Пожар тушат керосином

   
   

Реализуемые в настоящее время антикризисные меры ограничены в основном банковским сектором и финансовым рынком. К примеру, в США упор делается на печатание новых денег, что напоминает тушение пожара керосином.

Дефицит США — триллион долларов

Антикризисные меры правительства США свелись к скупке долгов системообразующих финансовых институтов и чрезвычайным расходам на поддержание экономики и соцсферы. В результате госдолг вырос в 1,5 раза, а дефицит госбюджета достиг триллиона долларов! Через год для обслуживания стремительно нарастающей пирамиды американских долговых обязательств придётся взять снова в долг и, соответственно, напечатать ещё не менее полутриллиона долларов. Аналогичным образом действует и Федеральная резервная система США: спасает банки, увеличивая денежную массу. В течение последнего квартала дополнительный выпуск ничем не обеспеченных долларов составил около 2 трлн. (это больше обычного годового увеличения денежной базы). При такой «антикризисной» практике на мировую экономику обрушится лавина ничем не обеспеченных долларов, что повлечёт за собой глобальную гиперинфляцию и разрушение мировой валютно-финансовой системы. А значит, обесценение доллара и утрата им положения единственной мировой резервной валюты неминуемы. Как следствие — в ближайшие 3-5 лет произойдёт смена лидеров в мировой экономике в пользу технологически развитых государств и компаний.

Деньги впали в летаргию?

При правильной политике в результате кризиса Россия могла бы существенно улучшить своё положение в мировой экономике, добившись признания рубля в качестве одной из мировых валют со всеми вытекающими для страны бонусами. Что для этого нужно сделать? Следует направить все силы на формирование отечественной инвестиционной системы в рамках Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. В последней правильно определены ключевые факторы нового технологического уклада — нано-, био- и информационные технологии. В авиакосмической, атомной, электротехнической и некоторых других высокотехнологических отраслях у нас сохранён немалый производственный потенциал. Имеются хорошие научно-технологические заделы в электронном приборостроении, молекулярной биологии и генной инженерии, лазерных технологиях, изготовлении наноматериалов. Россия сохраняет ведущие позиции в математике и программировании. Но для того, чтобы реализовать имеющийся научно-технический и производственный потенциал, должны заработать созданные институты развития и госкорпорации, некоторые из которых до сих пор пребывают в летаргическом состоянии, разместив полученные от государства деньги на депозитах. Кроме того, госсредства, выделяемые на улучшение состояния банков, должны направляться прежде всего на кредитование предприятий, осваивающих перспективные производства нового технологического уклада.

Меры, предпринимаемые в настоящее время, ориентированы на решение краткосрочных задач стабилизации финансового рынка, а потому недостаточны и зачастую коррупциогенны. Как и следовало ожидать, некоторая часть денег, полученных от государства в виде кредитов, используется недобросовестными банкирами в валютных спекуляциях против рубля. Неслучайно величина «убежавших» из России за последний месяц капиталов соответствует объёму выданных без обеспечения кредитов. Неразвитость кредитных институтов была ключевой причиной проблем 90-х. Тогда власти уже пытались посредством выпуска ничем не обеспеченных рублей бороться с кризисом неплатежей. Банкиры тут же пускали эти деньги на валютные спекуляции и зарабатывали на падении курса рубля колоссальные сверхприбыли. Никакие указания кредитной комиссии правительства о целевом использовании выделяемых кредитных ресурсов не могли умерить их алчность. Странно, что этот печальный опыт сегодня забыт, и власти наступают на те же грабли, полагаясь на «честное слово» банкиров.

Если в США величина кредитов, выданных коммерческими банками экономике, вдвое превышает ВВП, а в Японии — вчетверо, то у нас она едва дотягивает до половины. Ориентированная на внутренний рынок обрабатывающая промышленность была отрезана от кредита вследствие низкой прибыльности и сравнительно высокой рискованности невозврата ссуд. Неудивительно, что, получив кредитные ресурсы, банкиры не помышляют направлять их в реальный сектор, который в условиях кризиса стал ещё более рискованным и менее привлекательным. Чтобы простимулировать банки кредитовать реальный сектор экономики, нужно привязать рефинансирование займов к спросу на деньги со стороны производственных предприятий. Тем самым вместо злоупотребления монопольным положением путём завышения процентных ставок коммерческие банки будут конкурировать друг с другом за предоставление кредитов платёжеспособным предприятиям. Тогда у нас сформируется самодостаточная промышленность, которая и позволит занять стране лидерские позиции.

Что необходимо сделать

Для стимулирования притока ресурсов в приоритетные сферы следует активнее использовать госгарантии.

   
   
  • Необходимо стимулировать переход во взаимных расчётах в СНГ на национальные валюты. Начать рассчитывать в рублях суммы за экспортируемые из России углеводороды, металлы, химические удобрения, лес и другие сырьевые товары, формируя основу для превращения рубля в международную валюту. При этом для поддержания товарооборота необходимо выделение стабилизационных рублёвых кредитов государствам — импортёрам российской продукции.
  • Нужно восстановить нормы валютного контроля, чтобы не допустить использования государственных кредитных ресурсов для валютных спекуляций против рубля.
  • Следует принять федеральный закон «О стратегическом планировании», в котором были бы прописаны нормы работы институтов развития по ключевым направлениям: нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. В целях поддержания внутреннего спроса госзакупки должны осуществляться преимущественно у отечественных товаропроизводителей.

Разумеется, данный перечень мер не является исчерпывающим. Главное — соединить антикризисные меры со стратегией долгосрочного социально-экономического развития, на реализацию которой у государства никогда не было денег. Будет непростительной халатностью допустить разбазаривание выделяемых сегодня для борьбы с кризисом триллионов рублей. Чтобы достичь указанного выше тройного эффекта антикризисной программы, необходимо предусмотреть механизмы целевого направления выделяемых государством кредитных ресурсов на финансирование модернизации экономики на основе новейших технологий. При этом будет спасена и банковская система. Только главным критерием выживаемости будет не приближённость того или иного банка к денежной власти, а его умение работать с предприятиями реального сектора, правильно оценивать и выбирать перспективные направления инвестиций в развитие производственной сферы.

В ином случае нам грозит экономическая депрессия.

Смотрите также: