Смешные деньги. Алексей Шамутило о самом сложном в работе стендап-комика

Алексей Шамутило – стендап-комик, резидент «Stand Up» на телеканале «ТНТ», победитель третьего сезона шоу «Открытый микрофон», участник шоу «Comedy Баттл». Но свою карьеру в юморе он начинал в псковской команде КВН. О том, как живут и работают комики, как рождаются шутки и что делать, если вышло не смешно, Алексей рассказал «АиФ-Псков».

   
   

Юмор как профессия

- Когда ты стал профессионально заниматься юмором и зарабатывать этим?

- Я не могу точно сказать, стало ли это профессией вообще. Наверное, да. Как это произошло – сложный вопрос, как-то плавно. Я впервые выступил в конце 2013 года и через какое-то время, года через три, начал получать от этого какие-то деньги. А в 2018 году переехал в Москву.

- Когда ты музыкант, художник или комик, то кажется, что тут нет какого-то постоянного заработка: то провалы, то восхождения. Так ли это?

- Наверное, это так, когда ты только начинаешь. А в данный момент я работаю практически каждый день. Я сам себе на неделю выбираю график, потому что в Москве достаточно много мест, где можно выступить. Бывает и без выходных работаю, поэтому иногда не знаю, какие дни недели.

Досье
Алексей Шамутило родился в Пскове в 1990 году. Окончил факультет менеджмента ПсковГУ, в студенческие годы играл за команду КВН «Льва Толстого, 4». Участвовал в проекте «Камеди Баттл», стал победителем третьего сезона проекта «Открытый микрофон», является резидентом «StandUp» на ТНТ. Участвовал в шоу на ютуб-канале Stand-Up Club#1 «Разгоны», «Книжный Клуб» и «ЧУВС», сейчас время вместе с Иваном Ильиным работает над шоу «Офис».

- Твой твоя профессиональная деятельность строится из нескольких составляющих: выступления перед публикой и участие в разных шоу?

   
   

- Все правильно. Но в основном я, конечно, выступаю перед публикой.

- Ты участвуешь в десятке шоу, насколько это обязательно для тебя? Ты должен посещать все эти шоу или ты просто любишь всех этих людей и с удовольствием ходишь к ним в гости?

- Мы делаем с Ваней Ильиным шоу «Офис»: вот это мое обязательное времяпрепровождение. Все остальное – по желанию. Если меня приглашают и у меня есть свободное время, я прихожу.

- А есть ли условия, которые выдвигает площадка: тема шуток, какие-то ограничения в формулировках?

 - Это все зависит от организаторов. Бывает, просят какой-то конкретный материал, часто просят выступление без мата или пошлостей. Бывает, просят что-то вставить. Допустим, если ты выступаешь в какой-то компании, которая занимается страхованием, они просят что-то про страхование сказать. А так у меня просто есть определенный материал и я его рассказываю, потому что я уже с ним выступал и эти шутки работали.

Проверка на «кошках»

- Как проходит обкатка твоего материала? Вот, например, придумал ты шутку и рассказываешь её друзьям, а они говорят: «Лёш, что за дичь?» Или такого не бывает?

- Да просто плохо себя чувствуешь после этого. Одному человеку или друзьям, наверное, не нужно рассказывать. Есть определенные площадки, например, «Открытый микрофон», где выходишь и рассказываешь большому количеству людей, смотришь на их реакцию и дальше уже думаешь: насколько ты доверяешь их реакции? Надо ли рассказывать еще раз? Обычно там несколько раз рассказываешь шутку и потом уже понимаешь, оставлять ее или нет.

Бывает, что ты рассказываешь какую-то идею и просто даже у людей спрашиваешь: «Вы поняли вообще, что я имел в виду?» И потом, через некоторое время, она уже оформляется, и ты понимаешь, до чего ее надо довести. Шутка сама – это не самое главное, а самое главное – это идея, которая там есть, какая-то форма или какая-то тема. Ты просто ее переделываешь и переделываешь, пока она не станет смешной. Смех – это инструмент, чтобы держать внимание.

- А что делать, когда не заходит шутка?

- Делать вид, что ничего не произошло. Можно поменять тему, можно прокомментировать, то что не понравилось. Опять же, если ты проверяешь материал, то людям, по идее, это и так понятно и никто от тебя особенно ничего не требует. Надо как-то договариваться с собой, научиться понимать, что ничего страшного не происходит. Я, кстати, еще пока не научился. Просто обидно, что не получилось, задевает.

- Тебя посещали мысли бросить стендап после неудачных выступлений?

 - Такое случается периодически. Я иногда просто не хочу этим заниматься, потому что надоедает одно и то же говорить в который раз. А если еще ты попадаешь в зал, который не реагирует, ты думаешь, что надо что-то поменять вообще в жизни, а не только в выступлении.

Но не всегда проблема только в тебе. Допустим, и свет, и звук влияют на восприятие тебя людьми. И даже порядок того, каким ты выступаешь, может определить реакцию людей. Если ты выступаешь первым, то логично, что люди еще даже не воспринимают слова, которые ты говоришь. Должно пройти время, чтобы они вошли в ритм, вошли в атмосферу и должным образом понимали, что происходит.

 - Бывают минуты уныния в твоей жизни и что тебя из этого состояния выводит?

- Не знаю, меня ничего не выводит. Я сейчас примерно в таком состоянии. Мне кажется, что, кстати, не надо разделять понятия творческий человек и не творческий, потому что происходит примерно одно и то же: есть деятельность, которая тебе надоедает, ты ищешь какие-то новые ответы на старые вопросы. Это циклично повторяется.

Наверное, надо искать, в первую очередь, для себя методы, варианты отдыха, искать то, что тебя расслабляет, наполняет, возвращает тебе ресурс.

Трудные роды

- Как появляется шутка: ты что-то подметил и потом переработал это, или шутка может рождаться «из головы»?

- Ну и так, и так. Мне почему-то сложно брать что-то конкретное из жизни, мне почему-то сложно рассказывать про себя. Поэтому я беру какие-то абстрактные вещи, которые мне приходят в голову, но связаны с моей жизнью. Допустим, это рассказы про бабушку. У меня есть бабушка и я могу что-то про неё рассказать. Бывает, я просто придумал какую-то идею и потом это внедрил.

- А у тебя есть любимая тема для шуток?

- Мне нравится, когда люди остро реагируют на что-то. Допустим, тема смерти. Если ты поднимаешь ее, то сначала люди как-то немножко скованно себя ведут, а потом расслабляются. Ты как будто бы немножко расширяешь границы дозволенного. Я не знаю, но думаю, что ни у кого нет любимой темы, например, про города или про еду. Вот про еду, кстати, все время интересно рассказывать, потому что это, чем ты все время занимаешься.

- Ты шутишь о родном городе, о Пскове?

- Я как-то придумал шутку, что в Пскове улица Юбилейная, которая тогда была разбита, названа в честь пачки печенья, по которой проехала машина. Но сейчас уже все изменилось. Мне не удалось нигде эту шутку применить, ее никто бы не понял кроме псковичей, а тут я тогда не выступал.

Сообразить на ходу

 - Ты начинал свой путь в команде КВН, где основной метод – это импровизация. Сейчас тебе формат импровизации ближе, чем воспроизведение готового текста?

 - Все ситуативно: что и когда хорошо получается, то мне и ближе.

- Со стороны кажется, что импровизация сложнее...

 - Ну да. Но опять же, когда это превращается в навык, это не так сложно. Сложно обрести внутренний баланс, чтобы тебе это тоже нравилось. Надо убрать внутреннего критика, который говорит, что что-то не так. Нужно просто получать от этого удовольствия.

Бывают плохие выступления, на которых ты все равно получил удовольствие. Например, ты иногда люди просто смотрят на тебя очень уныло и от этого становится смешно: они пришли на увеселительное мероприятие и они грустят. А бывает, что все идет хорошо, но ты вообще в других мыслях и отсутствуешь. Кто-то бы сказал, что все прошло отлично, но ты чувствуешь: что-то не так.

А импровизация всегда лучше, потому что она происходит здесь и сейчас, люди видят, как это началось и от чего это пошло, они находятся в этом месте и это актуально.

- А ты просматриваешь свои выступления, анализируешь?

- Я пытаюсь этим заниматься, но это тяжело. Должно очень много времени пройти, чтобы отделить себя, смотреть на себя, как на другого человека. А я смотрю и переживаю, вспоминаю, какие эмоции я тогда испытывал, и переживаю их снова. Мне хотелось бы посмотреть на себя, как на другого человека. Пока получается, что я бесконечно смотрю какую-то подборку своих фейлов.

Чужие люди

- Ты любишь взаимодействовать со зрителями во время выступлений?

- В основном, как пойдет, так и пойдет. Когда людям есть что сказать, то взаимодействую. У них тоже бывает интересная история, которую они хотят рассказать. Иногда мне не нравилось, что кто-то что-то говорит, а потом ты понимаешь, что люди просто увлечены этим, и они просто в разговоре тоже хотят что-то дополнить. Но это ситуативно, потому что бывает, что тебе нужно в определенном ритме выступать, у тебя есть повествование и тебя не надо перебивать.

- Обращаются ли к тебе с тем, чтобы ты помог попасть в стендап?

- Есть такой пример. У нас в шоу «Офис» во второй выпуск приходил чувак, который таксистом работает, его зовут Роман. И он после этого начал выступать у нас на разогреве. В основном люди, которые подходят и говорят, что хотят также, они просто направляются на «Открытый микрофон» и дальше уже никогда этим не занимаются.

- А бывает ли так, что человек приходит на «Открытый микрофон» и его там замечают и приглашают в какой-то проект?

- Я, честно говоря, не знаю, не уверен, что такое когда-то случалось. Большинство людей, которые где-то потом появляются в медиаполе, они все равно уже были известны всем, кто в сообществе находится. В основном не выстреливают из ниоткуда.

На самом деле это не так просто – выступать перед большим количеством людей. Кто-то, может быть, очень уверен в себе, и он тебя захватывает просто своей уверенностью, создается атмосфера и тебе кажется, что он хороший такой, интересный. А потом ты вспоминаешь, что он говорил, и понимаешь, что это была полная ерунда.

Когда выходишь на сцену, когда перед тобой много людей, это уже совершенно по-другому работает. Если кто-то кого замечают в итоге и куда-то приглашают, это значит, что он до этого много работал.

- Рано или поздно удачный стендап-комик становится популярным. Как нести это бремя популярности, насколько сильно ты от этого устаешь?

- Не так много людей, наверное, меня узнают и подходят, но это немножко все равно напрягает. Потому что когда к тебе несколько раз подошли, то начинает казаться, что они опять сейчас подойдут, и ты немножко меняешь свое внутреннее состояние.

И в соцсетях я предпочитаю не отвечать. Был случай, когда чувак мне долго мне писал и просил, чтобы я его добавил в друзья. Я ему сказал, что я добавлю, если он 100 раз выступит на «Открытом микрофоне». И он выступил. Я добавил его на две недели и сказал, что надо выступить 500 раз, чтобы я добавил навсегда.

 - Есть ли у тебя свои зрители, которые хотят на все твои выступления?

 - Я однажды заметил, что один и тот же человек приходил на мои выступления пять раз. Мне уже просто было неловко, потому что я примерно то же самое рассказывал. И он меня сильно напрягал: я его вижу и не могу не думать о том, какой раз он уже это слышит. Мне было некомфортно и я просто смотрел куда-то в другое место. Короче, я чувствовал себя из-за этого тупо, глупо, но делал вид, что всё нормально.