«Ваш звонок очень важен для нас». Что изменилось в схеме лечения ковида?

Коронавирус с приходом нового штамма «омикрон», кажется, стал не таким уж страшным диагнозом. При том, что количество заражённых растёт в геометрической прогрессии, койки для ковидбольных в стационарах Псковской области заполнены далеко не на 100%. А вот число пациентов на амбулаторном лечении уже перевалило за 7000. Весьма кстати Роспотребнадзор выпустил обновлённую версию рекомендаций по лечению коронавируса. «АиФ-Псков» попытался разобраться в изменениях и понять, что теперь делать в случае заражения.

   
   

Неограниченные возможности

Заместитель председателя комитета по здравоохранению Псковской области Надежда Рагозина одним из самых главных изменений назвала смягчение степени строгости ограничительных мероприятий. Речь идёт о тех, кто контактировал с заражёнными коронавирусом. Теперь таким людям не нужна самоизоляция — при отсутствии симптомов они могут продолжать вести свой привычный образ жизни.

Главный врач Псковской межрайонной больницы Елена Уткина уточнила, что детям, контактировавшим с заражёнными, изоляция тоже не нужна. А класс отправляется на карантин по новым правилам только тогда, когда ковидом заболели более 20% учащихся.

И второе важное новшество: у псковичей возможность дистанционно открыть и закрыть больничный. Это должно происходить так: после обращения человека за медицинской помощью с симптомами коронавируса по телефону «горячей линии» поликлиники или единого центра «122» ему открывают больничный. Через семь дней пациента выписывают вне зависимости от того, есть ли у него уже отрицательный тест на коронавирус. Правда, перед этим у него должны по телефону уточнить самочувствие.

Если же через семь дней выздоровление не наступило, то для продления больничного врач уже должен очно осмотреть пациента.

Тому, кто решил выписаться ранее отведённой на лечение недели, нужно будет пройти ПЦР-тестирование. Но сделать это можно не раньше, чем через три дня после первого анализа.

   
   

К слову, в регионе собираются  пополнить областной портал «К врачу» функцией по дистанционному открытию больничных листов. Как заверила зампредседателя комитета по здравоохранению, это вопрос пары недель.

Тестироваться на коронавирус по-прежнему должны все пациенты с клиникой острого респираторного заболевания — и взрослые, и дети. Но есть и нововведение. Теперь принимаются и результаты ИХ-тестирования: экспресс-теста на наличие антигена возбудителя коронавируса. Однако сдать такой анализ нужно в присутствии медицинского работника. Как пояснила Надежда Рагозина, такое ограничение введено, чтобы избежать подлога — чтобы пациент не мог предъявить результаты исследования другого человека.

По новым правилам человек с коронавирусом может и самостоятельно придти в поликлинику. Правда, для этого в медучреждении должны быть разведены потоки пациентов, чтобы заражённые не пересекались со здоровыми. Но Надежда Рагозина настоятельно не советовала пользоваться такой возможностью людям старше 65 лет, тем, у кого есть сопутствующие заболевания, беременным и детям до 6 лет — им всем следует дождаться врача дома или получить рекомендации по телефону.

Раскалённая линия

После появления новых рекомендаций Роспотребнадзора главным инструментом в лечении ковидбольных стала телефонная линия. То есть, при первых признаках ОРВИ, которые не отличимы от симптомов коронавируса, нужно оставаться дома и звонить медикам. Сделать это можно но номеру единого колл-центра «122», откуда должны переадресовать звонок на «горячую линию» поликлиники.

Как рассказала главный врач Псковской городской поликлиники Галина Невалённая, операторы «горячей линии» проводят подробный опрос пациента, а дальше уже происходит сортировка вызовов. В первую очередь медики едут к возрастным людям, к тем, кто имеет сопутствующие заболевания, к беременным и кормящим женщинам, к тем, у кого высокая температура. Вторые на очереди — более молодые пациенты с не отягощённой симптоматикой. Те же, у кого болезнь протекает легко, просто получат консультацию по телефону, таким же способом врач будет контролировать самочувствие и дальше.

Руководители Псковской межрайонной больницы и Псковской городской поликлиники признают, что дозвониться до «горячей линии» не просто. Но призывают пациентов не опускать руки и продолжать попытки. Тем более, что теперь вызовы принимаются по будним дням с 8:00 до 20:00, а в нерабочее время линии функционируют в формате автоответчика и все записанные обращения утром снимаются и направляются в работу.

По словам Галины Неваленной, в день «горячая линия» поликлиники сейчас принимает 600-800 звонков, но пик обращений приходится на 9:00-11:00. Во второй половине дня, заверила она, дозвониться гораздо реальнее.

Главврач призвала тех, кто не смог связаться по телефону, писать сообщения в Instagram-аккаунт и другие социальные сети поликлиники. Ещё один способ — отправить письмо на адрес электронной почты медицинского учреждения. Адреса размещены на сайтах больниц и поликлиник Псковской области. В этом случае пациентов просят обязательно указать актуальный номер телефона для связи.

«Сейчас все способы хороши! - заявила Галина Невалённая. - Если заболела семья, есть же родственники, которые не больны. В поликлинику могут придти родственники. Да, врачи заняты, но руководящий состав на месте».

Больничный на удалёнке

Отсчёт больничного, как пояснили руководители медучреждений, начинается не с того дня, когда пришёл врач или когда был получен результат ПЦР-теста, а с того момента, когда человек заболел, самоизолировался и позвонил в поликлинику.

«Если мы видим, что человек заболел три дня назад, получил положительный тест, то мы оформляем больничный», - сказала Галина Невалённая.

Как оказалось на практике, даже если больной дозвонился до поликлиники, есть случаи, когда врач до него так и не дошёл и не перезвонил. Таким псковичам настоятельно рекомендуют ещё раз позвонить на «горячую линию» поликлиники или по номеру «122».

А Елена Уткина пояснила, что все вызовы фиксируются и поэтому можно установить время первого обращения в медучреждения и с этого момента открыть больничный. Она также заверила, что каждая ситуация, когда врач так и не дошёл до пациента, разбирается.

Решение о закрытии больничного тоже может принять только медик, чтобы исключить недооценку пациентом собственного состояния. Когда речь идет о людях из группы риска — пожилых, беременных, пациентах с сопутствующими заболеваниями, - для этого требуется осмотр врача.

Даже если человек лечился самостоятельно и врач к нему не приходил, дозвониться до поликлиники ему всё же придётся для получения QR-кода переболевшего на портале госуслуг. Надежда Рагозина пояснила, что регистр переболевших ведут только медицинские организации. «Пациент не может получить QR-код, если поликлиника о нём не знает», - пояснила она.

Как оказалось, некоторые псковичи не нашли на «Госуслугах» и результата своего ПЦР-теста. Галина Невалённая отметила, данные об этом исследовании вносят лаборатории — информацию они направляют в Роспотребнадзор, который уже потом выгружает результаты на портал госуслуг. Однако могут быть сбои, если человек указал ошибочные данные или они были неверно введены.

Тем, кто тест так и не нашёл на «Госуслугах», нужно позвонить в единый центр «122» и назвать свои паспортные данные и СНИЛС.

Если же на всех этапах не было сбоев, то QR-код переболевшего на странице пациента на портале госуслуг появится не позднее 2-3 дней после закрытия больничного. «Когда мы всё закроем, два-три дня идёт перегрузка информации из ковид-регистра на госуслуги», - пояснила Галина Невалённая.

 Надежда Рагозина связала все трудности, которые сейчас возникают у псковичей в части лечения коронавируса, с тем, что с момента появления новых рекомендаций Роспотребнадзора прошло всего несколько дней. «Это фатальное стечение обстоятельств, нормативы вступили только с воскресенья», - заявила она и добавила, что в некоторых случаях и операторы колл-центров действуют не правильно. «Мы постараемся как можно быстрее провести со всеми инструктаж», - добавила заместитель председателя комитета по здравоохранению.

Кстати, губернатор Псковской области Михаил Ведерников 8 февраля дал поручение увеличить число сотрудников «горячей линии», поскольку в социальных сетях поступает много жалоб на работу службы «122» и невозможность дозвониться.