Переупаковка. Заставят ли производителей разливать молоко в литровую тару?

По предложению Генеральной прокуратуры РФ были внесены изменения в ГОСТ в части фасовки некоторых социально значимых товаров. Из того, что производят в Псковской области, в списке оказались молоко и сливочное масло. «АиФ-Псков» узнал, собираются ли местные предприятия переходить на новый стандарт упаковки и обращают ли внимание жители на вес продукта.   

   
   

Требуйте долива

Уже не первый год некоторые производители, чтобы сохранить цену на свой товар привлекательной для покупателей, просто уменьшают его вес. На борьбу с этим явлением вышла Генеральная прокуратура РФ, которая инициировала внесение изменений в ГОСТ 8.579-2019, касающийся требований к «количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте».

Поправки, которые начали действовать с 25 октября, предписывают, что целый ряд продуктов первой необходимости должен фасоваться в тару определённого объема. В пресс-релизе Генпрокуратуры есть оговорка о том, что соблюдать эти требования обязаны производители товаров, «желающие заявить об их соответствии ГОСТу».

Из тех продуктов, которые изготавливают в Псковской области, в списке оказались молоко и сливочное масло. Согласно поправкам, молоко может продаваться в упаковках по 200, 250, 500 миллилитров, а также 1 и 2 литра. Масло же нужно фасовать по 100, 200, 250 или 500 граммов.

Сейчас местные производители разливают молоко, в том числе, по 900 миллилитров, а масло продают в пачках по 180 граммов, несмотря на то, что эти продукты выпускаются по ГОСТу.

Впрочем, жителей Псковской области, как и остальных россиян, размер упаковки волнует гораздо меньше, чем стоимость товара. В региональное Управление Роспотребнадзора ни в прошлом, ни в этом году жалоб на вес продуктов не поступало даже в устном формате. «Потребители или не обращают внимания на фасовку, или не считают, что это что-то из ряда вон выходящее», – предполагает начальник отдела защиты прав потребителей ведомства Ольга Кольцова.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Псковской области Аркадий Мурылев полагает, что на соотношение цены и граммовки обращают внимание только пожилые люди, имеющие небольшую пенсию, которые стараются сэкономить. «Они чувствуют в этом обман, но это не обман, а элемент рынка: если ты информируешь покупателя о весе на упаковке, то никого не вводишь в заблуждение», – добавил он.

   
   

Реально же фиксировался поток жалоб на повышение цен, особенно часто эта тема обсуждалась в социальных сетях, которые мониторит Центр управления регионом. «Массовые жалобы были, когда произошёл резкий скачок цен и все ждали, что сейчас часть товаров исчезнет с полок. Потом ситуация стабилизировалась. А производители, чтобы скрыть подорожание продукции, стали уменьшать упаковку», – рассказал заместитель председателя комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области Сергей Зуев.

Он заметил, что история с уменьшением фасовки не новая и придуман такой ход не в России. А в нынешних условиях эта мера является вынужденной для производителей, стремящихся сохранить лояльность покупателей к своему товару.

Премиум-сегмент

Сергей Зуев предполагает, что предлагая изменить ГОСТ Генпрокуратура хотела мотивировать производителей к тому, чтобы они вернулись к привычной для населения фасовке. Он считает, что для эффективной работы такого инструмента нужно, чтобы ГОСТ стал неким «брендом», и что государству стоит разработать меры по повышению его привлекательности.

Аркадий Мурылев, впрочем, считает, что если ГОСТ станет брендом, то маркированные им товары перейдут в премиум-сегмент по цене. «На полках хлеба мы видим: кто не рекламируется, стоит 20 рублей, а тот, кто облепил себя знаками качества и медалями, – 60 рублей», – подчеркнул он.

Начальник отдела социального развития села комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области Виктория Рогаткина заметила, что переход на новую фасовку – это дополнительные расходы для предприятий. Она считает, что поскольку в поправках Генпрокуратуры к ГОСТу чётких указаний, кто и как обязан их соблюдать нет, то производители сами решат, в какой фасовке выпускать продукт.

Заместитель генерального директора по качеству Псковского городского молочного завода Надежда Петрова тоже обратила внимание на то, что любое изменение литража требует закупки нового оборудования и заметила, что ГОСТ, которым молочники руководствуются сейчас, действует только с 2020 года. «Пусть госстандарты пересматриваются хотя бы через пять лет, потому что каждое изменение для нас – это дополнительные вложения», – отметила она.

При этом производители не скрывают, что в конечном счёте затраты предприятий выливаются в повышение стоимости продукта для конечного потребителя. Надежда Петрова предупредила, что если завод начнёт лить молоко литрами, то на полках магазинов оно станет дороже просто из-за увеличения объёма фасовки.

Главный технолог бренда сельхозпродукции «Красное знамя» Людмила Козлова отмечает, что при повышении цены псковичам будет сложно конкурировать с белорусскими производителями, но подчеркнула, что покупатель выбирает продукт не всегда по цене. «Возьмём наше молоко – литр в пакете дешевле, чем 0,9 в бутылке. Но пакет – это не удобно, нужно его ставить в какую-то ёмкость, поэтому любят бутылку. Вот пожилые возьмут пакет, потому что это выгоднее, а молодёжь купит бутылку, потому что удобнее», – пояснила она.

Как раньше

Бизнес-омбудсмен уверен, что сохранение лояльности покупателей для производителей важнее и поэтому они будут работать по-прежнему, просто станут писать на своих упаковках, что продукт приготовлен по Техническим условиям (ТУ), даже если реально он соответствует ГОСТу.

Это мнение разделяют и производители. Псковский городской молочный завод выпускает молоко по ГОСТу, но, говорит Надежда Петрова, если прописанная в новом стандарте фасовка станет обязательной, то предприятие будет указывать, что молоко произведено по ТУ и выпускать его в прежней таре.

 «Мы только что 270 тысяч в оборудование вложили! Пока будет возможность, будем писать ТУ», – заявила она. При этом Надежда Петрова заметила, что фасовка по два литра, которая указана в обновлённом ГОСТе, спросом не пользуется, а вот интерес покупателей к объёму 1,4 литра, максимум полтора литра, есть. И завод уже заказал всё необходимое для того, чтобы разливать молоко по 1,4 литра.

Внушительные расходы, связанные с переходом на новые стандарты, если он станет обязательным, предвидят и представители «Красного знамени». «У коллег бутылка круглая, а у нас – квадратная. Мне, чтобы поменять литраж, вообще нужны другие линии», – отметила Людмила Козлова.

Ещё одна проблема, говорят производители, в том, что в ГОСТе объём указывается в литрах, но во всех контрольных электронных системах, которые используют российские предприятия, учёт идёт в килограммах, а литр и килограмм молока не равны. Чтобы не усложнять, Псковский городской молочный завод давно уже указывает на упаковках молока вес в граммах, а вот в «Красном знамени» всё же килограммы пересчитывают в литры.

Людмила Козлова отметила, что когда они запускали производство, то ориентировались на ГОСТ, потому что так площе, чем разрабатывать собственные ТУ. Получается, говорит технолог, что теперь они смогут маркировать литровую фасовку знаком ГОСТ, а тот же самый продукт, но в объёме 0,9 литра, будет выходить с пометкой ТУ. «Можно написать, что ваши ТУ соответствует ГОСТ. Этого никто не запретит», –  рекомендует столкнувшимся с такой проблемой производителям Аркадий Мурылёв.

Альтернативное мнение

Фактически же псковские предприятия пока никаких изменений в производство ни молока, ни масла не вносили и не планируют. «Мы пообщались с коллегами и все заняли выжидательную позицию», – поделилась Людмила Козлова.

А вот начальник отдела стандартизации Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Псковской области (Росстандарт) Любовь Ходакова уверена, что если никаких дополнительных постановлений правительства по данному поводу не выйдет, то молочникам ничего в своей работе перестраивать и не нужно. Она и ее коллеги считают, что изменения касаются не самой продукции, а только упаковки. Другими словами, Генпрокуратура для группы товаров ввела ГОСТ именно для упаковки определённого объёма.

Любовь Ходакова пояснила, что так сейчас работают производители хлеба. И действительно на упаковке одного из псковских производителей значатся два ГОСТа: один говорит, что сам продукт изготовлен по госстандарту, а второй сообщает, что буханка нарезана и упакована также по ГОСТу.

По этой логике получается, что в литровом пакете, который соответствует новому ГОСТу, может быть налито молоко, произведённое по ТУ. Аркадий Мурылёв заметил, что если представитель псковского Росстандарта права в трактовке изменений, то тогда не понятно, зачем вообще они были нужны.

Производители же ждут реакции торговых сетей, с которыми им приходится считаться. Людмила Козлова отметила, что нередко требования у сетей отличаются от общепринятых, и в данном случае будет всё зависеть от того, как они трактуют новые нормы. «Сети будут делать так, как им выгодно», – констатировал Аркадий Мурылёв.