Больше года назад свершилось то, о чем так давно мечтали псковские музейщики, искусствоведы и туроператоры: десять псковских храмов были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как меняется жизнь памятников после получения ими нового статуса, разбирался «АиФ-Псков».
Работа не на один год
«Итоги подводить рано. Задачи, которые поставлены, долговременные. И подводить итог работы преждевременно, потому что работа рассчитана не на один год», - говорит и. о. председателя комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик.
По его словам, сейчас идет корректировка плана управления объектами всемирного культурного наследия «Храмы Псковской архитектурной школы». Эту работу выполняет Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева в Москве.
«К нам приезжают сотрудники института, они привезут готовый план управления. Мы рассчитываем в декабре принять работу, которую сделает институт», - рассказал Вадим Нэдик.
По его словам, это глобальный документ, «который должен сформировать подход для органов исполнительной власти к объекту всемирного культурного наследия, чтобы скорректировать всю работу, связанную с этими объектами»
«Это стратегия, которая включает в себя большой перечень мероприятий. В том числе, создание специальной службы управления объектами ЮНЕСКО. Рекомендовано было создать ее на базе Научно-производственного центра по охране памятников (НПЦ), чем мы и занимаемся», - сказал Вадим Нэдик, отметив, что с 1 января штатная структура будет утверждена.
В то же время 2020-й год преподнес сюрприз в виде новой коронавирусной инфекции. Ограничения не могли не повлиять и на работу с объектами всемирного культурного наследия. Так, при корректировке плана управления объектами ЮНЕСКО были сложности с изучением турпотока на объектах. «Показатели в период ограничительных мероприятий абсолютно не актуальны. Как мы можем провести анализ посещения объекта (а это обязательный элемент плана) международными туристами? Как мы можем актуальные цифры предоставить? Никак», - поясняет чиновник.
Особая ответственность
Новый статус псковских храмов наложил ответственность и на пользователей этих объектов - представителей Псковской епархии.
«Внимание в объектам ЮНЕСКО увеличилось, и мы сейчас формируем общее представление о том, каким образом будет складываться регламент воздействия на эти объекты. Потому что эти объекты все живые. Они выполняют свою изначальную функцию: там совершаются богослужения, там живут приходы», - рассказал древлехранитель Псковской епархии отец Антоний Воеводин, добавив, что только один храм - Преображенский собор Мирожского монастыря - находится на попечении псковского музея.
«На остальных объектах нам надо, в первую очередь ,определить каким образом будет обеспечиваться контроль текущего состояния объекта. Каким образом мы должны разрабатывать проектную и предпроектную документацию, потому что многие храмы требуют реставрации», - пояснил священник.
Антоний Воеводин отметил, что проекты будут разрабатываться в соответствии со всеми нормами: «Каждому объекту необходим комплексный подход - в согласовании с администрацией, с комитетом по охране памятников культурного наследия. У нас полное взаимопонимание по всем вопросам. В этом плане никаких несогласованных действий нет. За каждым объектом закреплены представители епархии — в данном случае настоятели этих храмов. За каждым объектом назначено ответственное лицо, которое будет поддерживать его текущее состояние».
Включение храмов в список ЮНЕСКО — это не только особые привилегии, но и особая ответственность. В последнее время у общественности были замечания к внутреннему убранству храмов. Священник согласился, что многое предстоит переделать.
«Оконные рамы, напольные покрытия требуют адаптации к общему стилю, архитектуре. Надо это постепенно изучать, делать проекты. Во многих храмах не очень хорошая ситуация, много недочетов, на которые владыка обращает внимание и очень негодует по многим моментам. Историчность должна в первую очередь учитываться. Но не надо забывать, что храм - это не музей. И приспособление к современному использованию должно учитывать разные стороны: и историчность, и функциональное применение. Надо находить точки соприкосновения», - заметил он.
Другой уровень
Искусствовед, заместитель председателя Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Ирина Голубева отметила, что импульс к дальнейшей работе с псковскими храмами, которая ведется сейчас, дал общественный совет при комитете по охране объектов культурного наследия.
«Конкретно этим очень активно в течение прошлого года занималась Наталья Николаевна Савицкая. Они сделали многое. Когда в Баку приняли десять храмов псковской школы, все улеглись на лавры и начали почивать, общественный совет не дремал и сделал все, чтобы этот вопрос решался на этом уровне», - рассказала Ирина Голубева.
По ее словам, план управления объектами всемирного культурного наследия- это как раз вопрос взаимодействия многих структур и, в том числе, общественности.
«Действительно, все только началось. Как в других городах это делалось? Подозреваю что формально. А нас интересует не формальный вопрос, - поясняет запредседателя ВООПИиК. - Наши памятники избраны из 18 предложенных. Они все очень непростые и в разных условиях существуют. Меня интересуют градостроительные условия, в которых находятся наши объекты. С этим придется тоже работать».
Искусствовед добавила, что «очень многие думали, что если мы входим в всемирный список наследия, на нас золотой дождь упадет». А это совсем не так. И даже наоборот, это требует от региона и пользователей памятников значительных затрат, в том числе материальных.
Однако новый статус псковских храмов, по ее словам, — это не просто повод для гордости: «Многие объекты огорожены решетками, заборами. Мы идем и не можем обойти храм вокруг. Или те же храмы загорожены ларьками, сооружениями. А сейчас мы должны соответствовать принципу открытости и обеспечить свободный доступ к памятникам».
Когда псковские храмы включили во Всемирный список культурного наследия, город вышел на другой уровень. И сейчас надо соответствовать этому уровню, уверена эксперт.