«Шашечки» или ехать? Псковский рынок такси хотят вывести из тени

Дарья Хваткова / АиФ-Псков

Появление агрегаторов такси кардинально изменило этот рынок. Машин на улицах много, условия поездки становятся все более комфортными. Но какую ответственность несет компания-агрегатор и все ли, кто находится за рулем машин с «шашечками», могут с полным правом называться таксистами? «АиФ-Псков» узнал мнение экспертов.

   
   

Вершина айсберга

Отдельного федерального закона, регулирующего деятельность такси, нет. Основные требования к организации пассажирских перевозок содержатся в 69-ФЗ. Он обязывает региональные власти вести реестры перевозчиков. А самих таксистов — получать разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров.

Чтобы получить такое разрешение сроком на 5 лет, надо быть зарегистрированным в качестве субъекта предпринимательской деятельности: как ИП или ООО. Кроме того, необходим минимальный пакет документов: копии паспорта и свидетельства о праве на управление транспортным средством. Работать без образования юрлица можно, если устроиться в штат фирмы-перевозчика по трудовому договору.

В Псковской области, по данным комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области, выдано 9 тысяч разрешений на работу такси. При этом, по словам начальника контрольно-ревизионного отдела комитета Натальи Пожарской, используются около 1200 из них.

Фото: АиФ-Псков/ Дарья Хваткова

Впрочем, по мнению самих участников рынка, все это лишь надводная часть айсберга. Игорь Смирнов, руководитель официального сертифицированного таксопарка Яндекс.Такси ООО «Манхэттен Про», говорит, что в его системе зарегистрировано 25 тысяч таксистов. И, надо полагать, это 95% тех, кто когда-либо таксовал в нашем регионе.

Из них, по словам Игоря Смирнова, активно работают около 7 тысяч человек. А имеют официальное разрешение — максимум 5%, то есть примерно те же 1200 человек, о которых говорит комитет.

Минимум контроля

Между тем, разного рода проверки касаются только «белых» таксистов: тех, кто работает на основании официального разрешения. Причем, сетует Наталья Пожарская, плановых проверок нет уже несколько лет: это такая мера поддержки малого и среднего бизнеса.

   
   

Внеплановые проверки, по ее словам, случаются не часто и основания для них должны быть существенные. Впрочем, и они требуют от регионального комитета по транспорту и дорожному хозяйству согласования с прокуратурой.

Владимир Папорт, начальник управления ГИБДД по городу Пскову, говорит, что его ведомство проверки таксистов также ведет. С начала 2021 года было выявлено 67 административных правонарушений со стороны таксистов. В основном это - управление автомобилем без путевого листа, незаконное использование фонарей такси и специальных цветографических схем.

Владимир Папорт Фото: АиФ-Псков/ Арсений Тимашов

При этом, останавливая машину с «шашечками», инспектор ГИБДД, чтобы понять, кто перед ним — легальный таксист или нет — может пользоваться лишь официальным реестром, размещенным в свободном доступе в интернете. Изымать разрешения на работу такси правоохранители также не могут. «Это должен делать тот орган, который его выдал», - пояснил Владимир Папорт.

Сам начальник псковского ГИБДД проблему видит в том, что рынок такси захватили интернет-агрегаторы: компании, выполняющие роль диспетчеров и не несущие ответственность за состояние автомобилей и водителей.

Проверки на дорогах

«У агрегатора есть таксопарк, механики, лица, ответственные за выпуск людей на линию?» - задает риторические вопросы Владимир Папорт. «Когда все это находится централизованно в одних руках - это лучший вариант!» - уверен он.

С представителем ГИБДД согласен и руководитель Псковского областного профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Василий Дворниченко: «Должна быть охрана труда, контроль за режимом работы и отдыха, единое место проверки транспортных средств».

«Раньше водитель, чтобы сесть за баранку такси, должен был иметь первый класс. А сейчас что?..» - ностальгирует Василий Дворниченко. Кстати, количество автомобилей с «шашечками» на улицах ему кажется чрезмерным: «В советское время были нормативы - сколько надо такси на город».

Игорь Смирнов Фото: АиФ-Псков

Игорь Смирнов возвращение к формату советских таксопарков считает не нужным: «Зачем это бизнесу?» Но за контроль и проверки голосует обеими руками. По его словам, в агрегаторе «Везёт» был инструмент, помогавший выводить таксистов из тени: «Больше заказов доставалось тем, у кого есть лицензия». Однако теперь, после слияния «Везёт» с Яндекс.Такси, «пряник» исчез. Но и «кнут» не появился.

ВАЖНО
Упорядочить ситуацию с пассажирскими перевозками и ответственность их участников мог бы специальный закон о таки. Его проект лежит в недрах Госдумы уже несколько лет, но вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки. Спор идет о том, должен ли доступ всех желающих к работе в такси максимально простым, или наоборот, более жестким.

Представитель агрегатора уверен, что число зарегистрированных таксистов на улицах областного центра вырастет в разы, «если три раза в неделю проводить массовые проверки». Начальник ГИБДД по городу Пскову говорит, что не возражает. Так что, возможно, «белых» такси скоро действительно станет больше.