Перегрузка. Автоперевозчики нашли способ не остаться без работы

Залина Бедоева / АиФ

С того момента, как Евросоюз закрыл границы для большегрузов, зарегистрированных в России, псковские компании, занимающиеся международными автоперевозками, практически остались без работы. Сейчас они нашли решение проблемы, но нужна поддержка Правительства РФ. «АиФ-Псков» узнал, как обстоят дела на границе и какой выход из кризиса предлагает сам бизнес.

   
   

Пропускная способность

Очереди фур на границах, в общем-то, были всегда, но в связи с последними событиями они значительно выросли.

Так, по данным на 29 апреля, в Псковской области на российского-латвийской границе в пункте пропуска Бурачки на выезд из России стояли 50 автомобилей, в МАПП Убылинка — 360. А вот со стороны Латвии в Бурачках своей очереди ожидали 790 фур, в Убылинке — 300. На границе Эстонии и России ситуация примерно такая же. В Псковской области в МАПП Куничина Гора утром стояли 40 машин, в МАПП Шумилкино — 120. При этом въезда в РФ в этих пунктах пропуска ожидали 190 и 250 большегрузов соответственно.

Если посмотреть на количество машин, которые обе стороны пропустили за предыдущие сутки, то становится понятно, что некоторые водители проведут в очереди не один день.

Стоят в ожидании на границе, в основном, машины с номерами стран Евросоюза, поскольку для российских фур с недавнего времени Европа закрыта. Возможны только транзитные перевозки в Калининград, но их, как рассказал нашему изданию представитель одной из псковских логистических компаний Денис Баулин, совсем не много. «Кто-то из псковских перевозчиков работает на этом направлении, но у Калининградской области небольшая потребность в грузах», - сказал он.

При этом Денис Баулин заметил, что очереди удлинились после того, как Белоруссия закрыла свои границы для грузоперевозчиков из ЕС. Там оставили лишь несколько пунктов пропуска, через которые они могут въехать. В результате произошла переориентация и поток частично пошёл на границы с Псковской областью.

   
   

Белорусский сценарий

Собственно, для европейских перевозчиков не только частично закрыта граница с Белоруссией, но ещё и значительно ограничен проезд по территории этой страны. Фура может доехать только до ближайшего терминала, где товар перегружается в автомобиль уже белорусского перевозчика, либо без разгрузки весь прицеп перецепляется к тягачу местной компании. «В принципе, они по такой схеме работали и раньше, поэтому когда было принято решение о закрытии границ, весь бизнес быстро перестроился», - говорит Денис Баулин.

Псковские перевозчики предлагают использовать в России эту же схему. «Мы направляем в Правительство РФ предложение, чтобы продвинуть этот вариант», - сообщил «АиФ-Псков» директор специализирующейся на международных автоперевозках компании «Транс-сервис» и глава регионального отделения общественной организации предпринимателей «Опора России» Валерий Лесников. Он пояснил, что предлагается разрешить иностранным перевозчикам въезжать на территорию России, а дальше в терминале передавать груз российским компаниям.

Денис Баулин отмечает, что прорабатывать нужно и обратный вариант, когда российский товар доставляется до этого же терминала и перегружается на европейскую фуру, которая везёт его дальше, за границу. В общем-то, это могли бы быть даже стыковочные рейсы, когда по сути две машины просто обмениваются грузом.

По словам Валерия Лесникова, обращение псковских грузоперевозчиков уже направлено в федеральную «Опору России», которая и должна передать его в Правительство. Кроме того, решено обратиться за поддержкой в части продвижения инициативы в федеральный центр к губернатору Псковской области Михаилу Ведерникову. Также, добавил руководитель «Транс-сервиса», сейчас белорусский опыт изучает рабочая группа во главе с председателем комитета Государственной Думы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгением Москвичёвым.

Председатель Псковского областного союза автотранспортных организаций, член совета ассоциации международных автомобильных перевозчиков СЗФО Виктор Семёнов также подтвердил, что вопрос по иностранным перевозчикам и их транзиту по России только до складов временного хранения сейчас находится в стадии проработки. Что же касается псковских компаний то, по его данным, некоторые сейчас открывают другие направления: в Турцию, Иран, Азербайджан. «Но географически нам эти маршруты не очень удобны, всё же мы были всегда ориентированы на европейское направление», - заметил он.

Выборгский эксперимент

Как говорит Денис Баулин, похожая на белорусскую схема начинает работать на Выборгской таможне (Ленинградская область), где достигнута договорённость о том, чтобы перегрузку товаров перевозчики могли проводить прямо в пункте пропуска. «Конечно, на Торфяновке [пункт пропуска Выборгской таможни на границе с Финляндией] есть большая площадка, у нас это организовать нереально. Но у нас есть два больших терминала в Пскове, есть площадка рядом с МАПП Куничина Гора, в приграничных Пыталовском и Себежском районах», - подчеркнул представитель логистической компании.

Виктор Семёнов отметил, что уже состоялась встреча перевозчиков с представителями Псковской таможни: на ней обсуждалось как перенять опыт Выборской таможни. Однако пока на уровне Правительства РФ не будет принято решение по работе иностранных перевозчиков, изменить ситуацию для псковских компаний не получится.

Он пояснил, что изначально на долю финских компаний приходилось только 5% всех грузоперевозок, а 95% обеспечивали российские предприятия. То есть сейчас финны просто не могут охватить весь рынок. На нашем направлении процентное соотношение между российскими и прибалтийскими компаниями было примерно 50/50. «Конечно, европейским компаниям не интересно возить грузы только до границы. Здесь всё решит только принятый на уровне Правительства РФ запрет. Они знают, что такое решение будет, они готовятся к нему, но пока говорят — мы поработаем, а вы смотрите, как мы работаем», - рассказал Виктор Семёнов.

Светлое будущее

Валерий Лесников уверен, что если белорусская модель будет принята, то у российских грузоперевозчиков будет работы в разы больше, чем было до закрытия границ. «Пока получается, что мы поддерживаем иностранный бизнес и гробим свой. Так быть не должно», - заявил руководитель регионального отделения «Опоры России».

Он отметил, что псковские компании сейчас простаивают и, если ситуация не изменится, то их ждёт банкротство. А значит, без работы останется довольно большое количество людей: это и водители, и бухгалтеры, и логисты.

По данным председателя Псковского областного союза автотранспортных организаций, в регионе на международных перевозках были задействованы 1 350 автомобилей и порядка 3 000 водителей, которые сейчас остались без работы.

При этом, пока российские перевозчики простаивают, иностранные получают сверхприбыль: после закрытия границ тарифы на их услуги подскочили в три, а в некоторых случаях и в пять раз.

По словам Дениса Баулина, если раньше за рейс из Риги в Москву брали порядка 1 200 евро, то теперь цена может доходить до 5 000. Все эти выросшие расходы в конечном счёте закладываются в цену товара, а уже от этого страдают потребители.