Когда же, наконец, закончится этот уже порядком всем надоевший «глобальный экономический кризис». И в какой валюте лучше хранить деньги, если доллар и евро дорожают, но стало больше черноморских курортов, которые влетают в копеечку.
На эти и другие вопросы отвечает гость редакции – президент Торгово-промышленной палаты Псковской области и главный ревизор национальной Торгово-промышленной палаты Владимир ЗУБОВ.
Ольга Миронович, pskov.aif.ru: Владимир Анатольевич, когда шесть лет назад кризис ещё только-только разрастался, вы пообещали, что он продлится не менее 19 лет. Мол, экономического оживления можно ожидать не раньше 2028-го года. Воротилам мирового капитала с тех пор удалось хоть немного подредактировать этот пессимистический прогноз?
Владимир Зубов: Это обещал не я, а учёные, которые выявили цикличность глобальных кризисов и просчитали, как долго может продолжаться экономический спад. К сожалению, ситуация усугубляется. Это видно и по тому, насколько дестабилизировалась политическая обстановка. По миру прокатилась волна военных и невоенных переворотов, социальная напряжённость нарастает. А всё из-за того, что руководители государств не желают осознавать: в основе любых политических волнений лежит экономическое неблагополучие. Неграмотное управление экономикой неизбежно приводит к общественным потрясениям. В результате происходит передел рынков и перенос границ. В этой ситуации выигрывают те, кто владеет экономическими рычагами, а не просто стремится усилить своё политическое влияние.
Икота, икота, перейди на Федота
- До сих пор России как-то удавалось избегать подобных катаклизмов. Пока европейцы весь прошлый год тужили о своих экономических потерях, россияне радовались росту ВВП. Может, кризис всё-таки обойдёт наше государство стороной?
- Я бы не стал обольщаться. Просто экономика России откликается на те же самые вызовы с трёх-четырёхлетним опозданием. Стоит ли радоваться, что у нас пока ещё всё не так плохо, как могло бы быть, если в Западной Европе УЖЕ не так плохо, как раньше. Ведь большинству европейских стран уже удалось выйти из состояния экономической рецессии, и теперь у них по всем прогнозам ожидается ежегодный рост ВВП как минимум на полпроцента в год.
Ещё недавно строителям из соседней Латвии было выгодно приезжать на заработки в Псковскую область, потому что наши зарплаты были на 20-30% выше. А теперь совместные латвийско-российские предприятия хоть и не покидают псковский рынок, но всё реже привлекают специалистов из-за рубежа. Это потому что базовые заработки в псковском бизнесе не увеличиваются уже лет пять, при том, что работодателям всё труднее сопротивляться оттоку квалифицированной рабочей силы в Москву и Санкт-Петербург.
В целом по стране экономическая ситуация не намного лучше. Вместо того, чтобы наращивать выпуск отечественных товаров и увеличивать производительность труда, мы воюем с инфляцией, которая является следствием, а не причиной экономического спада. То есть, мы лечим симптомы, а не болезнь, причём такими средствами, которые действуют, как мёртвому припарки. Хотя лекарство от кризиса всем известно и успешно применяется на Западе: это мощное развитие малого бизнеса.
- А разве российские власти малому бизнесу разве не благоволят? Администрация Псковской области вон как настойчиво уговаривает предпринимателей обращаться за субсидиями на покрытие расходов по техническому перевооружению, внедрению инноваций и подключению к электросетям, а выделенные на это деньги так и остаются неразобранными…
- Потому что для получения такой субсидии надо оформить кучу бумаг, а потом ещё и ждать к себе в гости контролёров, которые будут проверять, на что ты её тратишь, хотя формально она призвана возместить уже понесённые предпринимателем и проверенные комиссией расходы.
Реальная помощь малому и среднему бизнесу обеспечивается иначе. К примеру, в США ставка рефинансирования составляет всего 0,25% в год! В Европе – 0,5%. Европейцы вообще хотели сделать эту ставку отрицательной – лишь бы заставить лежащие в банках мёртвым грузом деньги работать и тем самым увеличиваться в объёмах.
А у нас ставка рефинансирования – 8,75%. Но при этом государство пытается протянуть руку помощи отдельным категориям предпринимателей, которые занимаются приоритетными производствами или оказывают самые необходимые обществу услуги, что по сути является нарушением закона о конкуренции. Власть должна помогать всему малому бизнесу и желательно без бюрократических проволочек. Только такая экономическая политика помогла сначала Соединённым Штатам, а потом и Западной Европе справиться с коллапсом. Но у нас тамошние экстренные меры почему-то обзывают «монетаризмом» и рассчитывают добиться того же самого не активизацией реального денежного оборота, а льготами и преференциями.
Гуд-бай, Америка, о-о-о!
- Поэтому у нас в стране так мало людей, которые придумывают занятие себе и окружающим, и так много нанятых, то есть, зависимых, работников?
- На самом деле количество тех, кто готов рисковать всем своим состоянием – то есть, заниматься бизнесом, в любой стране мира не превышает 10%. Но в России их меньше, чем где-либо: всего 5-6%. Понятно, что виной тому не менталитет, а среда. По данным Всемирной организации труда, три года назад в рейтинге стран, где созданы самые благоприятные для развития бизнеса условия, Россия занимала 150-е место.
По-видимому, российское правительство этому ужаснулось и в последнее время стало предпринимать энергичные усилия по изменению ситуации. Так что сегодня мы уже смогли подняться строчек на двадцать вверх. Во всяком случае, «кошмарить» бизнес у нас стали меньше, а также ввели налоговые послабления для тех, кто ещё только начинает заниматься предпринимательством.
- Вот бы ещё и отечественную банковскую систему либерализировать…
- Действительно, мы почему-то боимся сделать самый главный шаг – дать предпринимателям дешёвые деньги. В результате наш средний и крупный бизнес повадился кредитоваться в западных банках под 3,5-4% годовых. И поэтому мы оказались так уязвимы для экономических санкций после крымского референдума, когда Америка и Европа пригрозили приостановить выдачу российскому бизнесу многомиллиардных кредитов по уже одобренным заявкам.
В этой ситуации нам следовало бы решиться на симметричный ответ – а именно, забрать свои золотовалютные резервы из американских и европейских банков, с которых мы имеем не больше одного процента годовых, и дать их в рост отечественным предпринимателям. Под те же самые 3,5-4% годовых, но под контролем и на благо своего же государства.
Репатриация исконно российских территорий – это, конечно, хорошо, но репатриация денег – ещё лучше. Но наша власть почему-то не хочет брать на себя риски по финансированию отечественного бизнеса. Возможно, правительство нашей страны не вдохновляют созданные ими же для этого бизнеса условия, или они не верит в отечественную экономику?
У нас по-прежнему двойные стандарты: на словах мы ругаем Америку, а на деле её финансируем. Поэтому Соединённые Штаты и позволяют себе наказывать наших высокопоставленных чиновников, арестовывая их зарубежные счета, которых у российской властной элиты не должно быть по определению.
- Но многие экономисты уверяют, причём с завидной регулярностью, что в Соединённых Штатах вот-вот случится дефолт, тем более, что там уже имеются целые города-банкроты. Мол, доллару скоро конец…
- Это навряд ли, потому что реальное денежное содержание доллару давно уже обеспечивают не США , а все привязанные к этой валюте страны вместе взятые, включая и Россию. Никому из здравомыслящих людей долларовый дефолт не выгоден, поэтому за доллар можно не беспокоиться.
И хотя в каждом американском городе на зданиях офисов ФРС бегущей строкой высвечивается постоянно увеличивающаяся сумма госдолга США, который уже приближается к 18 триллионам долларов, сама эта цифра - лучшее доказательство доминирования американской экономики. Американцы прекрасно понимают: скорее, это весь остальной мир им должен, а не они ему, - и поэтому спят спокойно.
- Значит, хранить личные сбережения лучше в долларах?
- В экономически трудные времена личные сбережения лучше вкладывать не в доллары или евро, а в себя любимых. Поэтому если американцы с европейцами, и впрямь, начнут применять к России экономические санкции, нам это только на руку. У нас появится реальная возможность укрепить собственную валюту и заставить весь мир в неё поверить.
Но для этого надо поддерживать отечественного производителя, развивать наукоёмкие отрасли, бороться за качество собственных товаров. Тогда никто не посмеет обзывать Россию автозаправкой, которая только маскируется под государство. К несчастью, пока российские энергоресурсы востребованы, рассчитывать на то, что власти начнут активно предпринимать экстренные меры по реанимации отечественной экономики не приходится, хотя еще в прошлом году президент и призывал к реиндустриализации.
Момент истины
- Присоединение Крыма – это прибыль или убытки?
- Крым, безусловно, увеличит нагрузку на федеральный бюджет, но если мы сделаем эту территорию привлекательной не только для туристов, но и для предпринимателей, то обязательно выиграем. Главное помнить, что над этим надо работать, а значит, создавать там условия - как для малого бизнеса, так и для крупных инвесторов.
Повторяю, для тех отечественных предпринимателей, которые занимаются не перепродажей импорта, а реальным производством, сейчас настал момент истины. Экономические санкции Запада и падение рубля волей-неволей заставят потребителей поддерживать отечественного производителя. Но самому ему будет не справиться, если государство не поможет: обзавестись новейшими технологиями, модернизировать основные средства производства.
А то у нас даже на крупных предприятиях всё ещё используют давно устаревшие импортные станки, да ещё и гордятся, что смогли себе позволить эдакую роскошь. Одна надежда: что экономическая блокада всё-таки заставит власти стимулировать российское производство.
- А что именно тормозит развитие отечественной экономики сегодня?
- Прежде всего, бюрократия. У нас излишне регламентирован доступ к земле, доступ к аренде помещений, а кроме того, непомерно высокие тарифы на энергоносители и слишком много прямых и косвенных налогов, которые душат бизнес в зародыше.
- Значит, вы считаете, что Евросоюз и США с нами миндальничают? Вот если б они нас поприжали как следует – это бы нам было только на пользу?
- Как это ни парадоксально, но да. К примеру, они пригрозили, что перестанут продавать запчасти для наших «Сапсанов», «Эйрбасов» и «Боингов». О чём это говорит? О том, что наши власти недооценили важность отечественной промышленной политики.
Да какие б ни были «самые крепкие» договорённости с иностранными партнёрами, как только происходит очередная «перезагрузка» отношений – пиши пропало. Так что нам теперь, по-любому, придётся реанимировать отечественную авиационную и космическую промышленность, налаживать собственное производство современных локомотивов. Иначе никак.
- Я на днях прочитала, что у нас в стране «умеренный», но в то же время «полномасшабный экономический кризис». Что вы нашим читателям посоветуете? Как им выживать среди этой «умеренности»?
- Во-первых, если вы чувствуете в себе задатки предпринимателя, то обязательно пробуйте организовывать собственный бизнес. Помните, любой бизнес – это риск. У нас в стране, конечно, условия более рисковые, чем где-либо, но зато рыночная перспектива воодушевляет. Во всяком случае, я надеюсь, что она появится.
Во-вторых, не надо опускать руки, особенно, если вы только что закончили учиться и не можете сразу найти хорошо оплачиваемую работу. На месте нынешних выпускников средних и высших учебных заведений я бы брался за любое дело, даже если за него платят копейки. Лишь бы имплантироваться в рынок: понять, чего именно он ждёт, и подстроиться под эти требования. Как только наберётесь опыта – деньги обязательно появятся.
А ждать у моря погоды сегодня, к сожалению, не приходится: кризис заест.
- Неужели мы так до 2028-го года и будем прозябать?
- Если государство уже сегодня не начнёт реформировать экономику и разворачиваться лицом к производству, то не факт, что и после этой даты что-то изменится к лучшему.
Смотрите также:
- М.Леонтьев: «Выживут «дегенераты и недоумки» →
- А кризис-то предсказывали. Кто и когда? →
- Этот кризис не похоронит капитализм →