Финансовая эволюция: Зачем нужен закон «О национальной платежной системе»?

   
   

Закон «О национальной платежной системе», подписанный в конце июня и вступающий в силу в сентябре этого года, устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок осуществления денежных переводов, использования электронных средств платежа, мобильных платежей, а также определяет порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Электронные платежи, до этого развивавшиеся в России стихийно, теперь официально признаны одной из форм безналичного расчета. Такие системы, как например, WebMoney, QIWI Кошелек уже завоевали популярность среди жителей России, и создание понятной и прозрачной правовой базы станет дополнительным стимулом роста отрасли. В 2010 году количество активных пользователей электронных денег в России увеличилось на 50% по сравнению с предыдущим годом, а объем денежных средств, прошедших через электронные кошельки, вырос с 40 до 70 миллиардов рублей. По прогнозам экспертов, в 2011 году эта сумма вырастет как минимум до 140 миллиардов.

Говоря о перспективах развития электронных платежных систем, уместно вспомнить пример Сингапура. До присвоения электронным деньгам официального статуса на законодательном уровне (в 2008 году), даже в этой высокотехнологичной стране доля сделок с их использованием в безналичном обороте не превышала 1%. А на сегодняшний день она достигла уже 85%.

Закон также создал условия для использования сотовых телефонов как инструмента платежа. Мобильные телефоны получили все шансы в скором времени стать реальной альтернативой пластиковым картам. Ведь многие пользователи уже оценили удобство SMS-платежей со счета сотового оператора, оплаты товаров и услуг с помощью специальных приложений для телефонов.

Согласно Закону, сумма «анонимного» электронного платежа может составлять не более 15 тыс.руб., а более крупные платежи (до 100 тыс.руб.) потребуют идентификации личности пользователя. Это разумное требование, связанное с противодействием отмыванию денег.

Электронными деньгами теперь смогут рассчитываться не только частные пользователи, но и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, в т.ч. для уплаты налогов, сборов, штрафов. Таким образом, созданы условия для развития корпоративных электронных средств платежа, что во многих случаях окажется удобнее привычных банковских расчетов.

   
   

В новом Законе урегулирован вопрос ответственности за применение электронного платежа на случай проблемных ситуаций. Теперь ответственность за не санкционированное клиентом списание средств будут нести операторы платежной системы, а не клиенты.

Что касается возможных последствий принятия этого Закона для участников рынка, то для крупных игроков существенных изменений не предвидится, поскольку в нем учтена существующая практика работы.

Конечно же, есть и нововведения. К примеру, перевод электронных денег теперь может осуществляться исключительно кредитными организациями по поручению своих клиентов. Однако большинство крупных платежных систем уже работают с банками. Другое дело, что мелким участникам рынка теперь придется срочно искать банки-партнеры, либо выходить из бизнеса.

Международным платежным системам (в первую очередь речь идет о Visa и Mastercard) по Закону разрешается использовать зарубежные операционные центры при работе в России, но с условием размещения в стране расчетных и платежных клиринговых центров, гарантированной бесперебойной работы систем с клиентами и соблюдения их прав. Так что отечественный рынок будет открыт для крупных международных игроков, что также должно позитивно сказаться на его развитии за счет здоровой конкуренции.

Стоит добавить, что одновременно с законом «О национальной платежной системе» президент подписал еще один документ – федеральный закон № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе"». Этот документ устанавливает основы применения в нашей стране электронных денег для уплаты налогов, сборов, штрафов и т.д.

Очевидно, что использование систем электронной оплаты выгодно как гражданам, так и государству. Очереди в учреждениях заметно сокращаются, и при этом минимизируются возможности возникновения ошибок, практически полностью исключается бумажный документооборот и ручное заполнение документов, сокращаются сроки, связанные с обработкой поступающей информации.

Некоторые подобные сервисы уже стали доступны россиянам. К примеру, платежный сервис QIWI совместно с Федеральной службой судебных приставов России внедрили сервис оплаты задолженностей через QIWI Терминалы и сайт QIWI Кошелька. В начале августа все граждане России получили возможность оплаты налогов и пени на сайте nalog.ru через интернет-сервис QIWI Кошелька.

Подводя итог, хотел бы отметить, что рынок электронных денег находится только на этапе формирования, его перспективы огромны и четкое законодательное регулирование должно являться своего рода катализатором его развития.

 

Смотрите также: