Философия кражи. Преступники ничего больше делать не умеют

   
   

У сыщика есть все основания так считать – на оперативной работе он с 2000 года, и из них почти десять  –  заместитель начальника  областного  уголовного розыска.

- Да, воровать за это время стали больше. Кто-то оправдывает преступление низким доходом и социальным статусом, другие уже не могут жить иначе. Работать не хотят и не умеют, а жить собираются на широкую ногу. Такие люди считают риск оправданным и стремятся сорвать куш максимально быстро. Рассчитывают, что их не поймают. Отсюда и участившиеся кражи из банкоматов, храмов, угоны автотранспорта… Наше подразделение занимается раскрытием именно таких серийных преступлений, поставленных на поток. Пару лет назад на территории Печорского, Порховского и Струго-Красненского районов в течение нескольких месяцев промышлял преступный дуэт из Белоруссии. Установить их мы смогли не сразу, потому что проживали любители антиквариата  в другой стране, квартиры снимали в Плюссе и Гатчине, а «работали» и у нас, и в Ленинградской области. Да и почерк меняли – в Печорах решётку спилили, но в основном проникали в храмы, взламывая входные двери.

Гоша, он же Жора

 Эти люди имели карту достопримечательностей Псковской области, в том числе и церквей. Один из них, Георгий или Жора, предпочтение отдавал храмам Георгия Победоносца – считал «своими». Когда мы с ним разговаривали, признавался в кражах, раскаивался, и в то же время пытался оправдать свои поступки, нисколько не задумываясь об оскорблённых чувствах верующих. В конечном счёте злодеи церкви обворовывали ради  материальной выгоды, вот вам и философия. Кстати, эта пара из церквей выносила только иконы. И сбывала в Санкт-Петербурге – там «чёрных» антикваров больше, да и масштаб цен совсем другой. Одну из икон преступники  смогли продать за 240 тысяч рублей! Только представьте, какова её истинная культурно-историческая ценность, если даже воровская цена – четверть миллиона! Кстати, сам Георгий-Жора признавался, что делать больше ничего не умеет – только воровать…

- Но ведь эта группа, грабившая храмы  - далеко не единственная…

- Знаете, у нас то затишье, то волна.  В начале года прошла серия краж  из церквей в нескольких районах – Дедовичском, Порховском, Псковском. Брали не только  иконы. В Бежаницком похитили книгу, ковчег. Тогда мы пришли к выводу, что преступления совершает  одна группа. Всего было семь эпизодов. И везде эксперты обнаружили одни и те же следы обуви… В общем, после определённых  оперативных мероприятий  воров мы взяли с поличным.  Преступный квартет  оказался  из Солецкого района  Новгородской области, граничащего  с Порховским. Один из злоумышленников   родился у нас, знал места расположения церквей, подъезды к ним.  В порховской деревне Славковичи мы их и задержали.

Скиммеров дешифровали

- Чтобы найти управу на преступников-гастролёров, наверняка сотрудничаете со своими коллегами из других регионов?

   
   

- Обязательно! Оперативной информацией мы постоянно обмениваемся с сыщиками из Новгорода, Санкт-Петербурга, Смоленска. А  наши коллеги из Твери недавно задержали две преступные группы из Ярославля. Те тоже промышляли  антиквариатом, но в соседних регионах.  На территории Псковской области они побывали, и даже планировали кражи. В пользу этой  версии говорит и обнаруженная  у преступников карта, на которой они пометили  деревни с церквями. Проверив каждую из них, мы поняли, что хищений там не произошло – видимо, не успели…  Зато прошлись по Тверской, Вологодской и, похоже, Смоленской… А задержали их в Твери. Вместе с новгородцами мы дешифровали и  группу скиммеров, которые снимали деньги со счетов при помощи различных  накладных устройств на банкоматы. Задержали и преступную группу из трёх человек, специализировавшуюся на кражах электроинструментов, лодочных моторов и прочего дачного имущества.

- Подскажите как специалист, исходя из своего опыта, своё имущество на дачах как-то можно обезопасить?

- Вряд ли это можно сделать со 100-процентной гарантией - большинство  дач  остаётся без внимания хозяев на несколько  зимних месяцев, и преступников это очень привлекает. Поэтому я бы рекомендовал горожанам  не оставлять ценные вещи на дачах, а перевезти их хотя бы в гараж. Воры, разумеется, могут посетить и его. Но в гараже вы наверняка бываете чаще, а значит, кражу заметите раньше. Следовательно, и шансов поймать преступников больше. И, потом, в  гараже злоумышленников  может вспугнуть сторож или водитель…

Под грифом «секретно»

- Сыщики любят прикрываться  формулировкой «оперативно-розыскные мероприятия». Между тем, в сериалах всё уже давно разложили по полочкам…

- Я такие мыльные оперы не люблю и не смотрю. Это кино. Причем, в большинстве своём полуфантастическое. Если бы у нас были такие возможности, как в сериалах  показывают, то оперативники все преступления раскрывали бы сидя в кабинетах. Доходит до смешного: люди, насмотревшись телекартинок, начинают учить нас раскрывать преступления. Работу сыщика сценарист не может знать в деталях, потому что ни один оперативник  своих секретов не раскроет. Это мой хлеб. И  знать о профессиональных приёмах  не нужно ни зрителям, ни читателям.  Наша основная работа соответствует  грифу «секретно». К тому же, телевизор смотрят не только добропорядочные граждане, но и преступники. Зачем повышать их квалификацию?

- Но ведь преступники  всё равно становятся  изобретательнее?

- Разумеется, и заметно. Сказывается транспортная обеспеченность. Машину купить – не проблема.  Подкрутил, использовал – и бросить не жалко. Они всегда на связи – у каждого по мобильнику, и не по одному. Естественно, и мы используем новейшие технологии. Ещё несколько лет назад, когда пейджеры только появились, я после очередного сигнала торопился сделать звонок по телефону. Теперь на смену пейджерам пришли мобильники... В любом случае – современные технологии облегчили жизнь не только простым гражданам, но и злодеям…

Смотрите также: