Заработать миллионы на доверии и доверчивых…

   
   

И этот последний аргумент становится с каждым новым пользователем, записавшимся в социальную сеть, все очевиднее, а при переводе в денежный эквивалент — все многозначнее и многозначнее. Если заглянуть в Википедию, то любая социальная сеть — это всего лишь многопользовательский сайт, где пользователи общаются между собой. Для этого им предлагаются разнообразные возможности и автоматизированные online-сервисы. Можно ли на общении заработать миллионы? Не миф ли это?

Сама идея создать социальные сети, безусловно, стоит не один миллион. Такой простой и психологически точный расчет — дать человеку возможность высказать все, оставшись практически анонимным, и найти друзей, готовых слушать. Не менее гениальным был расчет и с финансовой точки зрения. Участник не только сам создаст бесплатный уникальный контент, но и друзей позовет. Просто, как пирамида знаменитого Лени Голубкова времен расцвета MMM. Именно так социальные сети и стали сначала милионниками, а потом и миллионерами.

Сегодня во всемирной сети Интернет насчитывается более 200 социальных, деловых, коммерческих сетей, которые различаются сервисными возможностями и объединяют людей по интересам, увлечениям, взглядам и образу жизни, характеру или профессии. По данным той же Википедии по числу пользователей безусловное лидерство принадлежит социальной сети Facebook, не так давно адаптированной для русскоговорящей аудитории. В ней зарегистрировано около 500 000 000 пользователей со всего мира. Почти в два раза меньше аудиторий собрала сеть MySpace, в которой насчитывается 255 000 000 пользователей. Twitter (200 000 000), стал популярным так стремительно, что обогнал по численности аудиторий русскоязычных старожилов Интернета — «Одноклассников» и Вконтакте. Популярные в России Мой Круг, Мой Мир@mail.ru, ЖЖ до пятерки мировых лидеров не дотягивают, хотя их аудитории тоже исчисляются миллионами.

Если вы думаете, что собрать в сети Интернет такие аудитории просто, то достаточно завести там собственную страничку или блог, чтобы день за днем убеждаться в простой истине — сами читатели не придут. Им надо о себе сообщить, заманить интересным контентом или уникальными возможностями, чтобы заставить остаться.

Конвертируем пользователя в рубли

Принцип пирамиды — привлечение пользователей с помощью самих пользователей — в сетях культивируется и внедряется почти во все маркетинговые ходы и новые сервисы, потому что аудитории — это цифры, которыми можно оперировать перед рекламодателем, а потому для привлечения участников все средства хороши.

Кто-то из специалистов назвал маркетинговую акцию социальной сети МирТесен, запущенную в 2008 году с целью сбора аудиторий, сделкой, достойной великого комбинатора. Пользователям предлагалось отправить приглашение и привлечь 30 друзей — с тем, чтобы те в свою очередь отправили приглашение еще 30-ти. В качестве призов были заявлены: футболка, iPod, iPhone, «Шевроле» и «Ауди». Пройдя первый уровень, участник акции получал футболку, чтобы получить призы следующих уровней ему (с помощью своих друзей) предстояло собрать 900, 27 000, 810 000 и 24 300 000 человек соответственно.

   
   

То есть вероятность получения даже iPod была настолько мала, что мечтать об Ауди изначально не имело смысла. Но надежда, как говорят, умирает последней, и партия футболок привела владельцам сети многотысячные аудитории.

Идет борьба за аудитории и на более цивилизованном уровне — технологическом. Разработчики сетей не только сами состязаются в создании новых приложений, дающих участникам, а сегодня уже и рекламодателям, новые возможности поиска друзей и партнеров, размещения информации, выхода в социальную сеть через смартфоны и телефоны, но и активно привлекают к этим работам самих участников, не жалея денег на призы. Так, например, четыре года назад в Facebook победитель конкурса получил за свою разработку 225 тыс. долларов. И такие траты рентабельны, поскольку уникальность сервисов, приложений, пользовательских возможностей приносит весьма неплохой дивиденд в виде новых участников и, следовательно, рекламных доходов.

Например, доходы от рекламы сети Facebook за прошлый год составили более 2 млрд. долларов, Twitter — 150 млрд. долларов. Частью бюджетов рекламодателей сети поделятся со своими участниками, через которых будет распространяться рекламные объявления.

Одно время, когда на Twitter еще не было русскоязычной версии, Интернет был буквально наводнен информацией с пошаговой инструкцией, как зарегистрироваться, установить настройки, собрать друзей и т.д. Следом появились статьи «Как заработать в Твиттер», заведя десяток аккаунтов и собрав с их помощью в одну микро-сеть аудитории, на которые затем будут транслироваться рекламные объявления. Стоимость за фразу в 150 символов — от 30 до 60 рублей. Согласитесь, неплохая подработка для школьника, студента, домохозяйки. И миллионы ринулись в Twitter регистрировать десятки микроблогов с целью заработка. А следом, прочитав уже статьи на тему «Западный опыт успешной раскрутки компаний в Twitter», потянулись рекламодатели.

Функционально-платный характер и звездная болезнь

Другим источником постоянного дохода становятся сами участники социальных сетей. Платные сервисы, которые там вводят, хоть и вызывает сначала бурю негатива и отток аудиторий, постепенно становятся привычными и используются. Сегодня около 20 % пользователей социальных сетей постоянно пользуются различными платными возможностями.

По данным исследовательского центра «Ромир» самым популярным платным сервисом стали виртуальные подарки: их покупают почти 70 % участников социальных сетей с целью поздравить своих сетевых друзей из других городов и стран. Следом идут платные возможности пользоваться смайликами, увеличенным объемом хранящейся на сервере информации, режимами невидимости, который позволяет анонимно посещать страницы других пользователей.

Например, на сайте Twite.Ru каждый желающий может заплатить за аудитории для своего микроблога в Twitter: «Многие из наших блогеров согласились фолловить за деньги. Каждый из них указал сумму, за которую он готов это сделать. Теперь мы готовы добавить Ваш микроблог в их списки друзей».

По данным Ромира почти 90 % готовы платить за возможность презентации своих блогов и аккаунтов. И эта цифра никого не удивляет. В основе тот же психологический расчет, не говоря уже о том, что многим повышенное внимание масс необходимо по профессионально–карьерным соображениям.

Социльные сети становятся ареной для реализации личных амбиций, прежде всего, политиков, звезд западного и российского кинематографа и шоу-бизнеса, писателей. Многие охотно (но негласно) будут платить за возможность поднять свой рейтинг в глазах многомиллионной аудитории. Хотя нельзя исключить вариант, что это социальные сети заплатят звездам за возможность упоминать об их дневниках на своих порталах, завлекая к себе массы поклонников. Все зависит от популярности.

Как бы там ни было, звездные фигуры ведут дневники, микроблоги иногда одновременно в нескольких сетях. Например, Вконтакте и в Twitter есть свой аккаунт у Марии Кожевниковой, Анфисы Чеховой, Леди Гага. Тина Конделаки и Владимир Жириновский давно стали звездными блоггерами в Мой Мир@mail.ru и завели странички в Вконтакте. Президент собрал немалые аудитории в Живом Журнале. Новая социальная сеть «для тех кому за» — Гайдпарк — уже может похвастать присутствием Бориса Стругацкого, Николая Сванидзе и Владислава Третьяка. Twitter и Facebook, давно освоенный голливудскими звездами, сейчас активно обрастает российскими. А аудитории фанатов и единомышленников толпами перебираются из сети в сеть вслед за своими кумирами.

За покупателя надо платить… но не доверчивостью

Стоимость рекламы и продвижения в социальных сетях, как и на любой другой web-площадке, в первую очередь связана с ее популярностью, не единственным, но очень важным критерием оценки которой является численность аудиторий.

Если ориентироваться на официальные данные, предоставляемые самими сетями – ничего странного в баснословных суммах, которые запрашивают владельцы от рекламодателей, нет. Однако с аудиториями социальных сетей, как можно было уже понять, не все так просто.

Каждый второй пользователь сетей не только имеет два и более аккаунтов, но и по данным ВЦИОМ сообщает о себе ложную информацию, искажая и без того расплывчатый портрет аудиторий социальных сетей. А ажиотаж вокруг них становится прекрасной средой для махинаций и манипуляций с рекламными бюджетами.

Евгения Вайтер

 

Смотрите также: