Зажигательный «Фонарь». Как псковская молодежь театр организовала

Коллектив театра - настоящая крепкая и дружная семья © / предоставлено Даниилом Ивановым / АиФ

Почти десять лет назад несколько псковских старшеклассников инициировали создание молодежного театра при Городском культурном центре. Начинали с выступлений на улицах, участвовали в интерактивных представлениях, а потом взяли бразды правления в свои руки и стали ставить полноценные спектакли. У театра пока небольшая аудитория, но за то своя, всего несколько спектаклей, но каких. А еще – молодость, азарт и задор. Как театр создавался, чем живет и что впереди, «АиФ-Псков» рассказал его руководитель Даниил Иванов.  

   
   

От идеи до воплощения

- Даниил, как появился «Фонарь»?

- Это было 2015 год. Я тогда учился в десятом классе, увлекался всем, что связано с актерской деятельностью. Выступая однажды на сцене Городского культурного центра, познакомился с его режиссером. Высказал пожелание организовать что-то для молодежи, чтобы мы могли собираться, играть, ставить спектакли, заниматься творчеством. Мне сказали, что если найдутся идейные люди, то создать коллектив можно.

- Идейные люди нашлись?

- Да, это были мои друзья и одноклассники. Начинали мы с того, что выступали на улицах, участвовали в интерактивных представлениях на мероприятиях Городского культурного центра. Когда театр возглавил я, он уже начал работать полноценно.

У нашего театра, кстати, два руководителя. Кроме меня есть еще Анастасия Сергеевна Сидорова. Она изначально была моей помощницей и помощницей режиссера. С ней мы и поставили самый первый спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война».

Мы настолько влюбились в это дело, так нам нравится работать с подростками и студентами, что иного пока не представляем. Я больше в актерской стезе, Анастасия – в режиссерской. Сами создаем декорации, костюмы. Фронт работ достаточно большой, потому что мы не профессиональный коллектив, у нас нет ни костюмеров, ни гримеров, ни дизайнеров. Делаем все сами, а дети нам помогают.

   
   

- С чего вы начали, когда театр возглавили?

- Поставили музыкально-литературную композицию «Голоса поколений». Это то, что было интересно ребятам. Они читали стихи, которые нравятся им, стихи современных авторов. После этого начали работу над первым спектаклем, она заняла у нас почти полгода.

- Сколько сейчас спектаклей в вашем репертуаре?

- Сейчас у нас три полноценных спектакля: «Завтра была война», «Чучело» и «Маленькие женщины». Идет работа над четвертым, который будет называться «Ночь после выпуска». Мы трепетно подходим к выбору материала. Ориентируемся на возраст ребят, на их типажи, на их актерские способности. Это в учебной работе студент может сыграть старика, а к зрителю я не могу выпустить 19-летнего мальчика в роли дедушки, потому что это будет смешно и не будет восприниматься серьезно. Наши актеры играют персонажей, которые им понятны.

В коллективе занимаются подростки и молодые люди. Фото: предоставлено Даниилом Ивановым

В самодеятельности довольно сложно спектакли создавать. Во-первых, ребята помимо того, что учатся, посещают другие секции и кружки, хотя для многих наш театр в приоритете. У нас нет случайных людей, те, кто приходят, остаются надолго.

Во-вторых, постановка спектакля – работа очень кропотливая. Сначала это «застольный период», когда мы материал читаем, разбираем, делаем раскладку персонажей, работаем над каждым образом. Потом придумываем декорации, костюмы, репетируем.

О проделанной работе получаем всегда хорошие отзывы, хотя у нас нет ни профессионального оборудования, ни профессионального света, ни профессиональной сцены. Но администрация Городского культурного центра нас поддерживает, всегда идет навстречу. И у нас есть свой зритель, который приходит смотреть именно нас. За этот творческий сезон было более 50 показов. Кроме этого, было много закрытых спектаклей.

Дружба и взаимопонимание

- Расскажите про труппу, явно же она вся поменялась с тех пор, как вы сами были участником театра?

- В труппе, которая есть сейчас, не осталось ни одного человека, который был в ней изначально. Когда я стал руководителем, – а я человек требовательный, ответственный и от других того же жду, – не все приняли правила игры. Но я никого никогда не заставляю. У нас все тут по любви.

- Коллектив меняется или он стабилен? Ребята же растут.

- В этом вся проблема. Я порой им говорю: «С вами хоть контракт заключай, чтобы вас не отпускать». Основной состав у нас – это ребята от 14 до 25 лет. Многие поступают после окончания школы другие города и разъезжаются. Мы последние три года даже не делали никакого конкурсного отбора. Я всех призываю приходить, смотреть, чем мы занимаемся, как это проходит, какой у нас бешеный ритм, а потом прошу показать и проявить себя. Остаются всегда те, кому это действительно надо и кто этого хочет.

- Приходят с нуля или уже с какими-то навыками?

- Кто-то уже где-то занимался. А есть такие, кто посмотрел наш спектакль и тоже захотел играть. В театре есть Даниил Крылов. Он как-то пришел на «Завтра была война». Посмотрел и сказал, что всю жизнь хотел играть в театре. Попросился попробовать. Когда он пришел, был совершенно зажатым. Я помню, что когда мы готовились к 9 мая и ставили театрализацию на большой сцене, я даже не мог дать ему ни одной строчки сказать, потому что были проблемы: и речевые, и эмоциональные. Но он был рад, что просто стоял на сцене. Сегодня он играет две главные роли в спектаклях.

Бывает, что к нам переходят из других студий. Сегодня не все выпускают спектакли. Многие уходят в тренинги: актерское мастерство, сценическая речь и прочее. Дают ребята основу и теорию, а потом они приходят к нам с запросом практики. Актер, и я в этом убежден, учится на сцене.

Есть ребята, которые приходят с нуля. Есть те, кто изначально одарен способностями. Они приходят и по ним видно, что тут природа постаралась. Хотя мы все одарены, просто у кого-то талант сразу раскрывается, а кому-то надо время.

- Получается, что у вас есть артисты, которые уже работают?

- Да, есть у нас Саша Ильин, ему 24 года. Он знал о нашем театре с момента его создания, но все не мог дойти, а когда я стал руководителем, то предложил ему все же попробовать. У него техническая профессия, – он работает звукорежиссером, – но он раскрылся, как потрясающий актер. Играет во всех спектаклях. Он старше остальных ребят, ведет их за собой, подсказывает, поддерживает. У нас вообще в коллективе атмосфера дружбы и взаимопонимания.

- А бывает, что вы вы сами где-то актеров находите?

- В Пскове у нас все строго в этом плане. Мы, руководители таких коллективов, все друг друга знаем. Можно только позавидовать и сказать: «Хорошая девчонка, мне б такую». Но я считаю, что будет наглостью с моей стороны подойти и сказать: «А давай-ка ко мне, потому что ты мне нужна». Я такого себе не позволяю. Единственное, когда проходил конкурс «Живое пушкинское слово», приглашали к нам понравившихся ребят. Двое до сих пор у нас занимаются.

Вырастить актера

- Вы упомянули про бешеный ритм. Занимаетесь без отдыха и продыха?

- В понедельник, среду, пятницу работаем над спектаклями. Помимо них у нас есть и другая работа. Мы являемся коллективом Городского культурного центра, делаем театральные зарисовки, программы, участвуем в мероприятиях в качестве чтецов. Субботу и вторник отдаем под тренинги. Когда вплотную переходим работать над спектаклем, то собираемся каждый день. Занятия у нас идут минимум три часа. Если в спектакле задействованы несовершеннолетние дети, то звоню родителям и предупреждаю, что ребенок играет главную роль и он мне нужен, поэтому в 23:00 я отправлю его домой на такси.

- Актеров какого возраста больше?

- Наверное, средний возраст это 16-18 лет. Это старшеклассники и те, кто учится в псковском колледже искусства и культуры. Кстати, наши ребята успешно поступают в театральные вузы страны. И сейчас одна девочка поступает в Санкт-Петербург, а три человека – в наш колледж.

- Так у вас все и уйдут! Сколько в труппе человек?

- Если брать основной состав – 15-16 человек. Есть такие, кто приходит и помогает, есть те, кто уже вышли во взрослую жизнь, но до сих пор выручают и в спектаклях играют. Для нас победа, когда дети к нам возвращаются и вспоминают самыми добрыми словами. Есть мальчик, который поступил в Рязань учиться, но всегда, когда приезжает в Псков, приходит к нам. Говорит, что мы лучшее, что есть в его жизни, что благодаря театру он нашел друзей, раскрылся. Мечтает не только служить, но и в кино сняться.

Коллектив театра неоднократный победитель разных конкурсов. Фото: предоставлено Даниилом Ивановым

Когда есть такой обратный отклик, такая обратная связь, то кажется, что ты все делаешь правильно. Кроме этого у нас еще есть и подготовительная группа: это дети от 6 до 13 лет. Сейчас двум девочкам исполнится по 14 лет и они перейдут в нашу основную труппу. Это практически готовые актеры, я с ними до этого уже 4 года занимался.

- Вы с ними как раз занимаетесь сценической речью и актерским мастером?

- Да, но и полноценные работы ставим. Мы делаем показы для родителей, друзей и гостей, потому что детям надо выходить на сцену, практика нужна. Мы ставили «Пятеро из одного стручка», «Сказку о глупом мышонке» и «Пеппи Длинныйчулок». В этом сезоне делаем серьезную работу: ребята сказали, что они уже большие и не хотят сказки. Поэтому будет театральная зарисовка, где они рассказывают зрителям три истории: про счастье, про добро и про душу и сердце.

- Вы выступаете только в Пскове или куда-то выезжаете?

- Сложно участвовать в фестивалях и конкурсах, а делать это очень хочется. В ноябре при поддержке ГКЦ мы поедем в Смоленск. Как-то ездили в Архангельск, но не со спектаклем, а с театральной зарисовкой. Два года участвуем во всероссийском фестивале конкурсе «Смотри», который проходит в Псковском районе. Сложно, потому что, к моему сожалению и грусти, театральные фестивали и конкурсы переходят в коммерцию. Вывезти свой коллектив очень дорого получается. Это не 300 рублей и даже не 1000 рублей с человека.

- Сейчас стало модно участвовать в онлайн-конкурсах. Как вы к ним относитесь?

- Мы были финалистами известного конкурса «Табуретка», который проходит в Санкт-Петербурге, становились победителями театральных конкурсов Москвы и Севастополя. В прошлом году наш коллектив получил звание народного. Его как раз дают в том числе и за участие в конкурсах и фестивалях. Поэтому у меня двоякое мнение.

С одной стороны, удобно, потому что нужны эти награды и звание, чтобы дальше развиваться. Например, звание народного коллектива дает нам статус, все-таки народных театров в Псковской области всего три, а еще – дополнительную ставку. Так что вместе со званием у нас появился наш звукорежиссер. А с другой стороны, не всегда оценка объективна, когда нет прямого контакта зрителя и актеров. Все-таки театр – это не кино, это совсем иной жанр. Сам часто сижу в жюри и отсматриваю видео. Всегда в такие моменты думаю, что если бы этот ребенок приехал и лично выступил, то может быть жюри его отобрало.

Работа в удовольствие

- Какие у вас планы?

- Работаем над следующим спектаклем. Решили, что будем все же ставить их два, а, может, даже три. Планы большие и грандиозные, только бы хватило сил и времени. От директора Городского культурного центра поступил зарос на новогодний спектакль. Чтобы это была полноценная серьезная театральная работа, где мы можем посоревноваться с Псковским академическим театром драмы, Псковским театром кукол.

Есть у нас и еще одна задумка. В ГКЦ работает замечательный хореографической коллектив «Радость». Там ребята возраста примерно такого же, как у нас, только они танцуют, но они в танце много внимания обращают на актерское мастерство. Мы дружим и задумываемся создать совместную работу. Может, это будет мюзикл, может, хореографический спектакль, может, что-то в стиле бурлеска. Думаем над этим. Хочется объединять ребят, да и им это будет интересно.

- Ваш слушаешь и так у вас все ладно: и ГКЦ вас поддерживает, и коллектив как семья, что еще можно и пожелать?

- Нам можно пожелать зрителя. У нас посадка в зале всего 100 человек, а если бы посадка была 400, то может столько бы и не набралось. Хочется, чтобы на нас обратили внимание, помогли с технической базой, не все возможно в рамках финансирования ГКЦ. Мы не жалуемся, нас все устраивает, нам все и всегда идут навстречу, но вот этого нам вполне можно пожелать.

- Даниил, вы же сам актер. Получается хоть немного самому играть?

- Я играю в «Маленьких женщинах», да мы все играем. Анастасия, например, во всех спектаклях задействована. На самом деле, это сложно, ведь кто-то должен смотреть. Получается, когда она играет, смотрю я, и наоборот. Конечно, мы должны прийти к тому, чтобы самим не играть. Но для этого надо привлекать народ. Нашим театром интересуются люди и 30 лет, и 35, но я пока не готов брать.

После окончания Российского университета сценических искусств я год отработал в Псковском академическом театре актером. Но так сложилось, что очень много всего я совмещал тогда, и сделал выбор в пользу своего молодежного театра. Жалею ли об этом? Жалел бы в том случае, если бы не занимался театром, потому что это любовь всей моей жизни. С детства этим хотел заниматься. Всегда говорил, что хочу стать актером.

К этой мечте я долго шел. Поработал в театре, столкнулся с иной реальностью, где-то меня что-то не устроило, но я никогда на себе не ставлю крест. Я понял, что сейчас мне хочется побыть свободным, никуда не бежать, делать то, что мне интересно. Да и с ребятами мы прикипели друг к другу, я от них черпаю вдохновение. Сейчас вот таким образом себя реализовываю. Я не предал профессию. Жизнь порой складывается причудливым образом: сегодня я еще здесь, а завтра уеду работать в другой театр.

- Вас уже куда-то звали?

- Да, но я не дал положительного ответа, потому что пока я вижу себя здесь и не тороплюсь. Но для любого актера важна практика, если ты не будешь выходить на сцену, твое актерское нутро засыпает, потом сложно приходить в форму. Но у меня профессия творческая, я и сам веду мероприятия, и с ребятами занимаюсь, и как актер себя реализовать могу. Последнее мое детище – «История одного поэта», театрализованный концерт по Пушкину. В нем принимал участие Псковский русский народный хор и студия классического танца «Щелкунчик». Получилась хорошая структурная работа.

- Вопрос напоследок: почему «Фонарь»?

- Я тоже вспоминал. Мы собрались все вместе, изначально нас было человек 5-6. Предложили два названия «Недоросль» и «Отражение». Сидели и спорили, а потом кто-то из ребят сказал: «А давайте назовемся «Фонарь», будем светить всем своим творчеством». И девиз коллектива до сих пор такой, каким был в момент создания: «Зажегся сам, зажги других».