Псковская областная типография, которую региональные власти пытались удержать на плаву не один год, закрывается. Об этом официально стало известно на минувшей неделе. «АиФ-Псков» выяснил, что случилось с предприятием, в 2018 году отметившем столетний юбилей.
Борьба за живучесть
Псковская областная типография была основана в далеком 1918 году и за годы работы переживала немало перипетий. К примеру, в начале 2000-х годов она активно занималась книгоиздательской деятельностью вовсе даже не на провинциальном уровне, и несколько раз побеждала в престижном всероссийском конкурсе издателей «Книга года».
Однако к 2015 году дела у предприятия сошли на нет, из здания в центре города оно переехало на окраину, а его руководство подало заявление о банкротстве. После этого конкурсные управляющие типографии начали затяжную борьбу за «живучесть», ссылаясь на то, что компания работает и у нее есть значительные активы, а значит, не все потеряно.
В этом их поддерживали и областные власти, заинтересованные в сохранении на территории региона как принадлежащего государству полиграфического производства, так и рабочих мест с весьма специфической квалификацией.
На предприятии строили планы, надеясь на закупку нового оборудования и расширение производства. Худо-бедно типография выходила «в ноль», гасила долги, и, казалось бы, выкарабкивалась со дна ямы, в которую в свое время попала. Пару лет назад Арбитражный суд даже принял решение о прекращении процедуры внешнего управления предприятия в связи с восстановлением его платежеспособности.
Работа по каждому
Однако ситуация на рынке полиграфических услуг складывалась отнюдь не в пользу псковичей. Конкуренцию с масштабными производствами Москвы и Петербурга они не выдерживали. А в Псковской области тем временем сокращались тиражи газет и исчезали клиенты. В результате на минувшей неделе стало известно, что типография все-таки закрывается в августе этого года.
В СМИ попало открытое письмо сотрудников типографии, в котором они задавались вопросом: «Куда пойти людям с узкой специализацией»? Исполняющая обязанности директора типографии Инга Тимофеева в ответ выразила надежду, что кто-то из специалистов-печатников сможет устроиться по специальности или «применить себя в другой смежной сфере». «Работа будет идти по каждому сотруднику до тех пор, пока людям не предложат что-то приемлемое», - заявила она.
Впрочем, по словам председателя комитета по труду и занятости Псковской области Сергея Аржаникова, для части сотрудников Псковской областной типографии есть вакансии уже сейчас. «Мы договорились о том, что будут приняты все возможные меры, чтобы в период ликвидации предприятия люди были трудоустроены», - сообщил он по итогам встречи представителей региональной администрации с коллективом.
Всего, по данным Сергея Аржаникова, на рынок труда в результате закрытия типографии выходят 27 человек. «Перед нами стоит задача переговорить с действующими издательствами и предложить посмотреть высвобождаемых работников. Администрация области планирует помочь коллективу в общении с потенциальными работодателями», - отметил он.
Анахронизм и конкуренция
«Выживать офсетной типографии, которая именно типография с собственным парком оборудования, а не рекламное агентство с вывеской «типография», в городе Пскове только на псковских заказах крайне тяжело. Плюс очень сильно сказывается бедность региона и как следствие бедность малого и среднего бизнеса. Сказывается и близость Петербурга, куда уходит довольно большое количество заказов», - считает директор частного полиграфического предприятия «Псковское возрождение» Павел Левенков.
В целом же, по мнению эксперта, «государственная типография - это в принципе анахронизм, тем более в условиях довольно конкурентного рынка». Что касается конкретного псковского производства, то, по его мнению, к закрытию привело «откровенно слабое руководство на протяжении многих лет».
Типографский рынок, подчеркивает Левенков, является высоко конкурентным: «Для того, чтобы успешно работать на этом направлении, необходим ряд условий. Это и наличие современного оборудования (кстати, весьма дорогостоящего), и выстраивание отношений с поставщиками и заказчиками, участие в жизни отрасли в целом. Насколько я понимаю, ничего этого не было».
«Поэтому ликвидация типографии логичный итог ее долгой агонии, - подчеркнул предприниматель. - Думаю если бы не ликвидация, то через год-полтора снова встал бы вопрос банкротства».