Бюджетный долг отставкой губернатора красен

Федеральные чиновники придумывают новые поводы для отставки губернаторов. По мнению Минфина РФ, основанием для лишения должности глав региона должны стать большие долги бюджета, серьезные просроченная задолженность и не готовность при этом строго подчиняться требованием министерства финансов.

   
   

Такая инициатива содержится в письме и.о. министра финансов Михаила Котюкова в правительство России, сообщает «Финмаркет».

Финансовое ведомство предложило «для повышения ответственности региональных и местных властей за осуществление собственной финансовой и бюджетной политики» ввести более оперативный механизм восстановления платежеспособности. По мнению минфина, такие меры должны применяться к субъектам РФ и муниципалитетам, чья просроченная задолженность больше, чем 10% от запланированных на год расходов казны.

То же грозит администрациям, имеющим общий долг больше суммы годового дохода бюджета. Властей таких территорий предлагается обязать подписывать «соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности» - регионам с Минфином РФ, а муниципалитетам – с местным региональным правительством.

В случае, если обязательства по соглашению выполняться не будут, это должно стать основанием для отставки главы региона по решению президента. Такие предложения минфин разработал в ответ на поручение главы государства Владимира Путина повысить ответственность глав местных администраций за неэффективную долговую политику.

Такое задание Путин дал 27 июля по итогам заседания Госсовета. Тогда президент упомянул 12 регионов, чей долг превышает 50% доходов бюджета, отметив, что «так и до банкротства недалеко». С одной стороны, предлагаемые минфином меры можно расценивать как политический шаг. Напомним, с 2012 года в России были возвращены выборы глав регионов, что по большому счету делает их более независимыми от федерального центра.

По сути, прописав новое основание для лишения должности губернатора, федеральный центр получит дополнительный механизм контроля за региональными чиновниками.

   
   

В то же время экономисты считают, что предложенные Минфином меры, прежде всего направлены на увеличение финансовой стабильности регионов. «Сама по себе умеренная долговая нагрузка не является чем-то негативны, - говорит содиректор Инвесткафе Григорий Бирг. - Проблема скорее возникает, когда уровень долга становится чрезмерным и субъект федерации больше не в состоянии его обслуживать. Факт наличия просроченной задолженности как раз будет указывать на это». Бирг считает, что федеральные власти должны отслеживать ситуации в регионах.

Аналитик отмечает, что по итогам 2011 года государственный и муниципальный долг превысил 70% от доходов бюджета у Татарстана, Костромской и Астраханская областей, Северная Осетия и Мордовия.

Критически о долговой политике регионов высказывались не так давно и представители Счетной палаты РФ. Заместитель главы ведомства Константин Горегляд на одном из мероприятий с участием представителей ведомства, говорил, что за последнее время госдолг вырос у 62 регионов, а снизился к июлю этого года всего у 20. Горегляд отмечал, что расходы местных бюджетов на погашение и обслуживание госдолга растут, а ряд дотационных регионов и вовсе не имеют перспектв по погашению своего госдолга. Впрочем, критически тогда представитель СП оценивал и долговую политику федеральных властей, указывая на риски по планам на привлечение крупных сумм в ближайшие годы.

Даже если предложение Минфина по борьбе с долгами в регионах будет принято, пока применить санкций федеральный центр не сможет ни к одному губернатору. Лишь у шести субъектов РФ госдолг превышает 50% доходов, у 54 регионов он менее 20%. Просроченных задолженностей не имеет ни один субъект РФ.

В тройку лидеров по объему госдолга по данным Минфина на 28 августа входили Москва (около 215,9 млрд рублей), Татарстан (пости 85,8 млрд рублей) и Московская область (около 80,24 млрд рублей).