В «Золотой маске». Андрей Пронин - об истории успеха псковского драмтеатра

Спектакль «Морфий» псковского драмтеатра в этом году претендует сразу на семь номинаций «Золотой маски» © / Псковский академический театр драмы имени А.С.Пушкина

Псковский драмтеатр в последнее время на слуху не только у местных театралов. Достаточно сказать, что премьера этого сезона – спектакль «Морфий» по рассказам Михаила Булгакова – номинирован на «Золотую маску» сразу в семи номинациях, в том числе и на главную. Арт-директор театра Андрей Пронин в интервью «АиФ-Псков» рассказал о том, что принесло псковичам объединение с Александринкой, почему ему было стыдно смотреть в глаза артистам, зачем псковскому театру «акустический ремонт» и чем его зрителей удивят в новом сезоне. 

   
   

«Вошли в семью»

- В начале осени в Петербурге прошел Международный театральный фестиваль «Александринский», псковичи в нем тоже участвовали. Это потому, что псковский драмтеатр с Александринкой теперь «одна семья» – в 2021 году стали его филиалом?

СПРАВКА
С 1 января 2021 года Псковский академический театр драм им. А. С. Пушкина театр получил статус филиала Национального драматического театра России (Александринского театра).

- Мы уже участвовали в Александринском фестивале в 2018 году со спектаклем «Река Потудань» по рассказу Андрея Платонова. Спектакль номинировался на «Золотую маску» и нас с ним позвали в Санкт-Петербург. Впрочем, какие-то связи между нашими театрами поддерживались давно. Так, при прежнем руководстве псковского театра Александринский театр приезжал к нам со спектаклем «Укрощение строптивой» Коршуноваса. Но после гастролей со спектаклем «Река Потудань» у нас возникли особенно тесные контакты.

В жизни наших театров много и исторических пересечений. Достаточно сказать, что легендарный Юрьев (Юрий Михайлович Юрьев (1872-1948), русский и советский актёр, народный артист СССР – «АиФ-Псков»), исполнитель роли Арбенина в мейерхольдовском «Маскараде», открывал наш театр в 1906 году. Поэтому приятно то, что эти связи восстановили, укрепили, и наш театр вошел в семью Александринского театра. Так что нынешнее приглашение выглядит вполне логично.

Андрей Пронин Фото: АиФ-Псков/ Дарья Хваткова

- В 1906 для театра было построено одно из самых интересных общественных гражданских зданий в Пскове. Почему ваш художественный руководитель Дмитрий Месхиев на встрече со зрителями жаловался на неудобства?

- Реставраторы ставили перед собой задачу воссоздать облик театра таким, каким он был создан в 1906 году архитектором Эдуардом Гермейером. Они изучали фотографии, архивные материалы. Можно сказать, что в целом этот облик воссоздан. Но, к сожалению, глобальный ремонт театра в 2012 году был омрачен множественными недоделками. В частности, это привело к разрушению акустических особенностей театра.

- Как будете решать эту проблему?

   
   

- Мы обратились в Министерство культуры РФ, создана специальная комиссия. Мы надеемся, что с ее помощью ее мы получим какие-то средства на акустический ремонт. Но, увы, этот ремонт все равно будет косметическим, потому что для того, чтобы воссоздать акустику в первоначальном виде, нужно разрушать полы, убирать бетон из-под сцены. Дело в том, что оркестровую яму залили бетоном. Поэтому у нас под сценой нет нижней механики, нет оркестровой ямы и из-за этого существенно ущерблена акустика театра.

Мы проводим спектакли на микрофонной подзвучке. Но честь и хвала нашим специалистам, ведь очень важно выстроить правильный баланс звука. Во время спектакля несколько специалистов регулируют диапазон, потому что проблема не в том, что не слышно, а в том, что звук рассеивается, и в зале есть зоны, где невозможно разобрать, что говорят артисты. И для того, чтобы выправить все эти звуковые ямы, на спектакле сидят порой по три специалиста для того, чтобы регулировать диапазоны звука.

- Как я понимаю, у вас очень хорошие звукорежиссеры...

- Они вынуждены быть хорошими. Вообще, у нас отличные специалисты. Скажу по секрету, когда один режиссер выпускала спектакль в одном из петербургских театров, она в конце концов отчаялась и позвонила нашему завпосту и из Пскова приехали несколько специалистов, которые помогли ей выпустить спектакль.

«Было стыдно смотреть в глаза»

- Как получилось, что в состав Национального драматического театра России вошли именно вы? Ведь изначально была идея объединения Александринки с Ярославским театром?

- Это была наша инициатива. Когда мы увидели, что история объединения с Ярославским театром не увенчалась успехом, мы пришли к руководству Александринского театра с идеей создать этот альянс с нами.

- В чем вы видите преимущества перехода под крыло Александринского театра?

- Они огромные. Это и возможность сотрудничать с руководящими кадрами Александринского театра: сверходаренными, талантливыми, очень опытными людьми. Совет того же самого Фокина (Валерий Владимирович Фокин, худрук Александринского театра - «АиФ-Псков») очень дорогого стоит.

Во-вторых, это увеличивающийся бюджет. Наши финансовые возможности очень возросли. И это не только возможность более частых постановок и приглашения более серьезных режиссеров. Артисты и технический персонал театра банально стали на порядок больше получать. И это очень важно. В какой-то момент мне было стыдно смотреть в глаза артистам, потому что они получали совсем гроши. Да я и сам немного получал. Когда молодой артист вынужден подрабатывать ночами официантом, сложно ставить ему какие-то творческие задачи.

Вне всякого сомнения, наше нынешнее руководство более вовлечено в какие-то театральные тонкости и обладает более выпуклым и серьезным пониманием театрального процесса. Потому что все-таки работать под руководством выдающегося режиссера Валерия Фокина – это не каждому так повезет.

- А почему отказался Ярославский театр?

- Ярославский театр был федеральным, он работал под руководством Министерством культуры России. Это другая история. Не могу комментировать. Просто ничего не знаю об этом.

- Специфика театров в небольших городах в том, что должно быть достаточно большое количество премьер, чтобы зрители посещали театр…

- Конечно, с более насыщенным репертуаром и зритель больше идет, и у актеров совершенно другое настроение. Потому что жизнь проходит быстро. Если они два года заняты в одном проекте, то получается, два года их жизни вычеркнуты на эту роль. Не надо забывать, что это не столичные артисты, они не так часто снимаются в сериалах, они не играют в антрепризах. У них вся работа – те роли, которые они играют сейчас в театре. Поэтому, конечно, когда в сезоне восемь проектов, у актеров есть шанс за этот год сделать намного больше.

«Работали душа в душу»

- Расскажите о наиболее интересных премьерах предыдущего года. И что ждет в этом сезоне.

Спектакль «Зойкина квартира» Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина Фото: Псковский академический театр драмы имени А.С.Пушкина

- Мне кажется, что у нас каких-то явных провалов в прошлом сезоне вообще не было. Все спектакли яркие. «Пленные духи» – спектакль Айрата Абушахманова по пьесе братьев Пресняковых, «Зойкина квартира» в постановке якутского режиссера Сергея Потапова по пьесе Булгакова, «Сережа очень тупой» по пьесе Дмитрия Данилова в постановке нашего худрука Дмитрия Месхиева, «Бовари» по Флоберу в постановке Дмитрия Акриша, музыкальные спектакли в постановке нашего худрука – «Случайный вальс» по песням военных лет и «Постой, паровоз» по арестантскому романсу – песням о тюрьме, ссылке, начиная с XIX века и даже раньше и заканчивая сегодняшним днем.

Но, может быть самыми удачными я бы назвал спектакль «Морфий» Антона Федорова по рассказу Булгакова, который мы показали на фестивале «Балтийский дом», и еще один замечательный спектакль – «Дядя Ваня», поставленный Павлом Зобниным по пьесе Чехова.

- Значит, «Балтийский дом» не ошибся, пригласив вас именно с этим спектаклем?

- Спектакль мы выбирали совместно. В программе фестиваля есть еще одна постановка этого булгаковского материала от белорусского режиссера Евгения Корняга. Арт-дирекция фестиваля сочла, что петербургским зрителям будет интересно сравнить. Вообще, по моему убеждению, Антон Федоров – из самых интересных российских режиссеров новой генерации, и я очень благодарен ему за работу с нашей труппой.

- Расскажите о спектакле, который был показан в рамках Александринского фестиваля. Почему именно «Смерть Тарелкина» в постановке популярного режиссера, ученика самого Римаса Туминаса?

- Это был выбор фестиваля. Мы хотели его привезти еще в конце прошлого сезона. Имя режиссера Хуго Эрикссена было предложено художественным советом Александринского театра, по рекомендации именно Валерия Фокина. Хуго уже ставил к тому времени спектакли на сцене Александринского театра. И мы ни разу об этом выборе не пожалели.

Несмотря на молодость, а Хуго всего 29 лет, он пользуется огромным авторитетом у наших артистов. Они все его полюбили, включая «стариков». И работали с ним душа в душу. Надеемся, что это не последняя встреча с Хуго. Спектакль «Смерть Тарелкина» пользуется успехом у псковской публики, актеры его играют с удовольствием, и мы с радостью его привезли представить на суд петербургского зрителя.

- А какие премьеры ожидают зрителя в этом сезоне?

- Дамир Салимзянов приступает к репетициям «Пигмалиона» Шоу, премьеру которого мы выпустим в декабре.

Досье «АиФ-Псков»
Андрей Пронин родился в 1976 году. Соучредитель и ответственный секретарь Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», программный директор Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» в Санкт-Петербурге, координатор программы Санкт-Петербургского фестиваля «Школа. Студия. Мастерская», член Координационной группы Ассоциации театральных критиков России, в прошлом – эксперт Национальных театральных премий «Золотая маска» и «Арлекин», фестиваля «Артмиграция». С 2016 года – арт-директор Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в Пскове. С 2017 года – заместитель художественного руководителя, с 2018 года – арт-директор Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина.