Скоростной поток. В Псковской области собираются развивать раллийный туризм

Андрей Степанов / АиФ

Как утверждают организаторы и промоутеры соревнований по классическому ралли, Псковская область с одной стороны имеет все шансы стать столицей этой спортивной дисциплины, а с другой - значительно увеличить туристический поток за счёт проведения гонок.  «АиФ-Псков» узнал, какие перспективы развития гоночного туризма есть у Псковской области и что об этом думают местные туроператоры.

   
   

 Недооценённый потенциал

По самым скромным подсчётам, один раллийный пилот «привозит» с собой в регион, где проходят соревнования, до 15 человек — это группы поддержки, технические специалисты, зрители. Получается, что вместе с 50-ю экипажами, которые стартовали на третьем этапе Чемпионата России - ралли «Псков» на прошлой неделе, в Псковскую область прибыли  не менее полутора тысяч человек. Все они жили в гостиницах, питались в ресторанах и кафе, делали покупки в псковских магазинах, посещали экскурсии и музеи, кто-то пользовался общественным транспортом. «Мне кажется, что поступления в бюджет области за то время, что мы проводим ралли, а это 21 год,  уже перевалили за миллиард. То есть это те деньги, которые привезли сюда и гонщики, и болельщики», - заявил президент Федерации автоспорта Псковской области Олег Мыслевич.

Исполнительный директор промоутера Чемпионата России по ралли ASMG Артур Мурадян считает, что потенциал ралли в части привлечения людей в регион проведения гонки недооценён и речь тут не только о Псковской области. Собственно, одну из функций промоутера он видит в том, чтобы показать, что ралли  - это не просто пилоты собрались погонять по дорогам, а то событие, которое создаёт экономический потенциал для развития региона. Артур Мурадян привёл в пример страны Прибалтики, где ралли является практически национальным видом спорта, а каждая гонка собирает десятки тысяч человек.

Он заметил, что у Псковской области есть большое преимущество — это место расположения: недалеко и Москва, и Санкт-Петербург.  «Псков сейчас развивается как туристический кластер и я за этим с профессиональной точки зрения наблюдаю», - сказал эксперт. 

В то же время он обратил внимание, что гостиниц в регионе уже сейчас недостаточно:  «Псковская область обладает серьёзным туристическим потенциалом - это и сам Псков, и Изборск, и те же Пушкинские Горы, где уже сейчас невозможно забронировать гостиницу ни за какие деньги».

В Пскове и Пушкинских Горах ситуация с объектами размещения и общественного питания значительно лучше, чем в других районах региона, где проводятся этапы Чемпионата и Кубка России по ралли, отмечает в свою очередь Олег Мыслевич. «Надеюсь, что как раз развитие ралли позволит бизнесу посмотреть на удалённые уголки, которые на сегодняшний день имеют не так много мест размещения, но тем не менее там есть красивые озёра, леса, чистый воздух. Тут есть, на что посмотреть туристическому бизнесу в части инвестирования в строительство гостиниц и  кемпинговых стоянок для развития автомобильного туризма», - заявил он.

Ещё один бонус, который приносит регионам ралли, это продвижение в социальных сетях. Участники и зрители размещают посты, в которых отражены не только какие-то события из спортивной части, но и снимки достопримечательностей, ресторанов, общие впечатления от посещения Псковской области. Зачастую те, кто приехал на гонку, уже после неё остаются ещё на несколько дней в регионе ради экскурсионной программы или просто отдыха. При этом, как заметил Олег Мыслевич, по тем, кто приезжает на ралли, можно изучать географию России. Например, на недавнем этапе Чемпионата России были спортсмены, а значит, и их болельщики, не только из Москвы и Петербурга, но и из Комсомольска-на-Амуре,  Екатеринбурга, Ижевска, Смоленска, Свердловской области, Краснодарского края, Перми, Челябинска, Нижнего Новгорода.

   
   

Раллийные туры

В планах промоутера через год-два начать формировать туристические пакеты и маршруты с посещением этапов Чемпионата России по ралли. В этой связи он рассчитывает, что в числе партнёров будут объекты размещения.  

Уже в следующем году на скоростных участках собираются обустраивать зрительские зоны с развлекательной программой, парковками. При этом, как отметил Артур Мурадян, информация о таких площадках для болельщиков будет заранее распространяться, чтобы гости из других регионов могли забронировать жильё на даты проведения соревнований. «Вот тут создание туристической инфраструктуры колоссально важно», - подчеркнул он.

В отличие от раллийных соревнований в Европе, где вход и въезд в такие зрительские зоны являются платными, продавать билеты на гонки в Псковской области не планируется. «Пока мы находимся на той стадии, когда болельщиков ещё надо чем-то завлекать, какими-то фишками, призами», - пояснил Олег Мыслевич.

В то же время председатель Псковского областного союза туриндустрии Светлана Баранова нашему изданию заявила, что судя по тому интересу, который вызвал городской спецучасток ралли «Псков-2022», билеты на зрительские трибуны на площади Ленина уже можно было продавать. «У меня туристы с обзорной экскурсии по городу попали на открытие ралли  и говорили о том, что вот это класс, что это очень здорово, очень зрелищно, очень красиво, - отметила Светлана Баранова. - Организаторы огромные молодцы, этот эффектный красивый старт гонки — просто вау, это огромный успех».

Председатель областного совета туриндустрии подтверждает, что такие мероприятия привлекают в регион людей, повышают интерес к области. «Если кому-то не интересен культурно-исторический туризм, то он в нашу сторону и не посмотрел бы, а тут приезжает на ралли. А мы знаем, что Псков покоряет людей, которые здесь оказываются», - сказала она.

 Светлана Баранова обратила внимание на то, что этап Чемпионата России по ралли в этом году проводился в одно время с Днями пушкинской поэзии и русской культуры. Такие совпадения она считает не самым удачным вариантом, как и проведение подобных спортивных мероприятий в период государственных праздников,  поскольку действительно мест размещения не хватает. «У нас в гостинице на Рижском проспекте в эти выходные не хватало номеров, рассчитывали только на недоезд - бывает, что туристы даже со 100% предоплатой не приезжают», - отметила руководитель союза туриндустрии.

В развитие туристической инфраструктуры в тех районах, где проходит ралли, она не верит. «Окупаемость гостиницы составляет 7-11 лет при условии 70% загрузки. Никто не станет стоить отель, который будет загружен две ночи в году», - считает Светлана Баранова.  

Тем не менее, она отмечает, что на ралли действительно приезжает большое количество людей, которые потом делясь фотографиями и впечатлениями, делают рекламу Псковской области.  «Когда такие мероприятия привлекают того, кто никогда не поехал бы в Псков по другим поводам, это интересно и важно. На ралли, как правило, приезжают люди финансово обеспеченные и они, конечно, интересны нашему региону», - подчеркнула председатель союза туриндустрии.

Лучший грунт

Сейчас в Псковскую область гонщики и их болельщики приезжают всего четыре раза в год, если не считать тренировок, которые проводятся время от времени, - на три этапа Кубка России и один этап Чемпионата. Это традиционные гонки «Псков», «Пушкинские Горы», «900 озёр» и «Голубые озёра». Однако, Олег Мыслевич уверяет, что Псковская область вполне себе способна стать центром развития ралли в России, тренировочной базой,  территорией, где будут готовить начинающих пилотов.

«У нас очень много разноплановых дорога — и узких, и широких быстрых», - отметил он. Всего по подсчётам президента областной Федерации автоспорта, в регионе есть 470 километров дорог, которые могут быть использованы для проведения тренировок или ралли. Тем более, что псковские трассы спортсмены давно называют одними из самых интересных и быстрых в стране.

Помимо уже привычных для спортсменов дорог, организаторы псковских гонок стараются задействовать новые. Перед ралли «Псков-2022» у пилотов была возможность оценить несколько скоростных участков в Дедовичском и Порховском районе. 

«Мы увидели дорогу, которых в Псковской области практически нету. Есть элементы трёхмерности в Пушкинских Горах, но здесь дорога порадовала тем, что она довольно быстрая. Но надо не забывать, что ралли это не скорость в абсолютном значении, а скорость прохождения поворотов. И здесь довольно интересные участки», - поделился Артур Мурадян. Он заметил, что новые участки могли войти в трассу ралли «Пушкинские Горы — 2022», а может быть на их основе получилось бы сделать совершенно отдельную гонку и привезти ралли в те районы, где ранее оно не проходило.

Олег Мыслевич сказал, что пока порховскую трассу сложить не получается и оставил это в планах на ближайшие пару лет.  Но с большой долей вероятности скоростной участок протяжённостью около 20 километров по дорогам Дедовичского и Порховского районов в этом году войдёт в ралли «Пушкинские Горы», которое состоится осенью и будет финальным этапом Кубка России.

Артур Мурадян говорит, что стоит региону подумать и проведении масштабного фестиваля скорости по примеру тех, что проходили когда-то в Москве и Казани. «Они хорошо заходили и участникам, и болельщикам, и даже людям, которые никогда не интересовались этим видом», - заметил он. Собственно, проходивший в центре Пскова первый скоростной участок   третьего этапа Чемпионата России по ралли собрал около 5 тысяч зрителей. Некоторые из них в прямом эфире радиостанции «7 Небо» признавались, что попали на гонку совершенно случайно, но остались в полном восторге и в следующий раз уже целенаправленно пойдут в качестве зрителей на городской раллийный этап.

«Внимание к этому виду спорта, а не к классическим спортивным дисциплинам, позволит сделать Псков центром притяжения раллийного сообщества», - убеждён Артур Мурадян.