уход в 1989 году был неизбежен. Мы не могли выиграть сражение, которое вели с половиной мира. Запад выделял на афганскую войну миллиарды долларов, моджахедов натаскивали лучшие военные инструкторы, они были вооружены по последнему слову техники - противотанковыми ракетами и «стингерами». В сражениях участвовали дивизии регулярной армии Пакистана, десятки тысяч арабских добровольцев из Саудовской Аравии, Йемена, Египта. Фактически это была третья мировая война.
15 февраля 1989 года Советская армия покинула Афганистан: правильно мы сделали или нет, разбираться будет уже история. Кабул залит солнцем - солдаты у министерства юстиции счищают с асфальта загустевшую кровь: следы нападения на патруль НАТО террориста-смертника. У нас больше не болит голова по поводу местных проблем.
…Зато теперь она болит у тех, кто нам в своё время их создавал.
Читайте также материал по теме:
Афганский комбат Еремеев: «В бою мы все одной крови»