Купание чёрного коня. Утопленную дрифтером Audi подняли из реки под Псковом

На подъём машины со дна реки у дайверов ушло около двух часов. © / Скриншот

Постновогодний новостной вакуум сделал дрифтера, утопившего автомобиль  Audi A4 Quattro в реке Великой под Псковом, звездой соцсетей. Видеоролик, на котором запечатлен «подвиг», завирусился и даже попал в эфир федеральных телеканалов. «АиФ-Псков» узнал подробности происшествия и последующего подъёма автомобиля. А также убедился, что несмотря на официальный запрет выхода и выезда на лёд дрифтеру ничего не грозит. 

   
   

«Кватре пофиг»

В начале января на лёд реки Великой выехал автомобиль Audi A4 Quattro, зарегистрированный в одной из стран Евросоюза. Судя по видеозаписи, сделанной изнутри машины, кроме водителя там был ещё и пассажир.

Управлявший иномаркой мужчина, очень радовался тому, как она ведёт себя на льду в заносе. «Вот она! Вот она Quattro! Кватре пофиг! Вообще пофиг Кватре!» – восклицал он.

Параллельно съёмки заезда вела «группа поддержки» дрифтера. После нескольких кругов, сделанных автомобилем, одна из женщин заметила, что лёд под колёсами трещит. Буквально через секунду машина провалилась и начала тонуть. К счастью, водитель и  пассажир смогли выбраться из автомобиля, пока он ещё не ушёл под воду.

На одном из последних кадров, сделанных внутри иномарки, между педалями видны бутылка водки и газировка. В одной из групп в соцсети «ВКонтакте», где был опубликован ролик, пользователи предположили, что такой набор под водительским сиденьем свидетельствует о нетрезвом состоянии дрифтера.

Как отмечают опытные псковские рыбаки, в том месте, где утонул автомобиль, несмотря на морозы под 30 градусов толщина льда не больше 10 сантиметров. По такому опасно даже ходить, не то что выезжать на автомобиле.

Справка
Нашумевшее видео было снято недалеко от Пскова – на реке Великой у деревни Устье Псковского района.
   
   

Подлёдный лов

За помощью в подъёме утопленной машины её владелец обратился ещё 2 января. Судя по всему, именно в этот день и произошло ЧП, рассказал «АиФ-Псков» курс-директор NDL (Национальная Дайв Лига) Роман Спицын, который занимается поиском и подъемом техники и различных предметов из водоёмов. Он пояснил, что из-за сильных морозов операцию по подъёму автомобиля пришлось отложить до 9 января.

По словам Романа Спицына, долго искать иномарку на дне реки не пришлось: место было отмечено и, поскольку течение здесь не сильное, её не отнесло в сторону. Audi лежала на двухметровой глубине в 100-150 метрах от берега.

Сама операция по подъему автомобиля заняла у специалистов около двух часов, не считая подготовки к ней. «Под водой мы поставили машину на стапель и уже вместе с ним поднимали. Это такая конструкция, которая выглядит как сани с полозьями. Машина выходит из воды на этих «санях», – пояснил Роман Спицын. Ещё около полутора часов ушло на то, чтобы по льду протащить машину до берега. «Тут машина встала, пришлось её домкратить, поднимать, разбирать стапель под ней и уже после этого докатывать до берега», – рассказал дайвер.

Он заметил, что когда автомобиль оказался на поверхности, то было видно, как под ним прогнулся лёд. Роман Спицын предположил, что скорее всего в начале января лёд в этом месте был даже меньше 10 сантиметров, только за период морозов его толщина увеличилась до 20 сантиметров. «По такому льду я никому не советую ходить, а тем более ездить», – добавил он.

Говоря о том, как людям удалось выбраться из машины, эксперт пояснил, что иномарки, если не открывать сразу двери, тонут 5-10 минут. Этого времени достаточно, чтобы люди могли покинуть салон.

По словам Романа Спицына, выезжать на подъём автомобилей его команде приходится каждую зиму, но в нынешнем сезоне это первый случай. В основном, машины на дно отправляют рыбаки: транспорт, затонувший во время дрифта, дайверу и его коллегам извлекать пришлось впервые.

Гиблое дело

На сайтах объявлений стоимость автомобилей Audi A4 Quattro начинается от 1,4 миллиона рублей и доходит почти до 7 миллионов в зависимости от года выпуска, пробега и технических характеристик. По оценке специалистов, ремонт затонувшей на Великой иномарки обойдётся минимум в 500 тысяч рублей.

«Если в машине из строя вышла только проводка, то, думаю, ремонт со всеми запчастями и работой будет около полумиллиона рублей. Если же двигатель получил гидроудар и пострадали какие-то несущие элементы, зависящие именно от двигателя, то ценник уже будет к миллиону рублей, а, возможно, и выше», – рассказал «АиФ-Псков» руководитель одного из псковских автосервисов Дмитрий Константинов.    

Он уверяет, что после того, как автомобиль побывал в воде, его дальнейшая эксплуатация будет проблематичной. «Его, конечно, можно просушить от салона до двигателя. Электрика там пострадала 100% за счет того, что все блоки, вся проводка промокли. Небольшой процент того, что после просушки всё будет работать, конечно, есть, но в дальнейшем всё равно всё будет гнить, проводка будет окисляться, будут проблемы», – пояснил специалист. Он заметил, что даже если провести ремонт «утопленника», то в дальнейшем в процессе эксплуатации в машине «будут вылезать болячки», связанные именно с тем, что она побывала в воде.

По словам Романа Спицына, у поднятой со дна Великой иномарке есть и небольшие повреждения кузова, которые она получила при ударе об лёд.

Дмитрий Константинов говорит, что есть случаи, когда люди покупают машины, побывавшие в воде, не зная об этом. В основном такие автомобили приобретаются в Европе, куда они попадают из Америки. «Утопленники», как правило, стоят дёшево, их восстанавливают и продают в Россию и уже тут начинаются проблемы», – рассказал он. Эксперт отмечает, что в таких машинах достаточно снять «шубу» (нижнюю меховую защиту, которая закрывает днище), чтобы увидеть окисление проводов и определить границу утопления по следам, оставленным солёной водой.

 «По моему мнению и опыту, связываться с «утопленником» – это самое гиблое дело, самое неблагодарное. Эксплуатировать такие машины я вообще не рекомендую», – заключил Дмитрий Константинов.

Безответственность

ЧП на Великой произошло в период действия запрета на выезд на лёд. Он введён на всей территории региона, сообщил нашему изданию заместитель начальника ГУ МЧС России по Псковской области – главный государственный инспектор по маломерным судам Псковской области Игорь Зарытовский. Он подчеркнул, что в принципе передвигаться на машинах по льду можно только в тех местах, где официально организована переправа, так называемый «зимник». Но этой зимой из-за нестабильной погоды в Псковской области ни органы местного самоуправления, ни юридические, ни частные лица не планировали и не открывали ледовые переправы.

За нарушение действующего запрета региональным законом «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» предусмотрен штраф. Для физических лиц он составляет 2 000 рублей. Есть ещё часть 1 статьи 8. 42 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за проезд автомобилей вне специально оборудованных переправ и дорог. В этом случае размер штрафа для граждан варьируется от 3 000 до 4 000 рублей.

Но, судя по всему, в данном случае, несмотря на широкую огласку происшествия, водителю удастся избежать наказания. В пресс-службе регионального ГУ МЧС пояснили «АиФ-Псков», что составление протоколов об административных происшествиях не входит в их компетенцию. Этими полномочиями в рамках регионального закона наделены представители муниципальных властей.

В свою очередь замглавы администрации Псковского района Святослав Колинко в разговоре с «АиФ-Псков» отметил, что в случае с утоплением иномарки в реке Великой установить виновника будет довольно сложно: на месте его не ловили, протокол не составляли, а автомобиль зарегистрирован не в России.

Что же касается статьи 8.42 КоАП РФ, то, как уверяют в пресс-службе ГУ МЧС, составлять по ней протоколы уполномочен Росприроднадзор. В псковском подразделении ведомства «АиФ-Псков» заявили, что для этого им необходимо получить информацию о нарушении из других структур, в частности, от МЧС. А в данном случае МЧС не фиксировала произошедшее, поскольку никакие сообщения о тонущей машине в ведомство официально не поступали.