Струны души. Константин Абабков - о балалайке с характером и рекорде России

Музыкант уверяет, что его балалайка особенная и играет сама, как только он берёт её в руки. © / АиФ-Псков

31 мая исполнилось 50 лет Константину Абабкову - известному псковскому балалаечнику-виртуозу, руководителю ансамбля «Сказ», обладателю премии «Душа России» и звания «Душа земли Псковской», имя которого занесено в Книгу рекордов России. В преддверии юбилея «АиФ-Псков» расспросил музыканта о том, почему он выбрал балалайку, о его инструментах, рекорде страны, об отдыхе и учениках. 

   
   

«Надо мной смеялись, что я с балалайкой ходил»

- Константин, вы не считали, сколько концертов дали за свою творческую жизнь?

- Я просчитывал количество концертов в прошлом сезоне, а сезон у нас длится с августа по июль. Только с ансамблем «Сказ» было дано 75 концертов, плюс мои выступления на разном уровне. Я думаю, что это около 150 выступлений в год. Получается, что где-то тысячи четыре концертов я дал за 30 с лишним лет.

- 50 лет — серьёзный юбилей. Подводили ли какие-то итоги?

- Скажу честно, неожиданно быстро пришёл этот возраст. Я пересматривал фотографии за последние 20-30 лет. У меня сейчас серьёзная ностальгия по 90-м годам, по тем временам, когда мы были молодыми, горели глаза, было стремление играть лучше и лучше. Мы знакомились с лучшими на то время музыкантами, такими как «Терем-квартет». Хотели играть на этом же уровне. И я считаю, что многое у нас получилось.

Тогда еды не было никакой, а мы играли на балалайках и баянах и стремились идти вперёд и показывать, как звучат эти инструменты по-современному.

За эти годы наш ансамбль «Сказ», который имеет звание «Заслуженный коллектив народного творчества», показал, что он очень современен и хорошо слушается.

   
   

Но ещё лет 20 назад к нам очень сложно относились в столице. У них в то время было принято как: играем «Светит месяц» в бабочках, смотрим ноты, играем технично, правильно, на высоком уровне, но без каких-то эмоций. А мы это делали иначе, мы работали для людей, чтобы им нравилось. Я вставал, играл стоя, а Москве это было непонятно: «Зачем ты встал? Не надо, надо сидеть».

Ближайший концерт
4 июня в 19:00 в БКЗ филармонии в Пскове состоится юбилейный концерт Константина Абабкова «Струны души». «Я хочу показать балалайку в разных ипостасях, в разных направлениях. Буду играть интересную музыку, не только народную, будет много новых произведений», - отметил музыкант.

Но благодаря тому, что я часто ездил в Москву, в Государственный дом народного творчества, рассказывал, показывал, как и чем мы живём, столица нас приняла. Мы не просто так за эти годы становились победителями, брали несколько гран-при на профессиональных конкурсах исполнителей на народных инструментах. Вот сейчас мы прошли в финал Всероссийского конкурса ансамблей и оркестров национальных инструментов, который пройдёт этой осенью в Ульяновске. Будем соревноваться с лучшими коллективами страны.

Я очень рад, что в 2019 году мы стали победителям грантового конкурса национального проекта «Культура», вошли в 20 лучших любительских коллективов страны. Тогда мы получили хороший грант, на который смогли купить инструменты. У нас было желание приобрести баян «Юпитер» - лучший в стране, и у нас это получилось. И, конечно, современную аппаратуру приобрели.

- Было ли в вашей биографии такое выступление, которое запомнилось на всю жизнь?

- Да, это международный фестиваль «Евромузыка» в 1994 году в Великом Новгороде, где мы познакомились с «Терем-квартетом», вместе с ними играли, репетировали. И я тогда первый раз увидел ансамбль «Россия» и Людмилу Георгиевну Зыкину. Мы выступали на одной сцене. Я как завороженный смотрел и слушал этого человека: легенда и вот она выступает передо мной на сцене!

Мы сейчас очень дружим с ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной и в том году мы приглашали их к нам на юбилей Бориса Трояновского (русский музыкант, виртуоз-балалаечник, организатор Московского Великорусского оркестра народных инструментов - «АиФ-Псков») и наш конкурс народной музыки. Тогда я вместе с ансамблем «Россия» играл соло Бориса Трояновского «Заиграй моя волынка». И вот совсем недавно я был у них на репетиции. То, что они делают по всей стране, пропагандируя народную музыку, мы делаем на псковской земле.

Мы дружим с «Терем-квартетом», с Кубанским казачьим хором, с квартетом «Кумовья», с ансамблем «Сорока» из Великого Новгорода.

- А как вообще так получилось, что вы выбрали балалайку?

- В школу, где я учился, пришли набирать детей в музыкальную школу. А так как я любил заниматься всем, то пришёл домой и сказал: «Я иду в музыкальную школу». На что родители ответили: «А ты в курсе, что там учиться надо целых пять лет?» И вот в третьем классе я оттуда чуть не ушёл: я пришёл на балалайке играть, а тут сольфеджио. Тогда мне отец сказал: «Сын, раз уж пошёл, то закончи школу и возможно, когда-то это станет твоим куском хлеба». Мне было вообще не понятно, что за кусок хлеба, причём тут балалайка? Мне же хотелось с друзьями бегать во дворе, играть в мушкетёров, а приходилось идти в музыкальную школу и заниматься. Надо мной тогда многие смеялись, что я с балалайкой ходил, а потом я смеялся над ними. Я с балалайкой так до сих пор и хожу, только уже по разным странам и городам.

- Много стран вы проехали?

- Ансамбль «Сказ» часто ездил за границу. Где мы только не выступали: Дания, Германия, Польша, Норвегия... Мы же - ганзейский коллектив. Я, наверно, один из тех людей, кто больше всех принимал участие в международных и русских Ганзейских днях. Сейчас, конечно, международная Ганза закрыта, но у нас есть Русские Ганзейские дни и мы это движение поддерживаем, потому что это дружба небольших городов в историческом, культурном и экономическом направлении. В этом году Русская Ганза будет в Вышнем Волочке в Тверской области с 23 по 25 августа, я надеюсь, что мы поедем и представим Псков во всей красе.

«На гитаре для меня слишком много струн»

- Часто ли вы меняете балалайки? Сколько их у вас?

- У меня три инструмента. Одна балалайка со мной 1987 года. Она особенная, разыгранная так, что беру её в руки и она сама играет. Сделал её известный мастер народных инструментов Прилипко. Сейчас я встречаю его инструменты у ведущих музыкантов-балалаечников нашей страны.

С этой балалайкой у меня основная часть жизни, я очень рад, что такой инструмент у меня в руках уже на протяжении 37 лет. С ней я ездил первый раз за границу, на Ганзейские дни в Кёльн в 1988 году. Мы были первыми представителями от России в то время на Ганзейских днях. Это было что-то новое, интересное. А когда в 2013 году в городе Херфорд в Германии решался вопрос, что кто примет Ганзу в 2019 году — Псков или немецкий город, мы в 8 утра уже давали концерт перед делегатами, которые будут голосовать. Мы дали такой концерт, что они все выбрали Псков. Спасибо балалайке, спасибо нашим русским артистам, которые доказали, что мы умеем встречать гостей!

С этой балалайкой мы в Южной Корее работали с арт-трио «Вольница» на высоте 600 - 700 метров над уровнем моря. Играешь музыку вечером, на тебя спускается облако, огромная влажность и каждый день минус струна была, вот прямо за день струны ржавели и лопались. Приходилось искать гитарные струны и каждый день натягивать.

- Что такого особенного в вашей балалайке, из чего она сделана?

- Здесь семь разных пород деревьев, есть и карельская берёза, и чёрное дерево, и как я знаю, из Латинской Америки привозили материалы. Инструмент очень интересный, красиво звучащий. Он со мной был и в Южной Корее, и в горячих точках, и по Ганзам по всем поездил, и в Москве, и в Санкт-Петербурге и доехал до Дагестана.

- Две другие балалайки, они менее качественные?

- Они другие. Они все качественные, они все мастеровые, я их заказывал по размерам того инструмента, который со мной с 1987 года. Они помоложе - одна года 2011, а вторая — 2019. Они звучат иначе и для каких-то произведений я могу взять другую балалайку и что-то сыграть. Но самая первая более техничная балалайка, всю технику, которую мне нужно показать, я могу на ней показать.

- У вас много выступлений на открытом воздухе, как это переносит инструмент?

- Балалайка всё чувствует - давление, кондиционеры, как любой струнный инструмент. Мы в ливень, конечно, не пойдём играть на открытую площадку, сделаем всё, чтобы её закрыть. У нас есть свои шатры. Например, когда мы встречали поезд «Своих не бросаем» на вокзале там то снег шёл, до дождь. Мы ставили шатёр, под которым можем играть даже если ураган вокруг. Мы отыграли, людей встретили, быстро спрятали инструменты. Приехали, протёрли, высушили. Конечно, после такого они могут испортится от этого. На такие выезды не берём самые дорогие баяны с собой, потому что баян сейчас больше миллиона стоит, нам не потянуть будет.

- Кому-то доверили бы поиграть на своей балалайке?

- Нет. Я никому не даю инструмент, потому что, это живой организм, который очень чувствует, когда я дал кому-то даже, чтобы просто сфотографироваться. Потом балалайка может повести себя совсем иначе. Может струна лопнуть или что-то треснуть. Даже такие случаи были.

- А пенсия у балалайки может быть?

- Любой инструмент должен играть. Я видел балалайки конца XIX века в руках мастеров, они до сих пор звучат. И тот же Архиповский (Алексей Архиповский — музыкант, композитор, балалаечник-виртуоз - «АиФ-Псков») до сих пор играет на балалайке Налимова 1915 года. Инструменту больше 100 лет, он звучит, он играет. Если моя балалайка перейдёт потом какому-то музыканту, я буду очень рад.

- На каком-то ещё инструменте играете?

- Я немного могу играть на баяне, вы можете увидеть это в кино «Мы из будущего». Я там играю на баяне, где главная героиня поёт. Пробовал на гитаре, но для меня там слишком много струн, путаюсь в них. Шесть струн — это как две балалайки, это перебор.

Чем удобно три струны — аккорд состоит из трёх нот и балалайка в этом плане очень удобный инструмент.

«Я не знал, на какую музыку меня занесёт»

- 4 ноября прошлого года на выставке «Россия» на ВДНХ в Москве вы поставили рекорд, который занесён в Книгу рекордов России, - за 60 минут сыграли на балалайке 60 произведений. Долго к этому готовились?

- Я перед рекордом два раза всё отрепетировал: один раз в Пскове, второй - мы уехали в Великие Луки с концертами и я репетировал там. А третий раз я уже играл на ВДНХ. У меня были прописаны произведения, я понимал, что не запомню все 60, чтобы их сыграть, мне сказали, что список этот можно поставить перед собой. Я не играл чётко друг за другом, я чередовал. Я не знал, куда меня занесёт, на какую музыку, но я знал, что на каждое произведение у меня есть примерно минутка.

- А отыграть час просто экспромтом вы бы разве не смогли?

- Экспромта там было огромное количество и ситуаций там интересных было не мало. Передо мной стоял директор Книги рекордов России с телефоном, с секундомером. Был ещё большой экран, на нём шло время. И вот когда я уже сыграл 45 минут и понял, что осталось всего 15 минут, оказалось, что время на экране идёт намного быстрее, а сыграл я на самом деле всего лишь 33 минуты. Представьте мои ощущения! Но надо было выдерживать, и видимо моя десантная закалка мне помогла: «Никто кроме нас».

- Не было желания сдаться посреди рекорда?

- Нет, такого не было, но было то, что рука начинала зажиматься. Я переходил на какие-то другие звукоизвлечения, чтобы чуть-чуть отдохнуть. А паузу нельзя было сделать, мне сказали, что если пауза больше двух секунд, то всё останавливается тогда.

- Потребовалось ли после рекорда какое-то техобслуживание балалайке?

- Балалайке нет, а пальцам да. Я до этого сделал хорошее техобслуживание, она была готова играть час.

- Может быть, вы делаете какие-то физические упражнения, чтобы повысить выносливость?

- В своё время я занимался спортом, боксом занимался, ходил на плавание. Сейчас тоже стараюсь в бассейн ходить. С физкультурой мы дружим, но специальных упражнений я не делаю. Я много играю на инструменте — это и есть упражнения.

- Готовите дома или бережёте пальцы?

- У меня первое образование повар-кондитер. Меня научили правильно резать, я даже участвовал в конкурсах по нарезке овощей, когда учился на повара. У меня очень много разных образований и первое, которое я получил после школы — это повар-кондитер.

Готовить люблю и готовлю много, меня научили готовить много, на большое количество людей.

Ещё сплавляюсь с друзьями на нашим рекам. Вот на майские праздники уходим на несколько дней на реки. Отключаюсь от цивилизации, чтобы слиться с природой.

- Берёте с собой в такие выезды балалайку?

- У меня друг берёт гитару и мы у костра поём песни. Очень любим это.

- Что-то изменилось после вашего рекорда на ВДНХ?

- Про балалайку стали больше говорить. До рекорда, который я поставил, в Книге рекордов России про балалайку было прописано только один раз - про Алексея Архиповского. А теперь там два балалаечника есть и я этому событию очень рад. Я надеюсь, что многие люди захотят победить мой рекорд, я им желаю всего доброго, пробуйте, дерзайте, и всё может получиться. Но это было довольно не легко, но очень интересно для меня как для музыканта.

«Сыграть можно всё, где есть мелодия»

- Вы играете самую разную музыку - и народную, и классическую, и рок. А какая вам ближе?

- Наверно, я всё же народник больше, я обожаю играть нашего земляка Бориса Трояновского, как балалаечнику мне это ближе. Мне нравится в ансамбле, чтобы звучала музыка Виталия Григорьевича Румянцева - нашего основателя. И я сейчас беру какие-то его произведения, обрабатываю, осовремениваю и мы играем эту музыку.

А популярную музыку играть интересно. Тут всё банально: людям это нравится, они знают эту музыку и мне интересно им это играть. Классическую музыку мне нравится играть, потому что интересно, как поведёт себя балалайка в том или другом произведении.

- А есть какая-то музыка, которую каким бы ты виртуозом не был, переложить на балалайку невозможно?

- Я играл и в рок-группах, и в панк-группах, потому что балалайка вносит свой такой колорит даже в рок-группе. Наверное, есть какие-то рэперские дела, где я не вижу смысла делать это на балалайке. Сейчас много современной музыки, где нет мелодии, а балалайка - это всё же душевный, мелодичный музыкальный инструмент. Как ни крути, мы всё же должны играть мелодию.

- То есть даже, условно, про «солнце Монако» можно сыграть на балалайке?

- Там есть хоть какая-то мелодия. Если я поймаю мелодию, то можно.

- Вы сами ничего не пишите?

- Своей собственной музыки у меня особо нет. Много разных переложений, аранжировок, обработок, каких-то вариаций на какие-то темы, но чего-то своего у меня нет.

«Научить можно любого, главное — желание»

- Есть ли сейчас интерес к балалайке у молодого поколения?

- За последние годы мы много сделали движений вперёд, чтобы наши молодые ребята играли на народных инструментах. И, как многие знают, в области создался детский оркестр народных инструментов при Псковской областной филармонии. Я там являюсь концертмейстером балалаечной группы. В моём подчинении 26 человек, которые играют на балалайках — прима, секунда, альты. Эти ребята проходили серьёзный отбор, показывали себя с лучшей стороны, чтобы попасть в такой коллектив и быть представителем народной музыки от Псковской области. Мы идём вперёд в поддержке музыкантов — домбристов, нам очень нужны баянисты. Дело номер один в Псковской области - поднять народные инструменты, чтобы ребятам было интересно играть, чтобы они смотрели на нас, на взрослое поколение, которое что-то достигло в музыке, и хотели идти вместе с нами и идти дальше нас. Так что у нас сейчас молодёжь играет, хочет играть и я этому событию очень рад.

- Видите среди молодёжи таких музыкантов, у которых «глаз горит»?

- Глаза у ребят горят, но главное, чтобы они не перегорели и для этого много, что нужно сделать. Надо ездить на конкурсы, на фестивали, чтобы они ощущали сцену, видели глаза людей. Мои ученики, которых у меня не много и с которыми я занимают в детской музыкальной школе №1 и создал ансамбль «Удальцы», - это ребята, которые за мной идут туда, куда я считаю нужным. Мы ездим, выступаем, почти каждую неделю сейчас у нас по выступлению. Вместе с ребятами съездили в Смоленск на конкурс балалаечников «Русское сердце живёт в балалайке». Мы стали лауреатами первой степени. Это было первый раз, чтобы из региона кто-то приехал и занял первое место. Там Москва всегда занимает первое место, а тут псковичи приехали. Мы поразили жюри.

- То есть ваше дело по продвижению балалайки работает?

- Да, за последние года четыре мы сделали большие шаги в этом направлении. И все музыкальные школы Пскова активно участвуют в этом движении.

- А школы по области в целом?

- Я поддерживаю Новоржевскую школу искусств, там хороший класс балалайки и домры. Мы приезжаем туда с мастер-классами, я привожу серьёзных исполнителей из столиц, которые занимаются с ребятами. Великие Луки у нас сильные в этом направлении - и педагоги и исполнители. В Псковской области балалайка сейчас хорошо развита.

- Как завлечь ребёнка балалайкой?

- Приводить на концерты. Когда молодые люди видят, как мы с коллегой выходим играть соло на балалайках, это их завораживает. Я даже знаю, что в музыкальной школе мальчик хотел пойти на домру, но увидел на концерте моих ребят, и сказал: «Я хочу также так, как они играть».

- Бывает, что дети приходят, но у них нет данных для игры на балалайке?

- Это никак не определишь, только уже в процессе. Но всё развивается, слух можно развить, технику. Главное, чтобы глаза горели, главное желание, чтобы родители хотели, чтобы их ребёнок выступал и давал концерты. Мы же не для себя всё это делаем — для фестивалей, для концертов, для того, чтобы наши инструменты слышали.

Досье
Константин Абабков родился 31 мая 1974 года. Окончил Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств имени Н. К. Крупской и ПФ РАНХиГС по специальности «Менеджмент». Обладатель почетного звания «Душа земли Псковской», премии «Душа России», медали «За заслуги перед Псковом». Руководитель Заслуженного коллектива народного творчества России, ансамбля «Сказ» имени В. Румянцева.