По словам независимого эксперта ТЭК Дмитрия Парфенова, автор интервью просто-напросто не знаком с работой трубопроводной отрасли.
- Дмитрий Романович, в недавнем интервью Семен Кимельман заявил, что «ФСТ механически штампует тарифы на прокачку нефти, не учитывая объективные рыночное требования». Вы согласны с этим?
- Семен Аронович специалист в области горной ренты. Со рядом его тезисов и претензий к правительству в этой сфере я согласен. Что касается работы трубопроводной отрасли, то с этой сферой г-н Кимельман просто не знаком, что видно из его интервью.
В частности, тарифы «Транснефти» рассчитываются Федеральной службой по тарифам (ФСТ) на основании формулы, которая приводится в Приложении к приказу Федеральной службы по тарифам от 17 августа 2005 г. N 380-э/2. Текст приказа и приложение с формулой, кому интересно, можно найти в Интернете. Если кому-то не нравится формула и порядок изменения тарифов, то, наверное, надо обращаться в ФСТ.
- Эти тарифы, по вашему мнению, завышены, как утверждает Кимельман?
- Возможно, но предлагаю опираться на документы. В отчете «Транснефти» по итогам первого полугодия 2011 года приведены сравнения стоимости транспортировки нефти по трубопроводам разных компаний и по железной дороге. Из приведенных графиков видно, что стоимость транспортировки нефти по трубопроводам в разы меньше, чем по железной дороге и составляет менее 5% в экспортной стоимости нефти Urals и около 2% в рыночной цене бензина. Причем в этих 2% также учтена и стоимость транспортировки по трубе уже готового топлива. При нынешних 28 рублях за литр это около 50 копеек. Теперь посмотрите – за год тариф вырос на 8%. Сколько это будет от 50 копеек? Меньше 4 копеек. Меньше, потому что надо вычесть еще стоимость нефтепродуктовой перевозки. А топливо за это время подорожало на 2-3 рубля. Как видите, стоимость транспортировки не настолько влияет на стоимость бензина, как это представляет г-н Кимельман.
- Есть ли смысл разделить строительство и эксплуатацию нефтепроводов, как предлагает Кимельман?
- В словах Киммельмана изначально был заложен ложный месседж о двух «монопольных» видах деятельности, которыми занимается «Транснефть». Отсюда дальнейшая бессмысленность его предложений.
Во-первых, согласно ФЗ «О естественных монополиях», строительство нефтепроводов не является монопольным видом деятельности. Во-вторых, решение о строительстве магистральных нефтепроводов принимает не компания, а правительство. В-третьих, проект разрабатывают специализированные проектные институты. В четвертых, при начале строительства объявляется конкурс, на котором выбирают подрядчиков. У «Транснефти» есть собственные строительные организации, но их основная работа состоит в ремонте существующих нефтепроводов. Основную массу строительных работ на новых направлениях осуществляют сторонние подрядчики. А вот контроль эксплуатационников за стройкой необходим, никто больше них не заинтересован в качестве строительных работ. Все промышленные предприятия строят их будущие эксплуатанты, иначе и быть не может.
- Какова доля государственных средств, о которых говорит Киммельман, в финансировании строительства нефтепроводов?
- За последние 15 лет, если уж быть точным, госбюджет не выделил на строительство нефтепроводов ни одного рубля. А банки, которых, по словам Кимельмана, якобы «заставили» купить облигации компании, получают свыше 10% сверхнадежного годового дохода, из которого, кстати, выплачивают проценты своим вкладчикам. Участники финансового рынка охотно еще купят ценные бумаги компании, если она решит занять денег на рынке. Строительство идет на банковские кредиты, которые компания отдает за счет тарифа в процессе эксплуатации. Бюджетных средств ни для строительства ВСТО, ни для БТС, ни для Самотлорско-Заполярной трубы не использовалось.
Платят за все нефтяники. Но не ропчут - им магистральные трубы нужны для освоения новых, в первую очередь Восточно-Сибирских месторождений и для минимизации транзитных рисков при поставках зарубеж. Вспомните ежегодные новогодние «перекрытия» вентилей на Украине и Белоруссии…
Отмечу, что ряд «неточностей» в интервью Кимельмана можно было бы избежать. Так, протяженность нефтепроводов в России не самая большая в мире, как утверждает Кимельман, а примерно раза в два меньше, чем в США, там эта цифра 97,313 тыс. км. «Транснефть», опять же, не является нефтяной корпорацией по общепринятой терминологии, так как нефть компания не добывает, а только транспортирует, это транспортная компания. Мне лично интересно было узреть позабытый термин «общенародная собственность» из конституции 1936 года в экспертной публикации.
Остальные пассажи г-на Киммельмана я комментировать не берусь, они относятся не к проблемам ТЭКа, а к другим сферам бытия, надо признать, актуальным перед выборами.
Сергей Воробьев
Смотрите также:
- Г. Бовт: почему россияне всё ещё ездят по бездорожью →
- Только у 47% личных авто есть место хранения →
- Куда дороже? →