Эксперты: РАР переходит к открытому протекционизму

 По информации Центра Изучения Региональных Проблем, руководство Росалкогольрегулирования (РАР) просит Минсельхоз и Минэкономразвития в срочном порядке согласовать таблицу разногласий под Перечнем пищевой продукции, в который включены натуральные напитки с содержанием алкоголя до 1,2%, что противоречит ГОСТ, как отмечалось ранее. По оценкам специалистов делается это намеренно после опубликования в СМИ заключения ведущих экспертов в этой области, согласно которому РАР предлагает включить в Перечень несуществующую продукцию, а так же по причине существования жесткого поручения Правительства по этому вопросу. Источники отказались сообщить, какова реакция Министерств на эти звонки, однако уже сейчас ясно, что РАР очевидно, понимая отсутствие какой-либо позиции по этой проблеме, пытается использовать свои ведомственные возможности для протекционирования чего-то интереса. Кто-то явно заинтересован именно в такой редакции Перечня, считает эксперт Центра Изучения Региональных проблем Артем Белый. Таким интересантом может быть транснациональная корпорация PepsiCo, рассчитывающая компенсировать потери на рынке соков за счет алкоголя. Доля PepsiCo на рынке соков РФ в прошлом году упала с 52% до 45,4%.

   
   

Как сообщает Российская газета, PepsiCo добилась права зарегистрировать свои сидры и медовуху под маркой "Русский дар". Компания может занять в ближайшие три года 5% рынка слабоалкогольных напитков, сообщил источник в PepsiCo.

Результаты деятельности PepsiCo в России и мире ухудшились. В первом квартале 2012 года PepsiCo Inc. сократила чистую прибыль на 1,4%. Операционная прибыль компании за отчетный квартал практически не изменилась, составив 1,722 млрд долларов против 1,726 млрд долларов в первом квартале 2011 года. Для компании, привыкшей к непрерывному росту дохода на 5-7% в 2008-2010 годах, это заметная неудача.

В попытках поправить ситуацию руководство PepsiCo идет на нестандартные шаги. Например, для увеличения продаж апельсинового сока Tropicana на рынке США компания будет сильнее разбавлять напиток питьевой водой, сообщило агентство Bloomberg.

Сегодня доля сидра и медовухи составляет менее 1% от рынка пива, но в PepsiCo уверены, что смогут резко увеличить продажи в случае введения лицензирования для малых компаний. Это подтверждает и депутат Виктор Звагельский в интервью РБК-Дэйли. «PepsiCo, увидев проблемы у отечественных производителей сидра и медовухи, уже обозначила желание занять этот рынок со своими сидрами. Причем они готовы пройти лицензирование, для них тут нет проблем… Наши не выдержат конкуренции с таким производителем, как PepsiCo, при наличии лицензирования производства», - заявил Звагельский.

С планами корпорации выйти на рынок на рынок натуральных слабоалкогольных напитков эксперты связывают действия РАР по вводу лицензирования этих напитков. Пройти лицензирование отечественные производители не в состоянии. Идет сознательное уничтожение производства в России медовухи и сидра, заявляют производители и эксперты.

PepsiCo вряд ли заинтересовано в производственных мощностях малых предприятий, производящих сидр и медовуху. Гораздо большее значение для корпорации имеет сырьевая база. Только «Суздальский медоваренный завод» и петербургский «Медовариус» закупает каждый по 300 тонн меда ежегодно. Сырьевая база производителя сидра «Яблочный спас» составляет 180 гектаров яблоневых садов специальных сидровых сортов, которые не годятся на столовые цели. Производителям меда и сидровых яблок после остановки производства на отечественных предприятиях придется соглашаться на условия PepsiCo, считает источник.

   
   

Глава РАР Игорь Чуян, как сообщает Коммерсант, может уйти в отставку в ближайшие дни. СМИ связывает это с появлением карательных мер в практике РАР, которые глава ведомства внятно обосновать вице-премьеру Аркадию Дворковичу не смог. Как, впрочем и причин различного подхода службы к пиву и сидру с медовухой, сходных по технологии и содержанию алкоголя.

Если это так, то кресло зашатается под замруководителем РАР Владиславом Спириным, которому приписывают своеобразное толкование заключения Президента, вызвавшее бурю эмоций у производителей. Чиновник, по мнению эксперта ИА Регнум Сергея Воробьева, решил выдумать несуществующую пищевую продукцию, лишь бы в Перечень не попали отвечающие ГОСТу натуральные напитки. «…В проект перечня, который поспешно отправлен на согласование в правительство РФ, включена пищевая продукция, не соответствующая нормативным документам, ГОСТу, а, стало быть, - несуществующая и несуществовавшая", - заключает Воробьев. Эксперты связали откровенный протекционизм РАР с лоббированием интересов нового крупного игрока рынка.