Такая работа. Что изменилось в деятельности региональной «неотложки»?

Из-за роста заболеваемости коронавирусной инфекцией нагрузка на скорую выросла в два с половиной раза. © / Дарья Хваткова / АиФ-Псков

Два месяца назад службу скорой помощи в Псковской области возглавил бывший заместитель председателя областного комитета по здравоохранению Денис Сачков. По специальности врач анестезиолог-реаниматолог, в комитете он как раз координировал работу по реорганизации службы «неотложки». «АиФ-Псков» выяснил, что уже удалось сделать новому руководителю и какие главные проблемы стоят перед «скорой».

   
   

Помощь вертолетом

Надо отметить, что новый руководитель пришел уже в новую структуру — с конца прошлого года станция скорой помощи работает как единое юридическое лицо, включающее в свой состав головное учреждение в Пскове и 30 постов. Таковы первые итоги реформирования службы скорой помощи.

«Второй шаг – это централизация вызовов. На сегодняшний день диспетчерские по приему вызовов находятся в Пскове и в Великих Луках. Вот что такое модернизация: единая служба, позволяющая в режиме онлайн диспетчеру видеть на карте, где находится ближайшая машина, и направлять на вызов ближайшую свободную бригаду».

По его словам, реформа скорой помощи в части объединения завершена, но еще предстоит пройти много этапов до 2024 года. В том числе, планируется присоединение к службе скорой помощи санитарной авиации. Так что вертолеты в составе псковской «неотложки» можно сказать не за горами. Но пока руководителю скорой приходится решать более приземленные вопросы.

Люди и машины

Главная проблема объединенной службы - нехватка персонала. По словам Дениса Сачкова, она в большей степени связана с тем, что на станции скорой медицинской помощи могут работать только люди, имеющие сертификаты: фельдшеры, медсестры и врачи.

«Мы находимся в постоянном диалоге с двумя медицинскими колледжами. Они переучивают, дают сертификаты. Этот процесс отлажен. Но вот привлечь людей работать на скорой помощи — это сложный процесс», - рассказывает он.

Главврач намерен заключать со студентами-медиками целевые договоры, изыскивать средства из фонда скорой помощи, чтобы платить им стипендии. Кроме того, он планирует выезжать в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга, Новгорода, Твери и Смоленск, чтобы проводить там профориентационную работу».

   
   

А вот с транспортным оснащением неотложки проблема медленно, но верно решается. Денис Сачков напомнил, что первые новые автомобили скорой помощи поступили в регион еще в 2013 году по федеральной программе «Профилактика дорожного травматизма». А с 2016 года «заработали федеральные программы и постепенно по несколько десятков машин в год стало поступать». В результате на сегодняшний день у «неотложки» осталось всего несколько десятков машин 2013 года выпуска. Но уже в скором времени машин скорой старше 5 лет в регионе не будет.

Кстати, 15 новых карет скорой для Пскова, Великих Лук и 8 районов были переданы станции неотложки буквально на днях.

«Масштабное обновление автопарка — часть большой системной работы по модернизации службы скорой помощи, - отметил губернатор Михаил Ведерников. - Это седьмая партия спецтранспорта, которая поступила в регион за последние три года. Всего Псковская область получила 102 автомобиля. В этом году запланирована поставка еще одной партии специализированных медицинских машин».

Глава региона также заверил сотрудников «неотложки»: «Все изменения, которые будут проходить в системе скорой медицинской помощи, будут учитывать ваши пожелания. Ведь именно вы лучше знаете, что необходимо, что должно быть, как это должно работать».

Нагрузка выросла в разы

На работу скорой, конечно же, влияет эпидемиологическая обстановка - нагрузка увеличилась в разы. 40% обращений - это звонки жителей, которые хотят получить совет. В то же время, комментируя жалобы некоторых пациентов, он поясняет, что задача скорой — не лечить, а восстанавливать функции и в случае необходимости транспортировать в лечебное учреждение.

«Машина скорой помощи не заменяет участкового врача, - говорит Денис Сачков. - Функция бригады - это компенсация того состояния, на которое ее вызвали. Далее мы передаем талоны об оказании скорой помощи в поликлинику по месту жительства. И нужно обратиться в поликлинику, пройти обследование, приобрети лекарства и лечиться дома».

Временной люфт — то, как быстро должна приезжать скорая - определен приказами Минздрава. К вызовам экстренной формы относятся вызовы скорой помощи с угрожающим жизни состоянием пациента: все, от чего человек может умереть в ближайшее время. И здесь временной интервал, регламентированный приказом, составляет 20 минут для города и до 40 для сельской местности. Вызовы в неотложной форме, а это повышение артериального давления, ушибленная спина, подвернутая вчера нога, регламентируются уже двухчасовым интервалом времени.

ВАЖНО
40% обращений - это звонки жителей, которые хотят получить совет. И к таким обращениям работники скорой тоже относятся максимально внимательно.

Бывают и конфликтные ситуации с пациентами, рассказывает главврач: «Процентов 10 людей вызывают скорую помощь в состоянии алкогольного опьянения. Во первых, они не могут правильно сформулировать, что у них случилось. Но отказа не будет — бригада туда поедет. И бывает, что на выезде она сталкивается с хамством».

На случай агрессивного или опасного поведения пациентов есть соглашение с УМВД. За это на всей территории РФ наказывают очень строго. «В последнее время такого не было и не хотелось бы, чтобы было. Но бригады всегда морально готовы. Такая у нас работа», - резюмировал Денис Сачков.