Солнце Монако над Запсковьем. В Пскове реализуют уникальный арт-проект

В среднем на нанесение мурала уходит неделя © / Андрей Степанов / АиФ

Картины известных художников постепенно начали появляться на фасадах псковских многоэтажек. Завершилась работа на доме № 49 по улице Труда. Фасад дома украсила картина Ивана Айвазовского «Закат солнца над Монако». В завершающей стадии картина Василия Купцова «Самолеты. Аэросев» на доме № 46 по улице Новоселов. Как идет работа и каковы особенности процесса, «АиФ-Псков» рассказал координатор проекта, художник-иллюстратор, граффитист Иван Трахов.

   
   

Муралы с гарантией

- Иван, погода вносит свою коррективу в процесс?

- Да, приходится работу останавливать и вышка простаивает. Художник работать не может, пока сыро.

- Какой график работы у художников?

- Световой день. Приступают к работе с утра, когда роса высыхает, это примерно 9:00. И работают до 18:30-19:00.

- Почти готов фасад на Новоселов, 46. Сколько времени на него ушло?

- На этом объекте художник работает с 29 сентября. Шли дожди, поэтому некоторые дни получалось работать всего час-два в день. Сегодня этот объект художник планирует завершить. На него ушло практически две недели, но это как раз только из-за погодных условий. В среднем на работу уходит неделя.

   
   
Художник-иллюстратор, граффист Иван Трахов Фото: Андрей Степанов

- Рисуя картину, художник с чем-то сверяется, какой-то образец у него есть?

- Конечно, у него есть распечатанный эскиз и файл в телефоне. Он по ним работает.

- Что за краски используются?

- Каждый художник выбирал себе краску сам, это было одним из условий. И краску, и саму механику нанесения. Каких-то конкретных вариантов, что и как рисовать, не было. Были определенные бюджеты по материалам и мы попытались в них влезть.

Конкретно на Новоселов, 46 используется итальянская краска, но даже у нее палитра не все перекрывает, поэтому мы что-то дозаказываем из других магазинов и отечественного производства.

- С отечественными красками что-то не так?

- Во-первых, у них отличаются палитры, а во-вторых, у отечественной краски очень яркие цвета, не везде такие требуются. Кроме того, на импортную краску заводская гарантия на выгорание дается побольше.

- Как долго муралы продержатся на фасаде?

- На отечественную краску гарантия три года, на немецкую - пять лет, а люди говорят, что она и все 10 лет не выгорает. А так, конечно, краски будут выцветать и стираться. Причем многое зависит от оттенков. Ярко-зеленые, желтые - выгорают быстрее, темные цвета держатся дольше. Но муралы можно реставрировать.

- На одном объекте работает один художник?

- На Новоселов, 49 один художник делает одну работу самостоятельно. На девятиэтажных фасадах, возможно, будут два художника работать, чтобы ускорить процесс. Всего фасадов 12: шесть на Запсковье и шесть на Завеличье. Мы начали с Запсковья, потому что тут фасады поменьше. Девятиэтажная вышка будет у нас одна, поэтому работы на девятиэтажках будут выполняться последовательно. Нельзя их будет параллельно запускать. Поэтому скорее всего мы там будем работать двумя вышками: одна повыше, а другая пониже.

Обманчивая легкость

- В чем сложность этого проекта?

- Сложность в процессе. Допустим, на этом объекте человек начал рисовать по рифленой поверхности и думал, что будет проще, а оказалось, что сложнее. Потом эскиз ему показался более простым, а оказалось, что надо слишком много напылять цветов, а они не все одинаковые, приходится их комбинировать. Поэтому не всегда то, что кажется легким с первого взгляда, таким и оказывается.

- А сложности в написании полотен на фасаде есть?

- Что касается картин, то практически все ребята берутся за любые работы и могут выполнить все. Правда, у каждого своя техника нанесения слоев, рисования.

Художник имеет при себе эскиз картины Фото: Андрей Степанов

- Есть ли разница между нанесением на фасады полотен известных художников и простых изображений?

- Конечно. Изначально же художники не делали макеты для муралов. Поэтому современным мастерам надо придумывать, как переносить их картины на фасады.

- Какие-то подготовительные работы требовались?

- Фасад очищался и отмывался. Мы использовали мойку высокого давления и шпатели. Мощная струя отбила всю имеющуюся на фасаде грязь и краску. Подготовка поверхности занимает, как правило, целый день. Рабочих у нас нет, поверхности отмывали сами художники.

Тонкости процесса

- Как формировалась команда мастеров?

- Когда появилась идея проекта, первыми, к кому я обратился, были участники фестиваля «Плеск». Я спросил, работали ли они в этих стилистиках и есть ли у них знакомые, которые занимаются оформлением фасадов. Ребята мне предложили к сотрудничеству художников. Я запросил портфолио, отправил в музей и комитет по культуре и они одобрили кандидатуры. В итоге в команде проекта художники из Санкт-Петербурга и Москвы.

- А местные есть?

- Да, но не так много. По нескольким причинам. К примеру, один художник, которого я приглашал, пока не берется делать работы такой сложности. Второй, хоть и имеет опыт в этом направлении, не очень желал работать на высоте, а еще надеялся поработать в команде. Но эти фасады, которые есть, не очень исполнимы в команде. Во-первых, у каждого художника есть своя стилистика и ему удобнее самому работать и смотреть, что править, а не руководить кем-то в процессе. А во-вторых, стоит учитывать механику работы. Художники рисуют, находясь на вышке. Уместиться на ней вдвоем довольно проблематично.

Картина Айвазовского появилась на Труда, 49 Фото: Андрей Степанов

- Вы сами участвуете в проекте в качестве художника? Рисуете какую-то картину?

- Я буду рисовать авангардизм. Это картина Василия Рождественского. Я ее выбрал, потому что она самая маленькая по площади и довольно быстро исполнима, что освобождает мне время для координации всей работы. Послезавтра приезжает художник из Москвы и мне надо будет готовить объект к работе. Я тут больше снабженческую функцию выполняю. Сегодня вот буду на Новоселов, 10 фасад замывать. Да и в целом стараюсь помогать ребятам, чтобы они не тратили время на беготню.

- Первые авторы, которые уже почти закончили работы, кто они?

- Здесь, на Новоселов, 46, работу завершает художник из Санкт-Петербурга Александр Карпов. Рисует он уже более 10 лет, его работы есть в Мончегорске, Мурманске, Заполярном. Единственное, картины известных художников на фасадах ему ранее рисовать не приходилось, это его такой первый опыт. Надеюсь, что он примет участие в работе и еще над одним муралом. На Труда, 49 картину Айвазовского рисовал Даниил Спиридонов (Tesla), он тоже из Санкт-Петербурга.