Обладатели шенгенских виз больше не могут пересечь границу с Евросоюзом в Псковской области: Латвия и Эстония с 19 сентября запретили въезд на территории их стран из России с любым шенгеном. «АиФ-Псков» вновь побывал на границе, чтобы убедиться, действительно ли она «на замке». А еще - узнал, что псковичи думают о поездках в Финляндию и почему многочисленные псковские обладатели эстонских паспортов в последнее время не спешат предъявлять их на погранпереходах.
«Привилегия, а не право»
Опубликованное 20 сентября исследование ВЦИОМ говорит о том, что шенгенская виза есть только у 2% россиян, и что рекордсменами в этом плане являются жители Москвы и Санкт-Петербурга: в этих городах шенген, по данным опроса, есть у каждого десятого. Однако до недавнего времени и псковичи явно занимали в этом условном рейтинге достаточно высокие позиции.
Ведь работавшие в Пскове канцелярии консульств Эстонии и Латвии до пандемии регулярно рапортовали о новом рекорде по числу выданных виз. А шоппинг в расположенных всего в нескольких часах езды от Пскова Тарту, Таллине и Риге был излюбленным развлечением не только местного «среднего класса», но и самых что ни на есть широких слоев населения.
Поэтому неудивительно, что когда 15 июля Российская Федерация открыла сухопутные границы с Евросоюзом для собственных граждан, отменив актикоронавирусные ограничения, многие псковичи, у которых еще не закончился срок действия шенгена, воспрянули духом. Оживились и местные туристические фирмы, мечтавшие возобновить однодневные туры в страны Балтии. Не смущал даже тот факт, что Латвия и Эстония перестали выдавать визы россиянам: псковичи стали активно интересоваться возможностью получения шенгена в Санкт-Петербурге: в консульствах Финляндии, Италии, Германии и Франции.
Однако очень быстро этот ажиотаж спал. Во-первых, автобусы с туристами из Пскова начали попросту разворачивать на границе без особого объяснения причин. А во-вторых, с 18 августа Эстония ввела прямой запрет на въезд граждан России по выданным в республике шенгенским визам. премьер-министр Эстонии Кая Каллас прямо заявила, что посещение Европы - это «привилегия, а не право человека».
Вход и выход
Даже после этого находились оптимисты, которые рассчитывали «прорваться в Европу». Ведь Псковская область также граничит с Латвией, через границу которой вполне можно было въехать по эстонскому шенгену. Но 19 сентября исчезла и эта лазейка: Латвия, Литва, Эстония и Польша ограничили гражданам России въезд по шенгенским визам, которые были выданы как в этих, так и в других странах Евросоюза. «Смягчающим обстоятельством» не является даже наличие недвижимости в ЕС, если нет временного вида на жительство.
И уже в первый день запрета нашлись те, кто, как говорится, «поцеловал дверь»: то ли пропустив новости о введенных ограничениях, то ли по какой-то причине посчитав, что они их не касаются. Эстонские СМИ сообщили, что 19 сентября пограничники республики не пустили в страну 10 россиян. А вот тех, кто въехал в Эстонию до введения ограничений - разумеется, спокойно выпускают. В этом корреспондент «АиФ-Псков» убедился, побывав 20 сентября на пункте пропуска «Шумилкино».
На наших глазах с эстонской стороны пешком пришли Ольга с подругой. У обеих - пятилетний шенген. Женщины ездили к своим детям, живущим в Латвии. У одной они в Риге, у другой - в Резекне. Рассказали, что на территорию Эстонии заехали еще до 19 сентября и проблем тогда не возникло. «Сейчас проходили границу, тоже никаких трудностей не было, - говорит Ольга. - Никто не придирался, никаких бумаг подписывать не заставляли».
В следующий раз к родным добираться они планируют через Норвегию. «Или через Грецию на худой конец», - говорят женщины. На вопрос, к чему такие трудности, ведь поездки к родственникам разрешены, ответили: не факт, что пустят, тонкостей очень много. «Многое зависит от того, в каком статусе родственники, имеют ли вид на жительство, - поясняют они. - Опять же, имеет значение долгосрочная виза у вас или нет, и будут ли теперь выдавать долгосрочные».
Ситуация с закрытием границ подругам неприятна. Они характеризуют ее резким словом «хреново». Речь даже не о туризме и путешествиях, - под ударом их возможность видеть своих родных и близких.
Очередь без конца
В целом на международном пункте пропуска было тихо и спокойно. Вдоль обочины стоит вереница фур, преимущественно с польскими, латвийскими и литовскими номерами. Кажется, что ей нет конца и края, но Елена, сотрудница автозаправочной станции, уверяет, что «это еще немного». На заправке она работает несколько лет и перемены, происходящие в последнее время, отмечает. «Машин с российскими номерами почти нет», - говорит женщина.
С каждым вновь введенным ограничением число машин, заезжающих на заправку, да и просто проезжающих мимо, становится все меньше. «Последний раз заметно уменьшилось их число на прошлой неделе, - говорит женщина. - Наверное, как раз примерно в это время появилась информация о том, что с 19 сентября въезд для россиян будет закрыт».
Легковых машин, стоящих на выезд из России, немного. В основном с прибалтийскими номерами, но есть и с украинскими, одна - с номерами Донецкой народной республики. Подходим к автомобилю с госномером Смоленской области, чтобы узнать, на основании чего россияне собираются пересекать границу. Ответ видим у пассажира на коленях: паспорт у него совсем не российский.
Несколько человек при нас в Эстонию шли пешком. Своей очереди на выход из России ждали жители Украины. Общаться они вежливо отказались, сказав только, что из Харьковской области. Мужчина, бодро кативший за собой чемоданчик на колесах, весело было отрапортовал, что да, намерен, пересечь границу. На вопрос «с паспортом какой страны» резко замолчал и пошел дальше.
Визы и «клады»
Теперь псковские обладатели шенгена с интересом смотрят в сторону Финляндии, с которой граничит соседняя Ленинградская область. Эта страна к почину прибалтов и поляков присоединяться не спешит. Более того, финский МИД выпустил меморандум, в котором говорится, что решение об ограничении на въезд россиян с шенгенскими визами, может быть нарушением правил Шенгенской зоны. И что Финляндия не может поступать с туристами также исключительно на основании их гражданства.
Но в любом случае поездки в Финляндию, конечно, совсем не так привлекательны для жителей Псковской области с точки зрения логистики. Ведь до ближайшего от Пскова международного автомобильного пункта пропуска на российско-финской границе («Торфяновка» в Выборгском районе) - без малого 500 километров. Такое транспортное плечо на фоне 60 километров до того же «Шумилкино» на российско-эстонской границе, конечно же, не может не расстраивать.
К тому же, как пишут в посвященных турпоездкам в Финляндию телеграм-чатах, тамошние пограничники и таможенники в последнее время проявляют жесткость. Например, запрещают вывозить обратно в Россию не потраченные в Финляндии наличные евро. В тех же чатах полно историй про путешественников, которые не рискнули оставлять свои кровные на хранение в финской таможне (а именно это им предлагают сделать), предпочитая зарыть их в виде «клада» в ближайшей роще.
Что касается Эстонии, то нельзя сказать, что нога псковича больше не ступит на ее землю. Дело в том, что в 1990-х и в начале 2000-х годов эстонские власти активно раздавали гражданство тем жителям региона, кто мог подтвердить, что его предки жили на территории Эстонской республики до 1940 года. А учитывая, что Печорский район современной Псковщины входил в ее состав, таких не мало.
Все эти люди по-прежнему могут путешествовать в Эстонию, просто предъявляя на границе второй паспорт. Впрочем, по информации «АиФ-Псков» многие «псковские эстонцы» в последнее время не спешат пересекать границу на таком основании: из соображений «как бы чего не случилось».
Среди местных бипатридов ходят упорные слухи, что эстонская сторона может начать изымать паспорта, в свое время выданные жителям региона. Казалось бы, правовых оснований для этого нет, но события последних дней показывают, что это далеко не самый весомый сегодня довод.