Не надо бояться боли. Акушер-гинеколог — о родах и мифах вокруг них

Врачи заинтересованы в том, чтобы роды прошли успешно © / Пресс-служба Правительства Сахалинской области

Какие опасности таят в себе роды на дому, когда обезболивание во вред и почему некоторые роженицы просят сделать им «кесарево», а врачи против. На эти и другие вопросы «АиФ-Псков» ответила врач акушер-гинеколог Псковского перинатального клинического центра Наталья Петрова.

   
   

Серьезные риски

- Наталья Ивановна, что значит естественные роды в понимании врача? Сегодня так много всевозможных направлений в родовспоможение.

- Естественные роды в понимание врача - это роды через естественные родовые пути. Если родовая деятельность начинается самостоятельно, развивается самостоятельно, и заканчивается самостоятельно рождением здорового живого ребенка. Есть у нас еще понятие индуциированные роды, когда приходится по каким-либо причинам готовить женщину к родоразрешению досрочно. Чаще связано это с какой-то патологией беременности и другими проблемами. В этом случае встает вопрос о досрочном разрешении. Женщину готовят к родам, к тем же родам через естественные родовые пути, но которые не начинаются самостоятельно. Она находится в отделении патологии беременных нашего Перинатального центра.

- Роды на дому? Насколько это опасно?

- Очень рискованно поступают женщины, которые дома рожают. Осложнения, которые могут произойти в родах и в раннем послеродовом периоде, бывают настолько серьезными, что приводят к летальному исходу. И ведь ребенок, который рождается, ему тоже должна быть оказана квалифицированная помощь.

- Дома рожают женщины, которые и на учет не вставали? Что говорит статистика?

- Если в 2022 году у нас из общего количества родов (2 823) было 24 случаев родов на дому, то в 2023 дома родилось 15 малышей, а всего родов - 2 998. За первое полугодие этого года родов было 1 504, а дома на свет появилось 20 детей. Получается, есть тенденция к увеличению.

   
   

- Женщины сами принимают это решение? Или это случайно?

- Ситуации очень разные. Когда спрашиваем почему так, отвечают, что так получилось как-то. Кто-то не успел доехать.

Из дома — в реанимацию

- А кто рожает на дому не приезжает?

- Они все потом приезжают, вызывают скорую помощь и приезжают. Но рождение малыша на дому опасно для ребенка. В родовом зале Перинатального центра мы готовимся его принять. Есть специальный столик с подогревом, нагреваются пеленки, одеяло с одеждой. Ребенок, когда рождается выкладывается сразу мамочке на животик, этот контакт очень важен. Новорожденный устроен так, что он не имеет еще терморегуляции: легко отдает тепло и не может его удержать. Тут же его накрывают теплой пеленкой, промокают, накрывается второй, а потом переносят на теплый пеленальный столик. А когда роды происходят на дому и женщину с ребенком привозят, дети поступают к нам настолько охлажденными, что зачастую попадают в отделение детской реанимации.

- Это мы еще сейчас про оборудование, которое в Перинатальном центре есть, не говорим.

- Ребенку, которому требуется реанимационные мероприятия, это оборудование необходимо. Спрогнозировать роды никогда невозможно. Роды у женщин, которые рожают самостоятельно, могут отклониться от естественного течения. Могут начаться осложнения со стороны плода и роды пойдут по-другому пути. И если помощи нет, то все может закончится интранатальной гибелью плода.

- В вашей практике встречалось такое, чтобы погибала мама или ребенок?

- Я недавно работаю в Псковской области, но еще до переезда в Псков, был у меня в практике случай, когда мамочка на дому рожала и погибла от кровотечения. Акушерское кровотечение — грозное осложнение. У нее оно было такое, что вся кровь ушла в диван. И естественно, эту женщину, к большому несчастью всей семьи, потеряли.

- По вашим наблюдениям, Наталья Ивановна, какая категория женщин рожает на дому?

- Возрастные, у которых несколько родов за плечами и они не успели доехать. Если это первородящие женщины, то, как правило, те, которые не наблюдались в женской консультации. И не всегда причину этого могут объяснить.

Рожать по плану

- Многие объясняют это тем, что они боятся стимуляции, что это очень вредно. Это действительно так?

- В нашей Школе материнства мы все эти вопросы освещаем. Вот точно после нашей школы мамочки уже не должны бояться родостимуляции. Многие путают ее с подготовкой к родам, которая проводится в отделение патологии беременных, когда происходят индуциированные роды. А стимуляция - это стимуляция родовой деятельности из-за ее слабости. Но это не то, чего нужно бояться. Это всего лишь наш метод лечения аномальной родовой деятельности. И если мы его не применим, то роды не закончатся, так как они должны закончиться.

У нас бывают случаи, когда беременные к нам приходят с несколькими листами формата А4, на которых изложен план их родов, указано от чего они отказываются. И когда мы начинали по каждому пункту разбираться, оказывалось, что женщины просто запуганы. Поначалу они начинали этого плана придерживаться. Но роды - многочасовой процесс, и постепенно про план забывали. Очень редко кто оставался ему верен до конца. И если требовалось какое-то вмешательство, например, усиление родовой деятельности, то женщины соглашались. Мы им не враги. Мы наоборот, только с радостью их всегда ждем, чтобы к такому событию их подвести.

- Из этой же серии вопрос от мамочек про прокалывание пузыря. Они против. Насколько это может вызывать опасения?

- Женщины достоверной информацией не владеют и напуганы тем, что пузырь вскроют. Вскрытие пузыря - это технически легко выполняемая операция, делает ее только врач и только по показаниям. Если вскрывается плодный пузырь, то начинается безводный период. Мы не заинтересованы в том, чтобы он был длинным. У него есть свои допустимые пределы. И мы всегда рады, когда укалываемся в эти пределы, потому что когда этот промежуток увеличивается, это уже рискованно и для организма женщины, и для ребенка, появляется риск восходящего инфицирования, приходится назначать бактериальных терапию.

- А если начали отходить воды, а схваток нет?

- Это уже осложнение, и такие роды считаются патологическими. Нередко такое бывает. Это требует уже поступления в акушерский стационар независимо от срока беременности. Нужно, чтобы сразу начиналось обследование женщины на предмет инфекционных факторов. Ведется мониторинг за состоянием плода, потому что он уже находится без вод. Если это недоношенные сроки беременности и нет риска эту беременность какое-то время пролонгировать, то это делается под наблюдением врачей.

Неразделимые понятия

- Наталья Ивановна, расскажите про анестезию. Многие боятся боли, особенно, кто первый раз. В каких случаях она показана?

- Я на своих занятиях беременных настраиваю на позитив, на то, что не надо бояться. Чего боятся в основном? Боятся боли. Ну, роды и боль понятия неразделимые. Конечно, болевой порог чувствительности у всех индивидуален, но роды - это физиологический процесс. И природа - матушка нас устроила так, что это та боль, которую человек может перенести. Другое дело, что человек не хочет терпеть эту боль, не может в силу своего порога чувствительности.

Если нет абсолютных показаний для анестезии, мы не сразу будем кидаться с порога обезболивать именно медикаментозно. Мы для начала попробуем применить, если это не стремительная, не бурная рядовая деятельность, не медикаментозное обезболивание. У нас целый арсенал в Перинатальном центре: это и душ, и массаж, и фитбол.

Тенденция ведь идет к тому, что у женщины должно быть активное поведение в родах. Были времена, когда она все роды лежала. Теперь лежит только, если хочет вздремнуть.

Ну, а когда такими способами помочь не можем или есть показания, тогда уже анестезия. Врач, ведущий роды, решает какой вид обезболивания выбрать. Если женщина, начиная с первого периода родов, не может переносить боль, и мы это и по поведению видим, то, конечно, врач прибегнет к обезболиванию. Мне, как акушеру- гинекологу, надо, чтобы у меня адекватная была пациентка в родах.

Если боль настолько ее выводит из равновесия, что она не может управлять своим поведением, то решение об обезболивание принимают. Знаете, нам никогда не жалко обезболить. Но подходить к этому надо разумно, ведь могут быть и осложнения после анестезии.

- Иногда женщина, чтобы не терпеть никакую боль, хочет идти на «кесарево». Такое бывает?

- Во-первых, операция кесарево сечение выполняется только по показаниям. «Кесарево» по желанию женщины в нашей стране еще не принято. Может быть, когда-то мы к этому придем, может быть. Потому что ведь в большинстве стран такое есть. Как объясняют это наши зарубежные коллеги: «Если в этом ей откажем мы, она пойдет в другой медицинский центр и ей там эту операцию сделают». У нас пока такого нет.

Кесарево сечение - операция, которую технически за 20 минут может выполнить любой акушер, но это не значит, что она легкая. Выполнить ее — это одно, а последствия от нее — другое. Всегда обидно, когда операция прошла успешно, а мы получаем осложнения какого-то характера в послеоперационном периоде.

- А «кесаревых» все равно, наверно, больше стали делать или нет?

- У нас в Перинатальном центре хорошие цифры по этому показателю. 37, 34, 30 — значения последних лет. Они лучше, чем общероссийские. У нас нет такого, что кесаревых сечений все больше и больше.

- После «кесарева» можно самим рожать?

- Можно. Рубец на матке, который остается после операции, это одно из показаний, ну, не абсолютных к последующему кесаревому сечению. И мы всегда приветствуем, когда женщина, если у нее нет противопоказаний, в следующий раз желает рожать сама. С каждым годом у нас этот показатель все выше. Так, за 2022 год у нас самостоятельно родила 21 мама, в 2023 тоже такая цифра, а за полгода 2024 — уже 19.

- Хотелось бы вас расспросить про Школу материнства, которую вы упоминали. Вы в ней кто?

- Я один из докторов, который занимается женщинами. Всегда говорю, и не только я, что мы рады видеть наших беременных женщин, встретить их потом в стенах Перинатального центра. Всех ждем рожать к нам, не надо никуда уезжать.

Досье
Наталья Ивановна Петрова родилась в Новгородской области. Окончила Архангельскую государственную медицинскую академию по специальности «Лечебное дело», там же клиническую интернатуру и ординатуру по специальности «Акушерство и гинекология». С 2016 года работает в Псковском клиническом перинатальном центре, с 01 июня 2016 года. Врач акушер-гинеколог акушерского физиологического отделения с совместным пребыванием матери и ребенка.