Не чаянный спрос. Псковские производители объяснили дефицит иван-чая

Как говорят псковские производители, рассчитывать на то, что иван-чай станет дешевой заменой обычному, не стоит. © / Страница бренда "Баночка на полочке" в соцсети "ВКонтакте"

Недавно по СМИ широко разошлась информация о том, что в России наблюдается дефицит иван-чая. Якобы, по сравнению с прошлым годом спрос на него вырос аж на 200%. «АиФ-Псков» узнал у псковских предпринимателей, действительно ли спрос на этот продукт превышает предложение и с какими проблемами они сталкиваются в своей работе.  

   
   

Китайский след

Союз отечественных производителей иван-чая, который и является источником информации о росте спроса, зашел с козырей. По словам его представителей, внезапно образовавшийся дефицит кипрея (другое название иван-чая) объясняется резко увеличившимся интересом к нему со стороны Китая.

Поскольку это обстоятельство прекрасно укладывается в русло актуальной политической и экономической повестки, бизнес предлагает Минсельхозу РФ стимулировать увеличение объемов сбора иван-чая путем предоставления грантов и субсидий.

Тем более, что чуть больше года назад ведомство уже обещало включить это растение и продукт из него в перечень сельскохозяйственной продукции, что открыло бы для производителей иван-чая доступ к мерам поддержки, которыми пользуются другие российские аграрии. Напомним, что это случилось после того, как Владимир Путин публично назвал иван-чай полезной альтернативой кока-коле, в которой «одна химия».

Впрочем, псковские предприниматели, занимающиеся иван-чаем, ни о каком ажиотажном интересе китайцев к своему продукту сообщить «АиФ-Псков» не смогли, Но у них и объемы производства не те.

Не чайная погода

Как рассказал нашему изданию основатель компании «Столбушинский продукт» Виталий Озеров, он видит прирост продаж каждый год, но на уровне 5-10%. Что касается объемов производства, то они зависят от природных условий: «В тот момент, когда надо, чтобы иван-чай набирал силу, – то заморозки, то дожди. И вот он вроде стоит, а собирать нечего».

   
   

Предприниматель вспоминает, что лучший урожай удалось получить лет пять назад, когда была хорошая весна и кипрей вырос выше человеческого роста. Тогда компания заготовила 10,5 тонны иван-чая. В прошлом году собрали всего 1,5 тонны, а в этом – чуть меньше 5 тонн, что позволит только закрыть потребности основных клиентов.

«Мы готовы расширить рынок сбыта, но есть проблема: в этом году есть иван-чай, а в следующем может просто не быть», – подчеркнул Виталий Озеров. Он пытался найти сырьё за пределами региона. Но в Карелии у «Столбушинского продукта» запросили очень высокую цену за сбор сырья, да ещё и с предоплатой. А в Псковской и Ленинградской областях и вовсе не нашлось заинтересованных контрагентов: «Пробовали в Пскове, в Великих Луках, под Питером организовать сбор, с заготконторами договаривались, чтобы они принимали сырьё, а мы выкупали, но никому ничего не надо».

На погодные риски при заготовке иван-чая жалуется и председатель Совета Псковского облпотребсоюза Николай Тесля. «В прошлом году почти не брали кипрей, потому что была засуха и сам стебель не сформировался», – рассказал он. В 2021 году потребкооперация заготовила 4 тонны иван-чая, а в этом – всего одну.

Впрочем, облпотребсоюз, в отличие от «Столбушинского продукта», так и не смог попасть со своим чаем на полки федеральных торговых сетей. «Поэтому объёмы производства сдерживаем», – заявил Николай Тесля корреспонденту «АиФ-Псков. Решить проблему он рассчитывает через выход на маркетплейсы, сейчас у псковской потребкооперации идут переговоры с одним из них.

Дёшево не выйдет

Производители иван-чая подчеркивают, что основные потребители их продукта – это туристы, покупающие его в качестве сувенира. Поэтому, например, облпотребсоюз продаёт его только в туристических точках региона: Печорах, Себеже, Пскове, Пушкинских Горах. У жителей Псковской области спрос на иван-чай не такой большой хотя бы потому, что кипрей «у каждого за забором растёт».

«У нас есть приверженцы нашего чая, кто-то берёт как подарок, сувенир, а потом начинают его заказывать», – говорит Виталий Озеров.

Небольшой изготовитель иван-чая из Гдовского района Алёна Банникова, развивающая собственный бренд «Баночка на полочке», тоже отмечает, что основные потребители - это всё же гости региона. «Мы продаём чай в двух магазинах и оба они стоят на трассе Псков - Гдов. Основные покупатели - это туристы и проезжающие, но есть ценители и среди жителей Гдовского района», - поделилась она.

Но сделать кипрей недорогой заменой обычного чая, который по прогнозам экспертов в обозримом будущем может подорожать на 10-15%, все равно не реально. И дело не только во вкусе: иван-чай не будет дешевле обычного. Алёна Банникова подчеркивает, что там, где речь идёт о ручном производстве, вообще не может быть дешёвого продукта.

И действительно при производстве иван-чая используется очень много ручного труда. Например, сбор сырья, несмотря на то, что все его производят по-разному, совершается только вручную.

Чистый продукт

Как говорит Николай Тесля, косить кипрей нельзя: надо сохранять 20-30 сантиметров стебля. И сбор можно вести только с 10:00 до 14:00, потому что потом растение уже набирает влагу. У Виталия Озерова подход другой: стебель не срезается, листья берутся на отрезке 40-45 сантиметров, соцветие сохраняется, чтобы растение цвело и дальше. Правда он видел, как на Алтае иван-чай собирают комбайнами. Но там в сырьё попадает всё: и листья, и корни, и цветы.

Сроки сбора каждый год разные. Пора ли уже заготавливать сырьё или ещё рано, определяют по соцветию. «Только оно сформировалось, выходим на сбор, потому что эластичность листа – вопрос чувствительный: в конце августа лист уже грубый», – объяснил Николай Тесля. По его словам, сбор длится максимум месяц и то, если не было осадков, поскольку когда влаги много, то при дальнейших технологических процессах лист темнеет, а при его заваривании у настоя уже не будет насыщенного «чайного» цвета.

Дальше листья вручную сортируют уже на производстве. Потом начинаются сушка, ферментация, закаливание, формирование чайного листа. У маленьких производителей вроде Алёны Банниковой и эти все процессы выполняются вручную. В этом случае с момента сбора до готового продукта проходит около двух месяцев.

Производители особое внимание уделяют экологичности чая. Виталий Озеров каждую партию своего продукта возит в лабораторию в Псков, где иван-чай проверяют на присутствие тех же тяжёлых металлов. Облпотребсоюз действует по другому. «Наши специалисты выезжают, делают обследование участков, и только после этого вывозим туда бригады сборщиков», – рассказал Николай Тесля.