С князем по жизни. Андрей Мартьянов: «Довмонт - моя творческая история»

Автор проекта памятника Довмонту предлагает выполнить его безвозмездно © / Андрей Степанов / АиФ

Памятник князю Довмонту в Пскове хотят поставить уже давно, но все время что-то мешает: то с местом не определиться, то средств не найти. В конце 2021 года скульптор Андрей Мартьянов предложил свой вариант памятника, пообещав выполнить его бесплатно. «АиФ-Псков» пообщался с автором проекта.

   
   

С образом Довмонта

- Андрей, как возникла идея памятника?

- Начало работы над образом Довмонта в моем творческом пути связано с поступлением в школу при Академии художеств. Первые эскизы по личности псковского князя у меня появились порядка 25 лет назад. Это абсолютно моя творческая история, мне интересен Довмонт, я изображал его в рельефе, по конкурсному заданию на коне, есть у меня иные композиционные решения. В 2020 году во время самоизоляции из-за коронавируса я заперся в своей деревенской мастерской под Псковом и начал работать. У меня получился один эскиз, второй, третий, а дальше я решил его показать писателю, автору «Сказания о забытом князе» Анатолию Рахматуллину, просто посоветовался, потому что художнику нужен зритель.

Создавая эскиз, я понимал, что могу рассчитывать только на свои силы, поэтому нет замашки на огромный монумент, который будет, наверное, и неуместен для центра Пскова. Вместе с постаментом и проведенным благоустройством его общая высота будет составлять максимум 5 метров. Я подчеркиваю, что общая, потому что кто-то уже возмущался в интернете, что скульптура высотой в 5 метров не нужна. А ее и не будет, высота самой фигуры 2,7 метра.

На выставке «Смоляная вода», которая открылась в Пскове 27 января, представлена ее метровая модель. В таком виде она может стоять в интерьере или стать музейной скульптурой. Но памятник, скорее всего, все равно будет немного другим. Например, советский скульптор Михаил Аникушин, когда делал памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который установлен на площади Искусств в Санкт-Петербурге, создал два десятка моделей и эскизов.

- Получается, совсем не очевидно, что именно так будет выглядеть скульптура, если ее решат поставить в Пскове?

   
   

- Вы же понимаете, что творческий процесс не остановить. Он происходит каждый день. Конечно, все меняется. Этот вариант скульптуры представлен мной на выставке как раз для того, чтобы можно было обсуждать детали. Я считаю правильным, нужным и полезным обговаривать какие-то детали с архитекторами, с общественностью, с искусствоведами, администрацией города и области, с профильными комитетами.

Мне это важно, интересно, мне это нужно для того, чтобы сделать памятник Довмонту для Пскова. Я уже заявлял и от этого своего заявления отступать не намерен - свою работу городу я дарю, я буду лепить, формовать, отливать модель памятника в натуральную величину в гипсе бесплатно.

У Андрея Мартьянова много идей для Пскова. Фото: Андрей Степанов

- А сколько по вашим расчетам потребуется средств на установку памятника?

- Сложно сказать, потому что мы не утвердились с окончательным вариантом. Еще идут обсуждения, на 8 февраля назначены публичные слушания и уже после этого мы придем к общей концепции, тогда можно будет что-то считать. Сейчас эти цифры будут очень условны и приблизительны.

Работа команды

- Действительно ли во время создания макета памятника вы консультировались с Митрополитом Тихоном? О чем шла речь?

- На мой взгляд, личные беседы со священником, тем более с митрополитом, вообще не раскрываются, но то, что мы встречались и обсуждали — это действительно так. А как может быть иначе? Затевая такой проект, надо встретиться с главой города, на чьей земле это происходит, а так как князь Довмонт — святой, то пообщаться с правящим архиереем.

- Какие-то советы Владыка дал?

- Конечно, мы советовались, у нас получилась продуктивная беседа. Да, безусловно, скульптор — автор, но мы должны понимать, что любой памятник — это работа очень многих людей. В ней участвует архитектор, скульптор, и не один чаще всего, потому что такие большие массы сложно вылепить физически и нужны помощники. Участвуют формовщики, литейщики, гранитчики.

Идут консультации с историками, искусствоведами, градостроителями, архитекторами, обсуждается уместность локации, масштаб, благоустройство, без которого работа будет выглядеть незаконченной. Очень иного составляющих. Ну, и конечно, город и горожане принимают решение, достойна ли эта личность памятника, а администрация города согласовывает возможность выделения земли под его установку. Комитет по охране памятников должен быть задействован, потому что в Пскове весь центр находится под охраной и это надо учитывать. По моему опыту, в центральной части города очень сложно поставить скульптуру.

- Где на ваш взгляд уместнее было бы расположить памятник в Пскове?

- Я предлагаю установить статую в сквере на Золотой набережной, выходящем на улицу Леона Поземского. Другие варианты тоже рассматриваются, но этот приоритетный.

Ожившее пространство

- Относительно места расположения вашего предыдущего возведенного в Пскове памятника, «Стражам границы» в сквере на проспекте Энтузиастов, были споры. Многие считают, что в месте отдыха горожан он не уместен, и правильно было бы расположить его рядом с погрануправлением. Что вы думаете по этому поводу?

- Я достаточно мало принимал участие в выборе места тогда, там скорее оно было предложено, нежели выбрано. Я считаю, что место подходит, потому что круговое движение у погранупраления, когда к памятнику даже не подойти — не совсем правильно. А сквер сейчас благоустроили, он получил освещение, дорожки, он зажил, а в 2021 году еще и название сквера Пограничников получил. По-моему эту прекрасно, что на Запсковье появилась такая большая общественная территория.

Я присутствовал на публичных обсуждениях, когда жители этого района говорили о том, что через сквер в темное время суток пройти невозможно, потому что страшно. А сейчас место оживилось, разве же это плохо? Получается памятник дал импульс, чтобы сквер наполнился жизнью.

В Пскове уже есть памятник скульптора. Фото: Андрей Степанов

- Памятник пограничникам вообще вызвал много критики. Псковский искусствовед Юрий Стрекаловский, например, заявлял, что средневековый воин в композиции, названный в описании скульптуры «дружинником Довмонта», вооружен византийским щитом конника, но скандинавскими шлемом и копьем. Что проработка деталей памятника «либо чрезмерная, либо недостаточная». А башня в центре композиции похожа на «киоск с выручкой после фестиваля или пивной ларек», или «огромный стакан». Как вы относитесь к такой критике? Насколько она справедлива?

- Где эта критика была? В соцсетях? Меня нет в соцсетях, мне некогда. А что до Юрия Стрекаловского, то он скорее не критикует, а высказывает обоснованное мнение, которое нужно и полезно. Почему то все всегда думают, что если на какой-то площадке что-то происходит, то это делают какие-то безликие рабочие. Я лично со своими помощниками, со своей командной отработал месяц на возведении памятника «Стражам границы». Сам крепил, сам лил, сам обрабатывал. За это время успел пообщаться с огромным количеством жителей. Вы же понимаете, что такое работа в световое время дня на площадке в парке, где ходят люди. Так вот: критики я не услышал. И мне кажется, что моя информация наиболее достоверна, потому что я общался с людьми и они благосклонно отзывались о проекте.

- А в целом как к критике относитесь?

- Не критикуют тех, кто ничего не делает. Всегда людей раздражают те, которые творят, двигают, идут вперед, это естественно.

- Вы уже создали в Пскове памятник «Стражам границы», готовы подарить памятник Довмонту. Есть ли у вас еще планы, идеи для города?

- Полно! И на выставке «Смоляная вода», которая будет работать в выставочном зале регионального отделения Союза художников России до 20 февраля, их можно будет увидеть. Все мои работы больше частью посвящены Пскову и Псковщине, на выставке гости познакомятся с эскизами и маленькими моделями моих скульптур, созданных для города.